Юридическая практика

Арендная плата за землю как обязательный платеж не зависит от условий договора

Суть дела. По результатам документальной невыездной проверки ГНИ было установлено занижение суммы налогового обязательства по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности за август — декабрь 2011 г., заявленного КП «С» в уточняющей налоговой декларации по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности за 2011 г.

КП «С», не соглашаясь с решением ГНИ, обратилось в суд с иском, в котором просит признать противоправным и отменить налоговое уведомление-решение в связи с тем, что органом ГНИ неправомерно применены законодательно установленные нормы в части размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Решение суда. Окружной административный суд (далее — Суд) по делу № 2a-1870/7235/12, отказывая в иске, установил следующее.

Из материалов дела установлено, что 30.05.2012 г. ГНИ была проведена документальная невыездная проверка КП «С» по вопросу соблюдения требований налогового законодательства за период с августа по декабрь 2011 г.

По результатам указанной проверки составлен акт от 30.05.2012 г., из вывода которого следует, что данные проверки свидетельствуют о занижении суммы налогового обязательства по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности за август — декабрь 2011 г., заявленного КП «С» в уточняющей налоговой декларации по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности за 2011 г.

На основании акта проверки ГНИ 15.06.2012 г. было принято налоговое уведомление-решение, которым КП «С» увеличена сумма денежного обязательства по платежу: арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности с юридических лиц по основному платежу в размере 36 557 грн. 58 коп. и по штрафным (финансовым) санкциям (штрафам) в размере 18 278 грн. 80 коп.

По материалам дела установлено, что на основании решения 14 сессии 22 созыва Сумского городского совета народных депутатов от 25.09.96 г. «Об утверждении границ и размеров земельных участков за предприятиями, учреждениями и организациями г. Сумы» между Сумским городским советом и КП «С» был заключен договор на право временного пользования землей (в том числе на условиях аренды) от 01.10.96 г.

В соответствии с указанным договором Сумской городской совет предоставляет, а КП «С» принимает во временное пользование земельный участок общей площадью 1,11 га на условиях аренды сроком на 50 лет под размещение базы. Пунктом 2 договора предусмотрено, что плату за землю вносит землепользователь ежегодно в виде арендной платы в размере средней ставки земельного налога.

Как следует из акта проверки от 30.05.2012 г., документальной невыездной проверкой установлено, что годовой размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности за август — декабрь 2011 г., указанный КП «С» в уточняющей налоговой декларации по арендной плате за земельные участки государственной или коммунальной собственности за 2011 г., меньше, чем установлено по результатам проверки, поскольку определенное налогоплательщиком налоговое обязательство по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности за август — декабрь 2011 г. составляет 1% нормативной денежной оценки земельного участка. Это привело к занижению налогового обязательства по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности за август — декабрь 2011 г. на 36 557 грн. 58 коп., чем нарушены требования пп. 288.5.1 п. 288.5 ст. 288 Налогового кодекса по определению минимального годового размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности для всех категорий земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения, на уровне трехкратного размера соответствующего земельного налога.

Суд обращает внимание, что размер арендной платы за землю является одновременно как условием договора аренды, так и формой налога на землю, поэтому взимание платы за землю относится к сфере регулирования налогового законодательства.

Поэтому уплата обязательных платежей не может зависеть от условий договора.

Этот вывод подтверждается следующими нормами законодательства.

В соответствии с подпунктами 14.1.72 и  14.1.73 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса земельный налог — это обязательный платеж, взимаемый с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей. Землепользователи — это юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым согласно закону предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды.

В соответствии со ст. 13 Закона об аренде земли договор аренды земли — это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требованиями земельного законодательства.

Согласно статьям 125, 126 Земельного кодекса право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверяют государственные акты, а право аренды земли оформляется договором, регистрируемым в соответствии с законом.

Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка (ст. 288 Налогового кодекса).

В соответствии со ст. 15 Закона об аренде земли одним из существенных условий договора аренды земли между арендодателем и арендатором является арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату.

Согласно  ст. 21 этого Закона арендная плата за землю — это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по согласию сторон в договоре аренды. Исчисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции, если другое не предусмотрено договором аренды. Размер и условия оплаты, указанные в договоре, не могут противоречить действующему на время заключения договора законодательству.

Согласно п. 288.5 ст. 288 Налогового кодекса размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше:

для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, который устанавливается разделом XIII;

для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, который устанавливается этим разделом.

Таким образом, с 01.01.2011 г. минимальный размер годовой арендной платы за земельные участки, которые находятся в государственной или коммунальной собственности и денежная оценка которых установлена, составляет 3% их денежной оценки.

Отношения налогообложения не могут регулироваться принципами соглашения между участниками, не предусматривают заключения договоров о выполнении налогового обязательства, поскольку уплата обязательных платежей не может зависеть от условий договора.

Следовательно, поскольку увеличение минимального размера арендной платы за землю произошло не в связи с волеизъявлением сторон договора, а в связи с изменением ставки налога в соответствии с законом, необходимость уплаты земельного налога в новом размере, а именно в размере 3%, возникла у истца независимо от внесения изменений в договоры аренды по инициативе сторон договора аренды земли.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в удовлетворении административного иска следует отказать.