Другие налоги

Особенности исчисления и уплаты экологического налога в 2013 году

Плательщики налога

Плательщики экологического налога (далее — налог) определены ст. 240 Налогового кодекса.

При этом субъекты хозяйствования, которые размещают на собственных территориях (объектах) исключительно отходы как вторичное сырье, не являются плательщиками налога за размещение отходов (п. 240.5 ст. 240 указанного Кодекса).

1 января 2013 г. вступили в силу изменения, внесенные Законом № 4834 в Налоговый кодекс, в том числе в части администрирования экологического налога.

Так, изменено содержание понятия размещения отходов, определенного пп. 14.1.223 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса. Со вступлением в силу указанной нормы (1 января 2013 г.) устраняется двойное обложение экологическим налогом размещения субъектами хозяйствования отходов на специально отведенных местах или объектах, которые размещены на собственных территориях. Таким образом, при временном хранении отходов субъекты хозяйствования не уплачивают экологический налог при наличии у них договора на удаление и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и пр.) и передачу отходов в установленные этим договором сроки на утилизацию и захоронение.

Урегулирован также вопрос о неуплате экологического налога за объемы и виды (классы) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования (независимо от наличия лицензии на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья).

До внесения изменений в Налоговый кодекс не были плательщиками экологического налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах только субъекты хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляют услуги в этой сфере.

Постановлением № 183 утвержден перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию, в который входят отходы полимерные и резиновые, в том числе изношенные шины.

Согласно ст. 1 Закона № 187 к отходам как вторичному сырью относятся отходы, для утилизации и переработки которых в Украине существуют соответствующие технологии и производственно-технологические и/или экономические предпосылки.

Объекты и база обложения экологическим налогом определены ст. 242 Налогового кодекса.

Ставки и исчисление сумм налога

Ставки экологического налога установлены статьями 243 — 248 Налогового кодекса.

При этом согласно п. 2 подраздела 5 раздела XX «Переходные положения» указанного Кодекса по налоговым обязательствам по экологическому налогу, которые возникли с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. включительно, ставки налога составляют 75% ставок, предусмотренных статьями 243246 этого Кодекса (в 2012 г. они составляли 50%).

Вместе с тем во исполнение п. 4 раздела XІX «Заключительные положения» Налогового кодекса Кабинет Министров Украины должен ежегодно вносить в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, в частности экологического налога, с учетом индексов потребительских цен.

Так, пунктами 16 — 21 раздела І Закона № 5503 изменены ставки экологического налога, предусмотренные статьями 243 — 248 Налогового кодекса, а именно: они увеличены в среднем на 7,9%.

Также необходимо учесть норму п. 51 раздела VI Бюджетного кодекса, согласно которой в 2013 г. из средств специального фонда государственного бюджета 33% будет направлено на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Суммы налога исчисляются за налоговый (отчетный) квартал плательщиками налога (кроме определенных п. 240.2 ст. 240 Налогового кодекса), налоговыми агентами, которые осуществляют торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства и/или передают заказчику либо по его поручению другому лицу топливо, произведенное из давальческого сырья такого заказчика. Налоговые агенты, осуществляющие ввоз топлива на таможенную территорию Украины, исчисляют суммы налога на дату представления таможенной декларации для таможенного оформления.

В случае если при ведении хозяйственной деятельности плательщиком налога осуществляются разные виды загрязнения окружающей природной среды и/или загрязнение разными видами загрязняющих веществ, такой плательщик обязан определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения и/или по каждому виду загрязняющего вещества.

Для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов органы ГНС привлекают по предварительному согласованию работников органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды АР Крым и специальных подразделений центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды.

Для проверки правильности определения плательщиками фактических объемов радиоактивных отходов органы ГНС привлекают по предварительному согласованию территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и территориальные органы центрального органа исполнительной власти в сфере использования ядерной энергии, обеспечения соблюдения требований ядерной и радиационной безопасности.

Представление отчетности и уплата налога

Порядок представления налоговой отчетности и уплаты налога определен ст. 250 Налогового кодекса, в соответствии с нормами которой базовый налоговый (отчетный) период по экологическому налогу равен календарному кварталу.

В разделе ІІ «Заключительные положения» Закона № 5503 указано, что он вступает в силу 1 января 2013 г., за исключением отдельных изменений.

Согласно нормам ст. 94 Конституции Украины и ст. 4 Указа № 503 нормативно-правовые акты Верховной Рады Украины и Президента Украины вступают в силу через 10 дней со дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено самими актами, но не раньше дня их опубликования в официальном печатном издании.

Учитывая изложенное, нормы Закона № 5503 применяются с момента вступления его в силу, то есть со дня его официального опубликования, а именно с 04.01.2013 г. («Голос Украины» от 04.01.2013 г. № 2).

Таким образом, плательщики экологического налога при исчислении налоговых обязательств за І квартал 2013 г. с 1 января по 3 января включительно применяют ставки экологического налога, действовавшие с 1 по 3 января этого года, а с 4 января по 31 марта этого года включительно — согласно Закону № 5503, то есть представляют в органы ГНС два приложения к декларации экологического налога.

Соответственно при исчислении налоговых обязательств по этому налогу за ІІ, ІІІ и ІV кварталы этого года применяются ставки налога, установленные Законом № 5503.

Порядок представления Налоговой декларации экологического налога и уплаты налоговых обязательств в 2013 г. не изменился.

Плательщики налога, кроме осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива, и налоговые агенты составляют налоговые декларации по форме, утвержденной приказом № 1010, представляют их в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в органы ГНС и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, за исключением налоговых агентов, которые осуществляют ввоз топлива на таможенную территорию Украины и уплачивают налог до или в день представления таможенной декларации:

за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов;

за топливо, реализованное налоговыми агентами, — по месту нахождения такого налогового агента на налоговом учете в органах ГНС;

за образование радиоактивных отходов и временное их хранение сверх установленного особыми условиями лицензии срока — по месту нахождения плательщика на налоговом учете в органах государственной налоговой службы.

Следовательно, предельным сроком представления Налоговой декларации экологического налога за:

  • ІV квартал 2012 г. является 11 февраля 2013 г., а последним днем уплаты сбора — 19 февраля 2013 г.;
  • I квартал 2013 г. — соответственно 10 и 20 мая 2013 г.;
  • ІІ квартал 2013 г. — 9 и 19 августа;
  • ІІІ квартал 2013 г. — 11 и 19 ноября;
  • ІV квартал 2013 г. — 10 и 19 февраля 2014 г.

К Налоговой декларации экологического налога прилагаются семь приложений, являющихся ее неотъемлемой частью. В случае отсутствия у плательщика соответствующих объектов налогообложения соответствующие приложения не прилагаются, а строки декларации прочеркиваются.

Если место представления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете предприятия, учреждения, организации, гражданина — субъекта предпринимательской деятельности, которым в установленном порядке выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование и размещение отходов, в орган ГНС, в котором такое предприятие, учреждение, организация или гражданин — субъект предпринимательской деятельности состоит на учете, представляются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций.

Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществления выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, образования радиоактивных отходов в течение отчетного года, то он должен уведомить об этом соответствующий орган ГНС по месту расположения источников загрязнения и составить заявление произвольной формы об отсутствии у него в отчетном году объекта начисления экологического налога. В ином случае плательщик налога обязан представлять налоговые декларации в соответствии с требованиями Налогового кодекса.

Плательщики налога, который взимается за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, перечисляют суммы налога в государственный бюджет. По решению плательщика сумма налога может уплачиваться ежемесячно в размере трети планового объема за квартал с перерасчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода.

Плательщики налога, кроме определенных п. 240.2 ст. 240 Налогового кодекса, и налоговые агенты перечисляют суммы налога, который взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Госказначейства, которые осуществляют распределение этих денежных средств в соотношении, определенном законом.

Зачисление налога в бюджет

Пунктом 51 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса установлено, что экологический налог (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока) зачисляется в 2013 г. в таких пропорциях:

  • в специальный фонд госбюджета — 53% (в 2012 г. — 30%), из них 33% — с направлением на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
  • в специальный фонд местных бюджетов — 47% (в 2012 г. — 70%), в том числе в сельские, поселковые, городские бюджеты — 33,5%, областные бюджеты и бюджет АР Крым — 13,5%, бюджеты городов Киева и Севастополя — 47%.

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42