Другие налоги

Заполнение документов на перевод платежей в бюджет в счет погашения налогового долга налогоплательщика

Спецификой платежей в бюджет в счет погашения налогового долга налогоплательщиков является то, что они могут проводиться в рамках процедур, предусмотренных Налоговым кодексом, законодательством по вопросам банкротства, законодательством, регламентирующим исполнительное производство, банковским, бюджетным, гражданским законодательством и т. п.

Особенность перевода денежных средств в бюджет на погашение налогового долга налогоплательщиков состоит в том, что такие платежи:

  • могут осуществляться как непосредственно налогоплательщиком и его представителями, так и другими уполномоченными на это субъектами, в частности налоговым управляющим, арбитражным управляющим (ликвидатором), государственным исполнителем и т. п.;
  • оформляются разными расчетными документами (платежной доверенностью, инкассовой доверенностью (распоряжением), платежным требованием);
  • инициируются как в счет погашения налогового долга, так и на уплату денежного обязательства, но при этом зачисляются в первую очередь в счет погашения налогового долга.

Управление этими сложными механизмами так или иначе обеспечивается органами взыскания — органами ГНС, которые от имени государства защищают бюджетные интересы.

Порядок перечисления денежных средств в бюджет предусматривает инициирование платежей на основании расчетных документов по установленным формам и в соответствии с механизмом оформления их реквизитов, предусмотренным Инструкцией № 22.

Согласно п. 1.14 этой Инструкции банк при осуществлении расчетных операций применяет платежные инструменты, определенные главой первой Инструкции, в соответствии с нормативно-правовыми актами Нацбанка Украины и внутренними процедурами банка.

Приложением 8 «Указания по заполнению реквизитов расчетных документов на бумажных носителях, их реестров и заявления об открытии аккредитива» к Инструкции № 22 предусмотрено, что в расчетных документах на уплату (взыскание) платежей в бюджет реквизит «Призначення платежу» заполняется с учетом требований нормативно-правовых актов по вопросам заполнения расчетных документов в случае уплаты (взыскания) платежей в бюджет или возврата платежей из бюджета.

Основной целью Порядка № 817 является усовершенствование оперативного учета налогов и сборов, поступающих в бюджеты и государственные целевые фонды, контроль за взиманием которых осуществляется органами ГНС.

Порядком № 817:

  • введены общий алгоритм и последовательность заполнения поля «Призначення платежу» в любом расчетном документе на перевод денежных средств в бюджет, которое состоит из семи символов (знаков, цифр, букв);
  • приведены примеры заполнения поля «Призначення платежу» в расчетных документах на перевод безналичных средств со счетов налогоплательщиков;
  • определены особенности оформления расчетного документа на уплату платежа в бюджет наличными с примером его оформления;
  • предусмотрено отдельное оформление расчетных документов на перевод уплаты по каждому виду платежа и по каждому виду уплаты;
  • вменено в обязанность органам ГНС по месту учета налогоплательщиков вручать налогоплательщикам памятки о порядке заполнения и проводить консультационно-разъяснительную работу, касающуюся указанного;
  • обобщены коды видов уплаты в единый список для любых видов поступлений в бюджет, любых расчетных документов на перевод денежных средств и любых инициаторов перевода денежных средств со счета налогоплательщика — клиента банка.

Определение понятия «расчетный документ» употребляется в значении документа на перевод денежных средств, который используется для инициирования перевода со счета плательщика на счет получателя согласно Закону № 2346, а также документа на бумажном носителе, содержащего поручение и/или требование о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет получателя в соответствии с Инструкцией № 22.

Положениями этой Инструкции к платежным инструментам отнесены, в частности:

  • платежное поручение (расчетный документ, содержащий письменное поручение плательщика обслуживающему банку о списании со своего счета указанной суммы денежных средств и ее перечислении на счет получателя);
  • платежное требование (расчетный документ, содержащий требование взыскателя или, в случае договорного списания, получателя к банку, который обслуживает плательщика, осуществить без согласования с плательщиком перевод определенной суммы денежных средств со счета плательщика на счет получателя);
  • платежное требование-поручение (расчетный документ, состоящий из двух частей: верхней — требования получателя непосредственно к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств, нижней — поручения плательщика обслуживающему банку о списании со своего счета определенной им суммы денежных средств и перечислении ее на счет получателя);
  • инкассовое поручение (распоряжение) (расчетный документ, содержащий требование взыскателя (органа ГНС) к банку, который обслуживает плательщика, осуществить без согласования с плательщиком перевод определенной суммы денежных средств со счета плательщика на счет получателя).

Исходя из этого договорное списание, инициатором которого выступает лицо, имеющее счет в банке или пользующееся его услугами, — клиент банка, осуществляется на основании платежного поручения по форме, приведенной в приложении 2 к Инструкции № 22 (код расчетного документа по Государственному классификатору управленческой документации — 0410001), а принудительное списание на основании требований взыскателей (органов государственной исполнительной службы) проводится на основании платежного требования, форма которого приведена в приложении 7 к Инструкции № 22 (код 0410007), и/или органов взыскания (органов ГНС) — на основании инкассового поручения (распоряжения) по форме, приведенной в приложении 24 к Инструкции № 22 (код 0410008).

Согласно приложению 8 к Инструкции № 22 реквизит с полем № 19 «Призначення платежу» оформляется в зависимости от вида расчетного документа на списание денежных средств со счета плательщикаклиента банка (платежное поручение, инкассовое поручение (распоряжение), платежное требование) и с учетом требований относительно их заполнения, но имеет единый формат оформления при уплате (взыскании) или возврате платежей в (из) бюджет(а).

Таким образом, реквизит расчетного документа № 19 «Призначення платежу» состоит из семи полей, которые в установленной последовательности заполняются соответствующими отметками, разделительными знаками, цифрами.

Приведем примеры наиболее распространенных форматов заполнения реквизита расчетного документа № 19 «Призначення платежу»:

  • общий для всех видов уплаты формат, который применяется при осуществлении перечисления в бюджет денежных средств самостоятельно налогоплательщиком и/или органом взыскания:

*

;ХХХ

;

;вид сплати

;

;

;

1

2

3

4

5

6

7

  • формат, применяемый при уплате третьим лицом в пользу налогоплательщика, код по ЕГРПОУ которого состоит из шестизначного номера:

*

;ХХХ

;00ХХХХХХ

;вид сплати

;

;

;

1

2

3

4

5

6

7

  • формат, используемый при уплате третьим лицом в пользу налогоплательщика, код по ЕГРПОУ которого имеет восьмизначный номер:

*

;ХХХ

;ХХХХХХХХ

;вид сплати

;

;

;

1

2

3

4

5

6

7

  • формат, который применяется при уплате третьим лицом в пользу налогоплательщика, имеющего регистрационный (учетный) номер:

*

;ХХХ

;ХХХХХХХХХ

;вид сплати

;

;

;

1

2

3

4

5

6

7

  • формат, который используется при уплате третьим лицом в пользу налогоплательщика, имеющего регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика — физического лица:

*

;ХХХ

;ХХХХХХХХХХ

;вид сплати

;

;

;

1

2

3

4

5

6

7

где «*»признак служебного кода (знака), который обязательно указывается при осуществлении платежей в бюджет;
«ХХХ»
код вида уплаты в виде трехзначного числа, перечень которых приведен в приложении к Порядку № 817;
«вид сплати»
разъяснительная информация о назначении платежа в произвольной форме согласно перечню кодов видов уплаты, приведенных в приложении к Порядку № 817. Количество знаков, учитывая указанные выше поля и разделительные знаки, ограничено длиной поля «Призначення платежу» электронного расчетного документа;
«00ХХХХХХ», «0ХХХХХХХ», «ХХХХХХХХ», «ХХХХХХХХХ», «ХХХХХХХХХХ»
код налогоплательщика, за которого третье лицо (налоговый агент, представитель налогоплательщика и т. п.) осуществляет платеж в бюджет. Коды плательщиков указываются согласно ЕГРПОУ или по налоговому номеру налогоплательщика.

 

При самостоятельной уплате суммы налога и/или погашении суммы налогового долга, возникающего у налогоплательщика, соответствующее поле не заполняется, а вместо этого ставится пробел.

При этом количество цифр не может превышать десяти в зависимости от статуса лиц-налогоплательщиков (юридическое лицо, физическое лицо, физическое лицо — предприниматель и т. п.). Код согласно ЕГРПОУ может содержать от 6 до 8 цифр. При этом если количество значащих цифр меньше 8, то есть составляет 6 или 7, то в начале числа (слева) добавляется одна или две цифры «0» соответственно. Регистрационный (учетный) номер налогоплательщика состоит из 9 цифр, а регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика — физического лица всегда имеет 10 цифр.

Например, учет налогоплательщиков в органах ГНС осуществляется:

  • юридических лиц — на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором согласно Закону № 755, то есть согласно коду ЕГРПОУ;
  • физических лиц — по регистрационному номеру учетной карточки налогоплательщика (кроме лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомили об этом соответствующий орган ГНС и имеют соответствующую отметку в паспорте);
  • уполномоченных лиц договоров о совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица при взятии на учет такого договора; управляющих имущества при взятии на учет договоров управления имуществом; инвесторов, которые заключили соглашения о распределении продукции и являются налогоплательщиками; исполнителей (юридических лиц — нерезидентов) проектов (программ) международной технической помощи, иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств международных организаций в Украине в случае постановки их на учет — по регистрационным (учетным) номерам, и т. п.

Также следует отметить, что в соответствии с п. 2.3 Инструкции № 22 ответственность за правильность заполнения реквизитов расчетного документа несет лицо, которое оформило этот документ и представило в обслуживающий банк.

Согласно п. 2.4 этой Инструкции банк проверяет соответствие заполнения реквизитов расчетных документов клиентов, кроме инкассовых поручений (распоряжений), требованиям приложения 8 к Инструкции № 22, а именно проверяются реквизиты: банком плательщика — «Платник» (поле № 9), «Код платника» (поле № 8), «Рахунок платника» (поле № 10), «Банк платника» (поле № 11), «Код банку платника» (поле № 12), «М. П.» (поле № 40), «Підписи платника» (поле № 41); банками получателя и взыскателя — «Стягувач/отримувач» (поле № 62), «Код стягувача/отримувача» (поле № 66), «Рахунок стягувача/отримувача» (поле № 61), «Банк стягувача/отримувача» (поле № 63), «Код банку стягувача/отримувача» (поле № 67), «М. П. стягувача/отримувача» (поле № 64), «Підписи стягувача/отримувача» (поле № 65).

Проверка банками реквизита поля № 19 «Призначення платежу» не предусмотрена.

В соответствии с п. 2.9 Инструкции № 22 банк не имеет права делать исправления в расчетном документе клиента, за исключением случаев, обусловленных п. 2.26 этой Инструкции и другими нормативно-правовыми актами Нацбанка Украины.

Пунктом 2.26 Инструкции № 22 предусмотрено, что банк плательщика может делать в расчетных документах исправления только реквизитов с названиями «Сума словами» (поле № 6 согласно приложению 8 к Инструкции № 22), «Сума» (поле № 7), «Рахунок платника» (поле № 10), «Банк платника» (поле № 11), «Код банку платника» (поле № 12).

Следовательно, банк не может самостоятельно делать исправления в поле № 19 «Призначення платежу» расчетных документов.

В целях недопущения случаев неправильного или ошибочного заполнения реквизита расчетного документа «Призначення платежу» при перечислении платежей в бюджет письмом № 25-111/2436 до сведения банков Украины и их филиалов доведена необходимость соблюдения требований нормативно-правовых актов, регламентирующих указанный вопрос, в частности Инструкции № 22 и Порядка № 817, усиления контроля за правильностью оформления межбанковских электронных расчетных документов (особенно при заполнении всех разделительных знаков и кодов, содержащихся в расчетных документах клиента на осуществление платежей в бюджет), а также обращения внимания клиентов банков на правильность заполнения указанного реквизита расчетного документа при уплате налогов в бюджет согласно Порядку № 817.

Следует отметить, что со вступлением в силу 23.08.2012 г. приказа об утверждении Порядка № 817 утратил силу приказ № 301.

Примеры заполнения отдельных расчетных документов на уплату платежей в бюджет

Код уплаты «141» вида уплаты «Взыскание налогового долга по решению суда путем взыскания денежных средств клиентов банков» может заполняться при списании денежных средств со счетов налогоплательщика в банках, обслуживающих такого плательщика, которое осуществляется на основании соответствующего решения (постановления) суда, принятого во исполнение абзаца первого п. 95.3 ст. 95 Налогового кодекса, которое оформляется инкассовым поручением (распоряжением). Пример заполнения такого инкассового поручения приведен в приложении 1 к этой статье.

Код уплаты «147» вида уплаты «Взыскание в рамках исполнительного производства» оформляется при перечислении денежных средств в бюджет согласно судебному решению и на основании исполнительного листа органа государственной исполнительной службы, по платежному требованию, пример заполнения которого приведен в приложении 2 к этой статье.

По аналогии оформляются указанные расчетные документы по коду уплаты «146» вида уплаты «Поступление в бюджет денежных средств от погашения других видов задолженностей перед бюджетами».

Код уплаты «136» вида уплаты «Уплата денежного обязательства, определенного органом ГНС по результатам документальной проверки подразделений погашения налогового долга» оформляется при самостоятельной уплате налогоплательщиком суммы штрафа (за отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия органа ГНС, получение которого является обязательным согласно ст. 91 Налогового кодекса), определенной в налоговом уведомлении-решении (по форме «З», приведенной в приложении 4 к Порядку № 985), которая происходит в течение 10 календарных дней, наступающих за днем получения налогового уведомления-решения (при проведении административного или судебного обжалования — в течение 10 календарных дней, следующих за днем согласования), на основании платежного поручения, пример заполнения которого приведен в приложении 3 к этой статье.

Следует отметить, что аналогично оформляются указанные расчетные документы по коду уплаты «117» вида уплаты «Поступление в бюджет денежных средств налогоплательщика, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве», коду уплаты «140» вида уплаты «Поступление в бюджет денежных средств в счет погашения налогового долга», коду уплаты «144» вида уплаты «Взыскание налогового долга по решению суда путем погашения за счет дополнительных источников (дебиторской задолженности, долга обособленных подразделений юридических лиц и т. п.)», коду уплаты «145» вида уплаты «Поступление отсроченных (рассроченных) сумм», коду уплаты «148» вида уплаты «Поступление в бюджет денежных средств от погашения налогового долга в международных правоотношениях», коду уплаты «149» вида уплаты «Поступление в бюджет денежных средств от реализации бесхозного имущества, находок, наследственного имущества, валютных ценностей и денежных средств, владельцы которых неизвестны, а также сокровищ».

Код уплаты «142» вида уплаты «Взыскание налогового долга по решению суда путем взыскания денежной наличности, принадлежащей налогоплательщику» оформляется при взыскании денежных средств в счет погашения налогового долга за счет денежной наличности, принадлежащей такому налогоплательщику, на основании соответствующего решения суда. Изъятые наличные средства вносятся должностным лицом органа ГНС в банк в день их взыскания для перечисления в соответствующий бюджет в счет погашения налогового долга налогоплательщика на основании заявления-квитанции на перевод денежных средств.

Примеры заполнения отдельных расчетных документов на уплату платежей в бюджет

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42