Статьи

Придать селу сил

Большинство украинцев, покупая продукты на рынках, уже вряд ли сомневаются в преимуществах и экономической целесообразности мудрого принципа «свой к своему за своим». Здесь и сторговаться можно, и продукты, выращенные заботливым хозяином, вкуснее и безопаснее (по крайней мере, в это очень хочется верить), и волшебная цепочка спрос — производствопотреблениеспрос становится крепче. В целом малые предприятия и единоличники, по прогнозам Минагрополитики Украины, до 2020 г. будут производить минимум 40% всей сельскохозяйственной продукции. В последнее время государство с помощью разнообразных рычагов, в том числе налоговых, стимулирует крестьян к созданию небольших фермерских хозяйств. А министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк пообещал поддерживать всех мелких и некрупных производителей, даже тех, кто работает на 2030 сотках или держит одну корову.


Льготная эволюция

На государственную помощь могут рассчитывать прежде всего новосозданные и финансово слабые хозяйства. Такое правило действует в большинстве государств, где применяют различные формы налоговых и других льготных режимов — от налоговых ставок единого сельскохозяйственного налога до льготного кредитования сельхозпроизводителей, предоставление субсидий и установление гарантированных закупочных цен и государственных закупок сельскохозяйственной продукции.

В Украине до конца 1990-х годов единственной привилегией для сельхозпроизводителей была льгота по налогу на прибыль в части доходов, полученных от производства сельхозпродукции и продуктов ее переработки. Запущенная в то время аграрная отрасль и призрак возможного продовольственного кризиса вынудили законотворцев ввести льготный режим налогообложения сельского производителя, в частности фиксированный сельскохозяйственный налог. По данным экспертов, ФСН ныне уплачивают до 95% аграриев. Это позволяет им вести простую отчетность, а также не уплачивать налог на прибыль, земельный налог, сбор за специальное использование воды, сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.

Специальный режим налогообложения сельхозпроизводителей в форме фиксированного сельскохозяйственного налога в Украине действует уже 13 лет. Как альтернативу общей системе налогообложения его ввели сначала в 1998 г. в трех районах — Глобинском (Полтавщина), Старобешевском (Донетчина), Ужгородском (Закарпатская область), а с 1999 г. — по всей Украине. Больше всего выиграли от введения ФСН предприятия животноводческой отрасли, производители рентабельных видов растениеводческой продукции, преимущественно зерновых и подсолнечника, производители сахарной свеклы, картофеля, плодов, ягод и винограда.

Насколько весомым был эффект от нововведения, можно судить по статистике. В течение 1999 — 2004 гг. уровень налоговой нагрузки на плательщиков этого налога не превышал 2,5 грн. на 100 грн. выручки. Благодаря этому повысился уровень заработной платы наемных работников. Начиная с 2004 г., чтобы предупредить злоупотребления в сфере взимания ФСН и уменьшить несанкционированное пользование льготами, минимальную полученную от реализации сельхозпродукции часть дохода, необходимую для подтверждения статуса плательщика ФСН, увеличили с 50 до 75%. Это условие действует и ныне. Согласно ст. 301 Налогового кодекса плательщиками ФСН могут быть сельхозтоваропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) период равна или превышает 75%.

Круг плательщиков фиксированного сельхозналога расширился в 2005 г., когда льготным налогообложением могли воспользоваться хозяйства, занимавшиеся разведением, выращиванием и ловлей рыбы во внутренних водоемах. С тех пор неизменным остался объект обложения ФСН для сельхозпроизводителя — площадь сельскохозяйственных угодий (пашен, сенокосных угодий, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), находящихся в его собственности или предоставленных ему в пользование, в том числе на условиях аренды. С момента введения ФСН его уплата основывается на номинальной стоимости земли и не разделяет плательщиков на крупных и мелких. Хотя, по информации Минагропрома Украины, структура агропромышленного комплекса постепенно будет изменяться в пользу средних и малых предприятий, роль которых будет усиливаться наряду с крупными хозяйствами.

Кормильцы большие и малые

Если до недавнего времени надежды на агропромышленный экспорт связывали прежде всего с деятельностью крупных компаний — производителей и экспортеров зерна, то в последнее время за рубежом больше интересуются переработкой хлеба и производством мяса, молока и других продуктов с дальнейшим их экспортом. Как свидетельствует мировой опыт, фермерам из категории средних, мелким производителям и единоличникам по силам развивать эти сегменты рынка. Профильный министр уверяет: «В ближайшие годы Украина должна превратиться в производителя почти всех групп сельхозпродукции, кроме разве что экзотических фруктов». Об этом свидетельствуют и ростки новых многообещающих направлений, появляющиеся в последнее время в аграрном секторе.

Хорошим примером гибкости отечественного агропромышленного производства, его ориентированности на нужды потребителя, и не только внутреннего, является ягодный рынок, продукция которого востребована в любой сезон. Хотя украинская земляника на заснеженной лужайке, как в сказочном сюжете, пока не плодоносит, зато все активнее применяются новые технологии ее хранения и переработки. Именно спросом на ягоды среди переработчиков во многом обусловлен повышенный интерес сельхозпроизводителей к их выращиванию, чем ныне активно занимается и средний бизнес, и единоличники.

Рынок для производителя

Крестьяне, имеющие собственные приусадебные участки, небольшие паи, производят самые важные продукты — мясо, молоко, овощи, фрукты и кровно заинтересованы в том, чтобы реализовывать продукцию собственного производства, не перекладывая в карман торгового посредника плоды собственного нелегкого труда. Уже с 1 января текущего года для них действует благоприятный режим налогообложения. Доходы граждан от продажи собственной продукции животноводства — живых животных, мяса, яиц, кожи, молока и т. п. — не облагаются налогом, если их сумма совокупно за год не превышает 100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года (в 2013 г. — 1147 грн.). Лишь при таких условиях продукция может реализовываться без получения справки о наличии земельных участков. И только если сумма полученного дохода превышает указанные размеры, гражданин обязан предоставить в налоговую инспекцию справку о самостоятельном выращивании продукции животноводства. Она выдается в произвольной форме сельским, поселковым или городским советом по месту жительства. Если справкой подтверждено выращивание проданной продукции животноводства непосредственно гражданином, налогообложению подлежит доход, превышающий 100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года. Однако в случае когда гражданином не подтверждено самостоятельное выращивание продукции животноводства, доходы от ее продажи облагаются налогом на общих основаниях.

Не облагаются налогом доходы, полученные от продажи сельхозпродукции, выращенной гражданами на приусадебных, дачных участках, предоставленных им в размерах, установленных Земельным кодексом, и на участках, предоставленных им для ведения личного крестьянского хозяйства, или земельные паи, совокупный размер которых не превышает 2 га. Реализовывая такую продукцию (за исключением животноводческой), ее собственник должен предоставить налоговому агенту копию справки о наличии у него таких земельных участков. Причем оригинал справки хранится у собственника сельхозпродукции даже по истечении срока ее действия. Справка выдается сельским, поселковым или городским советом по месту налогового адреса (данные в паспорте) гражданина в течение пяти рабочих дней со дня получения таким советом письменного заявления о выдаче такой справки. Подобные подходы предоставляют реальную возможность влиять на рыночную ситуацию не посреднику, а производителю.

Как куются новации

В последнее время предпринимались различные попытки стимулировать создание небольших фермерских хозяйств. Некоторые инициативы были неоднозначно восприняты как экспертами отрасли, так и специалистами. Например, летом прошлого года в Верховную Раду Украины поступил законопроект № 10500, согласно которому ставку фиксированного налога в размере 0,15% планировали сохранить только для аграриев, владеющих или пользующихся землями площадью до 100 га (пашни, сенокос, пастбища). Таким образом, утверждали авторы документа, законотворцы пытались установить определенную градацию в уплате фиксированного сельскохозяйственного налога между крупными агропромышленными предприятиями и небольшими фермерскими хозяйствами. С 2013 г. при превышении этого порога ставку налога предлагали увеличить до 1,15% нормативной оценки 1 га земли. Ставки для других видов земель должны были оставаться неизменными: от 0,03% (сады в горах) до 1% (закрытый грунт).

Законопроект вызвал бурные дискуссии среди аналитиков по земельным вопросам и тревогу и недовольство самих производителей. Более 70% руководителей и собственников агрокомпаний встревожены перспективами их деятельности в нынешнем году. Об этом заявил президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса, исходя из результатов опросов, проведенных возглавляемой им ассоциацией. Многих из них, наряду с проблемами, связанными с кредитованием отрасли, ростом цен на основные средства производства и т. п., взволновала неопределенность относительно перспектив налогообложения агропромышленного комплекса, связанными с предложениями, касающимися, в частности, повышения ставки ФСН. Аналитики по земельным вопросам считают, что повышение фиксированного налога даже на 1% является значительным, поскольку нагрузка на плательщиков фиксированного налога с учетом повышения арендной платы уже составляет 8% нормативной оценки земли. Кроме того, принятие документа подобного содержания может иметь эффект, обратный ожидаемому, и привести к разрушению системы земельных  отношений на уровне мелких и средних хозяйств. Поэтому якобы благородная цель, заключающаяся в стимулировании создания средних фермерских хозяйств, обернется против государства. Небольшим хозяйствам, дескать, будет более выгодно работать в качестве субъектов предпринимательской деятельности, используя упрощенную систему налогообложения, и государство может в значительной мере потерять контроль за системой земельных отношений. Эти законодательные новации не получили поддержку большинства депутатов и вызвали критику профильного министерства.

О стимулах и мотивациях

Опыт многих государств подтверждает, что повысить конкурентоспособность своей продукции мелко- и среднетоварные производители могут благодаря объединению в кооперативы.

Мотивируя крестьян к созданию сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, государство стремится создать для них выгодные экономические условия благодаря снижению налоговой нагрузки. Так, недавно Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О сельскохозяйственной кооперации». Согласно этому документу, уже подписанному Президентом, сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы получили статус субъектов, осуществляющих некоммерческое хозяйствование, что освобождает их от необоснованной налоговой нагрузки и позволяет создать условия для уменьшения объема расходов и увеличения доходов мелко- и среднетоварных производителей. Государство стимулирует создание обслуживающих и производственных кооперативов в сфере животноводства, садоводства и ягодоводства, закупки кормов, заготовки и первичной переработки, реализации продукции. Новый Закон, по словам профильного министра, гарантирует сохранение права собственности на имущество каждого члена кооператива и справедливое распределение заработанного. А главное — каждый участник кооператива может получить необходимые услуги по оптимальной цене и сделать свою работу более экономной и организованной за счет оптимизации расходов на приобретение средств производства, упрощение доступа к агросервисным услугам, более эффективному использованию каналов сбыта, организации хранения, переработки продукции.

Как утверждают в Минагрополитики Украины, интерес крестьян к таким объединениям постепенно растет. Например, в течение последнего года количество сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов увеличилось почти на 80 единиц. В перспективе благодаря кооперации на селе прогнозируют создание свыше 1,600 млн. рабочих мест. Больше всего насчитывается молочных, плодо-овощных и кооперативов по обработке земли.

Накормит ли Украина мир?

На этот смелый и довольно амбициозный вопрос все больше экспертов аграрной отрасли и руководителей агрокомпаний отвечают утвердительно. По крайней мере, в Европе украинскую продукцию признали: европейские государства ныне занимают второе место среди потребителей украинских пищевых продуктов. Для отечественного сельхозпроизводителя это означает, что есть реальные шансы стать лидером экономики по объемам экспорта в течение следующих трех — пяти лет. Такие светлые перспективы могут только прибавить азарта в жесткой борьбе с иностранными конкурентами, которые годами присутствуют на мировых рынках. Свое надежное плечо в этом экономическом соревновании крупным производителям могут подставить средние и мелкие хозяйства. Ведь в ближайшем десятилетии экономическое лидерство пророчат уже не странам нефти и газа, а владеющим крупными продовольственными ресурсами. Пока что наше государство может конкурировать за счет более дешевого горючего, рабочей силы, электроэнергии. Удастся ли Украине воспользоваться собственным потенциалом и преимуществами, во многом зависит от налоговых правил, которые должны придавать аграриям сил и финансовых стимулов.


Инна ГОЛОВКО

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42