Интервью

Всестороннее диагностирование станет основой для принятия управленческих решений

Направления совершенствования работы налоговой службы вызывают живой интерес у коллег Инны Санжаревской — директора Координационно-мониторингового департамента Министерства доходов и сборов Украины. И это не удивительно, ведь речь идет о принципах деятельности, не только кардинально влияющих на организацию налогового сервиса, но и определяющих формы и методы работы ведомства на долгосрочную перспективу. В разговоре с Инной Санжаревской мы затронули тему очередных новаций в работе Департамента.


В.Инна Семеновна, принятие Налогового кодекса Украины дало старт интенсивному реформированию налоговой системы. Как это повлияло на работу возглавляемого Вами подразделения?

И. С. — Определение в Налоговом кодексе понятия информационно-аналитического обеспечения деятельности органов ГНС как комплекса мероприятий по сбору, обработке и использованию информации, необходимой для выполнения возложенных на ведомство функций и задач, повысило требования к организации прогнозно-аналитической и учетной работы на качественно новом уровне, побудило пересмотреть как организационные, так и методологические принципы нашей деятельности. С другой стороны, этого требовали также ответственные задачи по наполнению бюджета. Указанные направления стали основными составляющими нашего реформирования.

В.Использование современных информационных технологий в прогнозно-аналитической работе налоговой службыэто дань моде или крайняя необходимость?

И. С. — Процессы реформирования охватывают все составляющие налоговой службы — как внешние, так и внутренние процессы организации работы системы в целом. К внешним можно отнести участие ГНС Украины в законотворческой деятельности (в частности, отработка предложений по совершенствованию законодательства от всех субъектов законодательной инициативы) или формы общения с налогоплательщиками (от получения и обработки налоговой отчетности до предоставления им налоговых услуг). Качество выполнения внешних процессов зависит от уровня организации процессов внутренних — рациональной организационной структуры, правильно определенных функциональных полномочий и обязанностей структурных подразделений, профессионального уровня персонала, технической возможности обработки налоговой отчетности плательщиков на электронных носителях и т. п. Поскольку Департамент по своим функциональным полномочиям является участником указанных процессов, мы заинтересованы в качественном их выполнении. Так, комплексная и оперативная обработка данных налоговой отчетности, прогнозирование поступлений в бюджет, анализ деятельности налоговых органов, своевременное информирование плательщика (по его требованию) о состоянии расчетов с бюджетом нуждаются в соответствующем уровне технического обеспечения. Без современных технологий обработки данных это невозможно.

В.Какие новые направления прогнозно-аналитической работы планируется внедрить в ближайшее время?

И. С. — Мы планируем внедрить новое направление работы — налоговую диагностику. Термин больше медицинский, но в экономике слово «диагностика» — производное от греческого diagnostikos — процесс распознавания проблемы и определения ее с использованием принятой терминологии, то есть установление диагноза ненормального состояния исследуемого объекта. Изучение научной литературы свидетельствует, что в оценке экономических явлений этот термин достаточно широко используется как зарубежными, так и отечественными экономистами. Сферы применения диагностики как метода исследования в отечественной экономике довольно разные — экономическая безопасность предприятия, оценка состояния субъекта хозяйствования, система управления персоналом, финансовая диагностика, конкурентоспособность продукции, разработка бизнес-проектов.

В.Какой опыт из мировой практики берете за образец?

И. С. — Следует обратить внимание на утверждение известного французского эксперта при национальных и международных организациях по стандартизации Бернара Коласса о том, что заниматься диагностикой — означает рассматривать состояние исследуемого объекта с целью выявления в динамике симптомов явлений, которые могут задержать достижение поставленной цели и решения задач, подвергая опасности запланированную деятельность. Российский ученый М. Глазов под диагностикой понимает учение о методах и принципах распознавания дисфункций и установления диагноза анализируемого объекта с целью повышения эффективности его функционирования и повышения жизнеспособности. По моему мнению, это дополнительные утверждения в пользу того, что основные организационные и методологические принципы диагностики как метода исследования могут быть применены и в сфере обеспечения доходов бюджета.

В.Каким образом?

И. С. — Для налоговой службы основная деятельность — обеспечение стабильных поступлений в бюджет. Возможная опасность — риск недопоступления денежных средств. Наша задача — минимизировать риски, выявить факторы влияния. В частности, экономическое состояние налогоплательщика или сектора экономики, несовершенство законодательства, уровень организации работы органов налоговой службы на местах, минимизация налогоплательщиками расчетов с бюджетом или намеренное уклонение от уплаты налогов и т. п. Следующий этап — поиск путей привлечения к уплате надлежащих бюджету платежей.

В.Чем диагностика будет отличаться от аналитической работы?

И. С. — Большей комплексностью. Как система действий она основывается на анализе текущей ситуации и выявлении причинно-следственных связей, связана с прогнозом будущего состояния исследуемого объекта, предусматривает синтез полученной информации для прогнозирования его будущего состояния. Такое всестороннее диагностирование станет основой для дальнейшего принятия управленческих решений.

В.Как это будет происходить на практике?

И. С. — Одно из направлений — Табель органа ГНС. Главные особенности этого аналитического документа — комплексность охвата показателями деятельности территориальных органов и автоматическое его формирование. Уверена, что благодаря этому Табель позволит обеспечить руководство оперативной и непредвзятой информацией о состоянии дел во всех звеньях ведомства, определить проблемные вопросы в налоговом администрировании и наполнении бюджета и определить направления достижения поставленной цели. И это не единое направление. Как и экономика, налоговая система находится в постоянном движении, совершенствуется. Мы со своей стороны стараемся реально оценивать состояние наполнения бюджета и оперативно реагировать на возможные риски недопоступления денежных средств.

В.Какова цель этих новаций?

И. С. — Довольно амбициозная — сделать надлежащий вклад в процесс реформирования налоговой службы. Уверена, что над этим должен работать каждый налоговик. Главное, по моему мнению, понимать, что от качества работы каждого зависит результат деятельности системы в целом.


Беседовала Татьяна ЕГОРОВА

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42