Статьи

Автогражданка должна стать «порядочной»

Украинский страховой рынок прошел длинный путь — от «полного нуля» страховых услуг до ситуации, когда полис ОСАГО можно купить буквально на каждом углу. Жаль только, что получение выплаты по страховке зачастую становится кошмаром для законопослушного автовладельца. Примеров невыплаты страхового возмещения людям, оказавшимся в трудном финансовом положении в результате ДТП,пруд пруди.
Страховики, в свою очередь, всегда готовы рассказать сотни историй об автовладельцах-мошенниках, пытающихся разорить добропорядочные страховые компании.
Истина, как всегда, находится где-то посредине, и чтобы к ней приблизиться, нужно упорядочить рынок страховых услуг, в том числе обязательного страхования гражданской ответственности.


Очередным шагом на пути к этому стало подписание 30 июля 2012 г. Президентом Украины Виктором Януковичем Закона № 5090-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».

Спустя три месяца после подписания нормы Закона вступили в силу. Но не все. Некоторые, касающиеся, в частности, компенсации морального ущерба, минимального размера страхового возмещения, начали действовать 4 февраля этого года.

Изменения, внесенные Законом № 5090, направлены на упорядочение рынка страховых услуг и существенно облегчают жизнь простых страхователей. Например, исключена норма, обязывавшая авто-владельцев в момент регистрации (перерегистрации) транспортного средства иметь действующий полис ОСАГО. Также гарантировано получение потерпевшими страхового возмещения при невозможности предоставления документов, подтверждающих расходы на лечение, и установлен размер морального ущерба, который теперь может быть возмещен без решения суда.

Мнения автолюбителей

Игорь Бондаренко:

«Да, нововведения полезные. Но хотелось бы большего. Вот мне пришлось дважды столкнуться с неприятной ситуацией, когда я попал в ДТП не по своей вине. Полис ОСАГО приобрел в крупной страховой компании с на-дежной репутацией. А вот виновник ДТП — в какой-то мелкой страховой компании Ивано-Франковска. Почти год я переписываюсь с юристом этой компании, вернее, читаю его отписки. И похоже, компания скорее закроется, чем что-нибудь мне заплатит. Получается, что виновник аварии сэкономил, купив задешево полис ОСАГО у проходимцев, и теперь борьба за выплаты — целиком моя проблема.

Было бы справедливо, чтобы я или любой другой на моем месте могли получить положенное возмещение в той страховой компании, в которой покупали полис ОСАГО. А потом страховые компании виновника и потерпевшего между собой пусть разбираются. С таким подходом автовладельцы перестанут экономить, покупая полисы ОСАГО в ненадежных компаниях и перекладывая обязанность «выбивания» страховых выплат на других людей»

Леонид Петриков:

«Проблема в том, что многие автовладельцы зачастую очень поверх-ностно осведомлены о страховом полисе ОСАГО. И я считаю, что частично в этом виноваты журналисты, которые мало рассказывают об этой страховке. Вот недавно мы в гаражах собрались обменяться опытом работы и разговорились о том, сколько нелепых аварий произошло этой зимой — мастера не успевают за водителями, потому что те «клепают» машины быстрее, чем рихтовщики.

И когда зашла речь о страховках ОСАГО, меня ждал сюрприз. Половина собравшихся заявили, что не понимают людей, которые покупают страховку КАСКО. Они были абсолютно уверены, что в случае ДТП участникам достаточно обменяться полисами ОСАГО, и обе стороны получат компенсацию. Я даже охрип, доказывая, что компенсацию получит (если получит) только тот, кто в аварии не виноват, но, похоже, со мной согласились только из вежливости, оставшись при своем мнении. Рассказывайте о страховании больше!»

Выбираем — проверяем

Если вы порядочный человек и не желаете проблем другому, который может пострадать в результате вашей неосторожности, то, конечно же, для покупки полиса ОСАГО будете тщательно выбирать страховую компанию. Ведь сегодня на рынке страховых услуг работает много компаний, созданных либо для последующей перепродажи, либо для бессовестного отнятия денег у клиентов, для привлечения которых такие страховые компании значительно снижают стоимость полиса автогражданки, не производя в дальнейшем выплат.

В случае ДТП водитель-виновник никак не ответит за свою экономию при покупке полиса. В пределах максимальной суммы страхового возмещения это должна сделать страховая компания — но не делает, затягивая процедуру и запутывая потерпевшего, надеясь, что эта волокита ему со временем надоест и он откажется от претензий.

Выбирая страховую компанию, прежде всего следует обратить внимание на отзывы клиентов о ней. В идеале это мнения знакомых, которым вы можете доверять. Но хорошую службу может сослужить Интернет. С помощью поисковых систем можно найти множество отзывов реальных людей о деятельности страховых компаний — как положительных, так и отрицательных. Можно также найти форумы, на которых обсуждается деятельность страховых компаний, например http://www.strahnadzor.ua/company/review/ и другие.

Купив полис в надежной страховой компании, можно быть уверенным, что в случае ДТП ваша вина будет смягчена обязательной и полной компенсацией причиненного вреда.

«Добровольцы» — шаг вперед

Кстати, о полной компенсации причиненного вреда. Постояв несколько минут на обочине одной из центральных киевских улиц, я насчитал несколько десятков автомобилей, стоимость которых значительно, иногда в десять-двадцать раз, превышает максимальный лимит возмещения по ОСАГО — 50 тыс. грн. И даже при вроде бы небольшом ДТП и внешне незначительных повреждениях стоимость восстановления такого автомобиля может оказаться неприятным сюрпризом для виновника аварии. И весь ущерб, на который не хватило суммы возмещения от страховой компании, виновнику аварии придется компенсировать самостоятельно.

Если вам приходится часто ездить рядом с такими роскошными машинами, то хоть как-то обезопасить себя можно, заключив договор добровольного страхования гражданской ответственности, — он дает более полную защиту в случае ДТП.

По данным страховых компаний, еще совсем недавно основными покупателями таких полисов были иностранцы, живущие и работающие в нашей стране, — они пугаются такого количества сверхдорогих автомобилей на украинских дорогах и хотят чувствовать себя защищенными. Но все чаще покупателями договоров добровольного страхования гражданской ответственности становятся наши сограждане.

Как работает такой договор? Заключается договор ОСАГО — ведь он обязателен в нашей стране, и дополнительно — договор добровольного страхования гражданской ответственности. Во втором договоре прописана франшиза в размере лимита ответственности по первому полису — 50 тыс. грн. «по имуществу» и 100 тыс. грн. — «по здоровью» пострадавшего, а лимит ответственности может быть значительно выше — и 100, и 300 тыс. грн. Такая сумма с гораздо большей вероятностью окажется достаточной для компенсации ремонта суперкара.

Есть ли жизнь без ОСАГО?

Как быть, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО? Это как раз тот случай, когда от такого полиса — двойная польза. Если виновник ДТП установлен, но у него нет полиса, нужно обратиться в МТСБУ — Моторное (транспортное) страховое бюро Украины. Это объединение является распорядителем централизованных страховых резервных фондов, которые формируются за счет взносов страховщиков-участников.

МТСБУ — неприбыльная организация, осуществляющая деятельность в соответствии с Законом Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», законодательством Украины и своим уставом.

Порядок оформления такого страхового возмещения не отличается от процедуры выплаты возмещения любой страховой компанией. Для этого в МТСБУ необходимо представить:

  • копию договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельца (водителя);
  • свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;
  • водительское удостоверение и другие документы, подтверждающие законность пребывания лица за рулем;
  • справку о повреждениях транспортного средства, предусмотренную приказом МВД Украины от 26.02.2009 г. № 77;
  • справку об обстоятельствах ДТП, предусмотренную приказом МВД Украины от 04.10.2007 г. № 373.

Кроме того, может потребоваться постановление о наложении административного взыскания на виновника. Стоимость возмещения будет рассчитываться исходя из стоимости восстановительного ремонта, определенной оценщиком. Так что договор обязательного страхования может защитить не только вашу ответственность, но и ваш автомобиль.

Стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности зависит от:

  • вида страхуемого автотранспортного средства (легковое, прицеп, грузовое);
  • объема двигателя машины (от 1600 см3);
  • места регистрации автотранспорта;
  • размера франшизы;
  • срока действия полиса ОСАГО (от двух недель до одного года);
  • водительского стажа.

Законом предусмотрена льгота по уменьшению размера страхового платежа на 50% для страхователей — участников войны, инвалидов II группы, лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы (категории 1 или 2), а также пенсионеров, являющихся гражданами Украины, если транспортное средство имеет рабочий объем двигателя до 2500 см3 включительно и принадлежит таким лицам на праве собственности. Согласно внесенным Законом № 5090-VI изменениям подобная льгота теперь будет предоставляться указанным лицам исключительно при условии личного управления ими транспортным средством и без цели предоставления платных услуг по перевозке пассажиров или груза.

Законом также отменена необходимость размещать на автомобиле специальный знак, который подтверждал наличие страховки и предоставлялся страховой компанией при заключении договора страхования.

Осторожно — фальшивка

В последнее время участились сообщения о выявлении фальшивых и недействительных полисов ОСАГО. Как они появляются на рынке? Некоторые мошенники изготавливают поддельные бланки полисов типографским способом или на принтере и продают их как настоящие. Можно попасться на подделку и приобретя настоящий бланк, но числящийся в реестрах страховых компаний как утерянный, испорченный либо украденный.

Гарантированных способов распознать подделку нет, но подлинность полиса можно проверить через Интернет, по базам данных МТСБУ. «Так,
с начала 2012 года страховщиками было потеряно около 64 тысяч полисов автогражданки серий АА и АВ, которые использовались страховщиками при заключении договоров в 2011 — 2012 годах», — информируют в МТСБУ.

Вместо эпилога

Хотелось бы, чтобы наш страховой рынок как можно скорее стал таким же цивилизованным, как, скажем, страховой рынок Германии или США. Пока же, к сожалению, отличия очень велики. Даже называем мы эту услугу по-разному. По-английски страхование — «insure», дословный перевод — «в уверенности». А наше страхование — от слова «страх». И это пока правда.


Дмитрий ЗАБАШТАНСКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 28 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42