Статьи

НаТУРпродукт

Наверное, о проведении в Украине финала чемпионата по футболу «Евро-2012» уже и забыли бы, если бы не статистика. Кроме мощного развития инфраструктуры, которым сопровождалась подготовка к этим спортивным соревнованиям, количество туристов, посетивших нашу страну в июне 2012 г., побило рекорды всех предыдущих лет. Как и надеялись организаторы, популярная игра в мяч на нашей территории способствовала увеличению туристических потоков и интересу мирового сообщества к стране в целом.


Странствования с выгодой. Для бюджета

Привлечение внимания иностранных граждан к живописным уголкам нашей страны с ее историческими и культурными памятками не только позволяет повысить конкурентоспособность отечественной туристической отрасли среди субъектов мирового рекреационного бизнеса, но и может стать экономически выгодным. Кроме 250 дол. США, которые расходует за сутки каждый среднестатистический странник, путешествия по Украине еще и облагаются туристическим сбором.

Последний — относительно новый налог, введенный в 2011 г. со вступлением в силу Налогового кодекса Украины. Раньше существовал курортный сбор. Согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. № 56-93 «О местных налогах и сборах», которым регулировалось его взимание, плательщиками сбора считались лица, прибывавшие в курортную местность. Предельный размер платежа не должен был превышать 10% не облагаемого налогом минимума доходов граждан, а ставки курортного сбора устанавливались органами местного самоуправления самостоятельно.

В Налоговом кодексе туристическому сбору также предоставлен региональный статус — ст. 10 он отнесен к местным налогам и сборам. Особенности взимания платежа определены ст. 268 этого Кодекса. Средства от сбора зачисляются в местный бюджет, а его плательщиками являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, где действует решение об установлении туристического сбора, и получающие услуги по временному проживанию.

Ставка сбора устанавливается в размере от 0,5 до 1% базы взимания. Вместе с тем базой взимания является стоимость всего периода проживания в курортной местности, а базовый налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу.

Выбор туриста

Результат введения туристического сбора не заставил себя долго ждать. Уже в первый год существования — 2011 г. — общая сумма поступлений от этого сбора в местные бюджеты составила 27749,1 тыс. грн., благодаря чему государство имело возможность дополнительно профинансировать мероприятия по развитию туризма.

В 2012 г. тот же Крым, традиционно являющийся привлекательным для отдыха как жителей Украины, так и соседних государств, стал еще привлекательнее с финансовой точки зрения. По сообщению министра курортов и туризма АРК Александра Лиева, в прошлом году с предприятий Автономии, предоставляющих туристам услуги по размещению, собрано 9 млн.  грн. туристического сбора, что на 20% больше, чем за курортный сезон 2011 г.

 Что касается столицы Украины, исследование пользовательских отзывов о различных туристических направлениях, проведенное недавно порталом «TripАdvisor», показало: г. Киев оказался на первом месте в Европе и на третьем — в мире по росту туристического интереса. В общемировом масштабе интенсивнее Киева развиваются только такие города, как Мар-Дель-Плата (Аргентина) и Сан-Паулу (Бразилия). Позади же нашей столицы остались такие туристические оазисы, как Монтевидео (Уругвай), Мехико (Мексика), Москва (Россия), Турин (Италия) и т. п. По мнению пресс-секретаря упомянутого Интернет-ресурса Эммы Шоу, Киев — весьма интересный город для иностранцев, которые уже планируют свой отпуск.

Надеяться на то, что при выборе маршрута туристам понравится  именно Украина, будем и мы — отечественные налогоплательщики и налоговики, повышение благосостояния которых неразрывно связано с наполнением бюджетов всех уровней.

Отменить нельзя оставить. Или повысить?

В октябре прошлого года Минсоцполитики Украины инициировало законопроект, направленный на отмену туристического сбора. Дескать, малоэффективный. Нововведение предусмотрено законопроектом о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, которым предлагается сократить количество налогов в стране с 23 до 9, в том числе местных налогов и сборов. В объяснительной записке к документу отмечается, что туристический сбор можно компенсировать, пересмотрев размеры рентной платы за земли государственной и коммунальной собственности, предоставленные в аренду.

Своеобразный ход в ответ сделало Министерство финансов Украины, уже через месяц опубликовав на официальном сайте ведомства проект закона «О внесении изменений в статью 268 Налогового кодекса Украины», в котором заложено, наоборот, повышение действующих ставок туристического сбора с 1 января 2013 г. Их предлагается привязать к категории гостиниц («пять звезд», «четыре звезды», «три звезды» и ниже) и в зависимости от этого обязать уплачивать туристический сбор в диапазоне 0,5 — 4% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года. Кроме того, для других объектов, предназначенных для предоставления услуг по временному размещению, в том числе мотелей, пансионатов, домов отдыха, туристических баз, кемпингов, ставка сбора будет колебаться в зависимости от уровня обслуживания в них (первый, второй, третий и далее по восходящей) — от 0,2 до 0,5% размера «минималки».

Кстати, об отелях. В отличие от Украины европейская градация их классности является несколько иной. По свидетельству представителей туристического бизнеса, в некоторых странах Европы вообще нет «пятизвездочных» отелей, ведь за каждую дополнительную «звезду» приходится уплачивать больше налогов. Поэтому иногда к названиям «четырехзвездочных» отелей добавляются слова типа «делюкс» или «плюс», то есть делается все возможное, чтобы акцентировать внимание на улучшенном сервисе.

Стимул к улучшению уже сегодня

Отечественные заведения отдыха еще до недавнего времени не отличались соответствием понятий «цена — качество», и турфирмы не очень торопились браться за обслуживание граждан в Украине. «При одинаковом уровне цен на отдых в Карпатах и в Турции или Египте организаторы довольно часто предпочитают продажи туров в теплые страны, нежели выслушивание претензий от недовольных клиентов, «отдохнувших» в Украине», — рассказывает Ирина Панарина, директор туристической компании «Счастье тревел». По ее словам, нередко и санатории и гостиницы изъявляли желание сотрудничать с турфирмами только в случае, если они выкупали определенное количество номеров для поселения своих клиентов. К тому же на практике бывали ситуации, когда санатории предлагали турфирмам одну цену, а непосредственно клиентам — другую, значительно ниже.

Изменить состояние дел (читай — стимулировать улучшение сервиса) призвано введение налоговых льгот для гостиниц. Так, с 1 января 2011 г. Налоговым кодексом на 10 лет освобождена от налогообложения прибыль субъектов предпринимательской деятельности, предоставляющих услуги в гостиницах «три» — «пять» звезд. Как следствие, в 2012 г. (по сравнению с 2010-м) только в городах, принимающих «Евро-2012», количество заведений, предоставляющих гостиничные услуги, увеличилось на 114%. Наибольший рост наблюдался в городах Донецке (375%) и Львове (279%). «Это позволит в дальнейшем наращивать туристический поток. Поскольку льгота будет действовать до 2020 года, количество гостиниц будет возрастать», — отметила председатель Государственного агентства по туризму и курортам Елена Шаповалова.

Уплата НДС с туристического продукта регламентирована ст. 207 Кодекса. Эта статья послужила причиной ряда дискуссий и неоднозначных трактований. Часть представителей бизнеса называли порядок обложения НДС туроператорской и турагентсткой деятельности благоприятным для осуществления прозрачных расчетов, остальные считали, что если внимательно прочитать положения Кодекса, НДС необходимо уплачивать с расходов туристического оператора. Ведь получалось так, что в базу налогообложения якобы включалась сумма НДС, уплаченного при приобретении туристических услуг, из которых туроператором формируется туристический продукт. Неоднозначности исчезли после вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно совершенствования некоторых налоговых норм». Документом конкретизированы порядок определения даты возникновения налоговых обязательств туроператора по НДС и даты включения в налоговый кредит сумм НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, не включаемых в себестоимость туристического продукта. Кроме того, термин «комиссионное вознаграждение» заменен термином «вознаграждение», что соответствует правовой природе правоотношений между туроператором и турагентом, поскольку согласно ст. 20 Закона Украины «О туризме» заключение договоров комиссии между ними не предусмотрено.

«А все мы только иностранцы...»

Туризм считают одной из наиболее динамичных, мощных и прибыльных отраслей экономики: более чем в 40 странах он является главным источником наполнения национального бюджета, а в 70 — одной из трех его основных статей, утверждают в Государственном агентстве по туризму и курортам.

Опыт налогообложения туризма не является однозначным. Если в Германии благодаря снижению НДС для отелей до 7% удалось увеличить на 20% количество рабочих мест, в результате чего бюджет получил дополнительные поступления, то, например, в Ирландии сбор с авиапассажиров уменьшен втрое только после того, как туристический сектор недосчитался 2 млн. клиентов.

Впрочем, чиновникам разных стран данная отрасль до сих пор не дает спокойно спать. С 1 ноября 2012 г. в Барселоне (Испания) действует туристический сбор, который должны уплачивать все туристы в возрасте от 16 лет. Сумма платежа зависит от категории отеля: «пять» звезд — 2,5 евро за ночь; «четыре» — 1,25 евро, остальные — от 0,5 до 0,75 евро. Дополнительные средства планируется расходовать на финансирование нового Фонда развития туризма, который будет популяризировать отдых в регионе.

Сбор за проживание иностранцев в местных отелях недавно был введен в Узбекистане. За каждую такую ночевку граждан других государств уплачивается 2 дол. США, но делают это не сами туристы, а субъекты туристической деятельности, предоставляющие услуги по их размещению. Деньги, полученные таким образом, будут направляться на финансирование целевых программ в сфере туризма, повышение квалификации работников этой сферы, а также содержание и материально-техническое обеспечение госкомпании «Узбектуризм».

А вот правительство Исландии уже с мая текущего года собирается на 7% (до 25,5%) повысить НДС на проживание, еду в ресторанах и посещение выдающихся памяток. Тамошние туроператоры сразу забили тревогу, предостерегая: принятие указанной меры испортит впечатление о стране в глазах туристов.

Слово за властью: насколько ей удастся адаптировать зарубежную практику к отечественным условиям, можно будет судить из того, раскроет ли Украина свой рекреационный потенциал в полной мере. На каждый товар есть покупатели, и на турпродукт их будет больше при условии гармонизации налогообложения отрасли. На то он и наТУРпродукт.