Статьи

Главным для нас остается возмещение причиненных преступлениями убытков и возврат в бюджет скрытых от налогообложения денежных средств

«Вестник» решил поинтересоваться, как работается следователям налоговой милиции в условиях нового Уголовного процессуального кодекса Украины, у заместителя начальника налоговой милиции — начальника Главного следственного управления ГНС Украины Анатолия ЯКОВИНЦА.


В. - Анатолий Иларионович, введение нового Уголовного процессуального кодекса внесло изменения в работу всей правовой системы. Насколько нормы УПК облегчили или усложнили деятельность следственных подразделений налоговой милиции по расследованию преступлений в налоговой сфере?

А. И. — Расследовать такие дела всегда было нелегко, ведь к мошенническим аферам обычно прибегают лица, хорошо осведомленные в экономических законах и специфике уголовного и налогового законодательства. Мошенники создают настолько запутанные схемы, в которые вовлекаются десятки, а то и сотни реальных и фиктивных предприятий, что нашим следователям приходится постоянно повышать свой профессиональный уровень, владеть знанием не только уголовного процессуального, но и гражданского, бюджетного, налогового и банковского законодательства, при необходимости — приглашать специалистов различных отраслей хозяйства.

Введение норм Уголовного процессуального кодекса для следователей налоговой милиции не представлялось очень сложным процессом, ведь законодательством было дано шесть месяцев для изучения и подготовки к применению норм этого Кодекса. В прошлом мы работали в условиях, приближенных к нынешним, поскольку и раньше отдельные следственные действия проводились только с разрешения суда. Сейчас досудебное расследование начинается с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований. Ликвидация доследственной проверки привела к значительному увеличению нагрузки на следователей, однако оно прямо пропорционально уменьшению нагрузки на оперативные подразделения. Принципиальной новацией УПК является предоставление права следователям проводить негласные следственные (розыскные) действия, а также предоставление права стороне защиты самостоятельно собирать доказательства.

В. — То есть лица, совершившие преступления, при определенных обстоятельствах могут стать вашими партнерами?

А. И. — Мы находимся по разные стороны закона, ведь защищая экономические интересы государства от преступных посягательств, должны постоянно действовать исключительно в правовой плоскости. Лица, совершившие преступления, действуют за рамками определенных законом прав, уклоняясь от обязательств по уплате налогов, уничтожают равные возможности ведения бизнеса, что, в свою очередь, подрывает государственную стабильность и разрушает здоровую конкурентную среду.

В. — Уголовный процессуальный кодекс требует от вас убедительных доказательств, подтвержда-ющих вину подозреваемого...

А. И. — Вручая лицу уведомление о подозрении в совершении преступления, необходимо иметь такие доказательства, на основании которых прокурор сможет в суде полностью доказать вину этого лица. Сомнения в доказанности вины толкуются в пользу обвиняемого, а недоказанная виновность равна доказанной невиновности. Учитывая то, что после рассмотрения дела суд должен обязательно вынести решение о виновности или невиновности обвиняемого, наша доказательная база должна быть совершенной. Новый УПК не предусматривает возможности возврата дела для проведения дополнительного расследования. Это налагает на следователя повышенную ответственность, ведь мы стоим на страже экономической безопасности страны. Тем более в кризисный период, когда каждая копейка для государственного бюджета имеет большую цену, мы должны действовать максимально сосредоточенно. Несвоевременное и ошибочное направление следствия может привести к избежанию мошенниками ответственности за содеянное правонарушение. Каждый следователь должен чувствовать личную ответственность за привлечение нарушителя не только к уголовной, но и к финансовой ответственности, чтобы своевременно выплачивались зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсии — пенсионерам, а также финансировались социально-экономические программы государства. Речь ведь идет о сотнях миллионов гривен налоговых поступлений, которые ловкие дельцы прячут от общества. Как и раньше, ныне, в условиях действия нового уголовного процессуального законодательства, главным для нас остается возмещение причиненных преступлениями убытков и возврат в бюджет скрытых от налогообложения денежных средств.

В. — Достижение экономического эффекта и в дальнейшем остается основным приоритетом работы Главного следственного управления ГНС Украины?

А. И. — Такова наша задача, ведь не так важно упечь за решетку лицо, преднамеренно не уплатившее налоги, да еще и тратить государственные средства на его содержание, как установить социальную справедливость и заставить злоумышленника перечислить в бюджет скрытые налоги.

Законодательство позволяет лицам, уклоняющимся от уплаты налогов, избежать заключения. Прежде всего в случае возмещения причиненного бюджету ущерба суд может освободить подозреваемого от уголовной ответственности. Новый УПК предусматривает также институт соглашения между прокурором и подозреваемым о признании виновности. Кстати, в следственных изоляторах в настоящее время под стражей нет ни одного лица, подозреваемого в уклонении от уплаты налогов по делам, которые расследуются следователями налоговой милиции.

В. — Каких результатов Главному следственному управлению удалось достичь?

А. И. — В налоговой и бюджетной сферах совершается еще значительное количество преступлений. В прошлом году нами направлено в суд 1,4 тысячи уголовных дел, свыше 60% которых — по тяжким и особо тяжким преступлениям, в том числе 10 дел в отношении 54 лиц — по преступлениям, совершенным лицами в составе организованных групп. Динамика возмещения причиненных преступлениями убытков в законченных следователями налоговой милиции уголовных делах за последние четыре года возросла в пять раз. Так, если в 2008 году удалось возвратить государству 122 млн. грн., в 2009-м — 167, в 2010-м — 233, в 2011-м — 488, то в прошлом году в бюджет возвращено уже свыше 620 млн. грн.

В. — Возможно, эти цифры свидетельствуют больше об эффективности работы следователей?

А. И. — В том числе. При всем уважении к коллегам хочу отметить, что результат имеет комплексный характер. Он стал возможным благодаря внедрению в ГНС рискоориентированной системы мониторинга уплаты налогов, ряда электронных информационных новаций. Выявить серьезные преступления нам удалось за счет объединения усилий ревизоров, оперативных работников и следователей при расследовании правонарушений в сфере налогообложения. Подчеркиваю, что завершением досудебного расследования подводится черта под действиями многих специалистов налоговой службы. Можно много говорить о профессио-нализме коллег из других ведомств, но объединение действий налоговых ревизоров, оперативников и следователей налоговой милиции пред-определяет положительный результат. Результаты прошлого года свидетельствуют о том, что по законченным следователями налоговой милиции уголовным делам обеспечено возмещение убытков бюджетам всех уровней на сумму свыше 563 млн. грн., тогда как по делам, законченным следователями прокуратуры, — 92 млн., следователями СБУ — 24 млн., а следователями ОВД — только 5 млн. грн.


Беседовал Николай ВЛАЩУК

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42