Статьи

Цена великодушия

Отвечая на вопрос, почему Украина с ее многовековыми традициями благодеяний и филантропии фактически находится на последних позициях в мировом рейтинге благотворительности, учредители и руководители благотворительных организаций винят бюрократические преграды и несовершенное законодательство. Чтобы дать денежные средства на доброе дело, благодетелям приходится исписывать кипы бумаг, оправдываться перед налоговой, потому что не каждый готов расплачиваться, в буквальном смысле этого слова, за благородные порывы. Кроме того, до сих пор руки благодетелям связывал и несовершенный закон о благотворительности 1997 г. Более продуманных правил, которые бы регулировали благотворительную деятельность, филантропы ожидали довольно долго. Наконец в начале февраля нынешнего года вступил в силу Закон Украины от 05.07.2012 г. № 5073-VI «О благотворительности и благотворительных организациях», призванный дать надежду на то, что таких людей станет больше. Новые, более прогрессивные положения, прописанные в Законе, в целом упрощают процесс ведения благотворительной деятельности. Впрочем, как утверждают представители благотворительных организаций, не меняют систему налогообложения благотворительных средств, что не стимулирует граждан к пожертвованиям, а благотворительную помощь для нуждающихся иногда превращают в налоговое бремя.


Пожертвования и преференции

Сложно отыскать сферу более деликатную и тонкую, чем благотворительность, которая по сути своей не предусматривает ни афиширования благих дел, ни, тем более, преференций за них. И хотя для мировой практики это вполне нормальное явление, когда гражданин списывает часть своих налогов за благотворительность, в целом в мире налоговые льготы не воспринимают как стимул к благотворительности. Благотворителю в Европе не приходит в голову жаловаться на налоги с благотворительной помощи, которые он беспрекословно уплачивает. А ее, по статистике, предоставляют нуждающимся 95% европейских предпринимателей.

Не секрет, что в цивилизованных государствах условия для благотворителей намного комфортнее, чем в Украине или в других государствах постсоветского пространства, например в России. Так, в США корпорации имеют право жертвовать до 10% своей прибыли. И с этой суммы налоги не уплачивают. Благотворительные денежные средства большей частью поступают от граждан. Так называемые фонды Donor Advised Fund информируют граждан о том, куда им переводить средства со своих благотворительных счетов. Всем это выгодно. Гражданин получает скидку с налога на доходы на сумму, которую внес на этот счет. А фонды тем временем эти денежные средства вкладывают в ценные бумаги и банки. Постепенно сумма таких инвестиций может возрастать. Однако вложенные средства уже не подконтрольны благотворителю. Более того, фонды взимают с него комиссию за управление инвестициями. Но при этом устанавливаются предельные уровни риска. О таких высоких финансовых отношениях в сфере благотворительности украинским филантропам приходится лишь мечтать, во-первых, из-за недостаточного развития отечественного фондового рынка, а во-вторых, из-за недоверия граждан к фондам.

Законодательная эквилибристика

Недоверие к фондам вызвано прежде всего многочисленными аферами, которые нередко маскируются под маркой благотворительной деятельности. Но это не означает, что украинцы утратили отзывчивость. Наоборот, многие люди охотно откликаются на призыв о помощи. Особенно когда беды к их соотечественникам приходят в виде страшных врачебных диагнозов. Семья, в дом которой пришла беда, не имея нужных денежных средств на лечение, просто не знает, к кому апеллировать, и обращается за помощью к добрым и небезразличным людям через СМИ. Тогда деньги собирают всем миром, потому что страховая медицина в Украине продвигается медленно, карликовыми шагами, не оставляя многим шанс на спасение.

Не очень зажиточные, но чувствительные и сентиментальные украинцы всегда готовы помочь, если твердо убеждены в том, что их денежные средства направлены на конкретное доброе дело, и они дойдут до адресата. При этом многие из благотворителей даже не подозревают, что определение адресной помощи в налоговых законодательных нормах имеет довольно недвусмысленное и четкое значение. Адресная помощь в Налоговом кодексе Украины трактуется как доход человека. Кроме того, определенные нюансы в законодательстве существуют и относительно градации благотворительной помощи, которая делится на целевую и нецелевую. Целевой является благотворительная помощь, предоставляемая под определенные условия и направления ее расходования, соответственно, нецелевая — предоставляется без установления таких условий или направлений. Таким образом, когда больной или его родственник открывает личный банковский счет, куда благотворители переводят денежные средства, такая помощь согласно налоговым нормам является нецелевой и не облагается налогом только в том случае, если общая ее сумма в течение отчетного налогового года не превышает предельных размеров полученной благотворительной нецелевой помощи (в 2013 г. — 1610 грн.). Но понятно, что это вопиюще малые деньги для лечения тяжелобольного, и по большей части суммарный размер взносов во много раз превышает установленные границы. А при таких обстоятельствах, получив денежные средства от благотворителя — физического или юридического лица, плательщик налога обязан представить годовую налоговую декларацию с указанием ее суммы и уплатить налог на доходы физических лиц (исключение составляют разве что лица, ставшие жертвами стихийных бедствий или техногенных катастроф). Поэтому финансовая помощь добрых людей, которая иногда в целом измеряется сотнями тысяч гривен, часто становится неподъемным грузом для семьи в виде неуплаченного налога. А если учесть, что счастливые финалы случаются не всегда и довольно часто болезнь завершается трагедией, то астрономические суммы к уплате — это настоящий шок для обескровленных в финансовом и моральном плане родственников.

Нередко успешное лечение тех или иных заболеваний гарантируют только зарубежные медики. Поэтому граждане и организации, предоставляющие финансовую помощь, переводя деньги на счета зарубежных клиник, должны помнить, что нормы Налогового кодекса определяют эту помощь как нецелевую, а превышение предельной границы, определенной в текущем году, повлечет за собой налогообложение этих денежных средств. К сожалению, в банках не спешат давать клиентам разъяснения таких важных подробностей.

Точно в цель

Подобных проблем можно избежать, если предоставить для лечения больного целевую помощь. Согласно пп. «а» пп. 170.7.4 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса целевая благотворительная помощь не включается в налогооблагаемый доход, который предоставляется резидентами — юридическими или физическими лицами в какой-либо сумме (стоимости) учреждению здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг по лечению плательщика налога или члена его семьи первой степени родства, инвалида, ребенка-инвалида или ребенка, у которого хотя бы один из родителей является инвалидом; ребенка-сироты, полусироты; ребенка из многодетной или малообеспеченной семьи; ребенка, родители которого лишены родительских прав, в том числе для приобретения лекарств (донорских компонентов, протезно-ортопедических изделий, изделий медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидов) в размерах, которые не перекрываются выплатами из фонда общеобязательного государственного социального медицинского страхования.

В рамках дозволенного

Своеобразной панацеей если не от болезни, то от дополнительных налоговых расходов для нуждающихся могла бы стать система электронных платежей, которая значительно упростила бы и благотворителям, и получателям процедуру предоставления помощи. Однако такая форма пожертвований идет вразрез с действующим законодательством, согласно которому систему электронных платежей можно применять при осуществлении коммерческой, а не благотворительной деятельности.

А провести границу между коммерцией и благотворительностью в современных условиях очень непросто, особенно в государствах с невысоким уровнем налоговой культуры. В Украине законодатели нацелены прежде всего на то, чтобы любой ценой перекрыть лазейки, которые под видом благотворительности дают бизнесу возможность оптимизировать налогообложение или вообще уклониться от него. Такая позиция законодателей характерна для большинства постсоветских стран, например России.  В планах российских законодателей — внедрение механизма, при котором бы фирма или гражданин, пожелавший сделать пожертвование, будет вносить денежные средства в капитал благотворительных фондов, которые, в свою очередь, будут вкладывать их в ценные бумаги и банки, а благотворительные проекты начнут реализовывать на проценты от вложенного капитала. Минфин России готов даже освободить пожертвования от налогов. Но лишь в том случае, если фонд докажет, что занимается только благотворительностью, или отделит коммерческую составляющую, создав для бизнес-деятельности другую компанию. Пока что это только проекты в целом довольно жесткой, по свидетельствам экспертной среды, российской системы налогообложения благотворительности.

Благотворительность без тайн

Заранее усматривать в каждом благотворителе нарушителя — тенденция довольно неблагодарная и даже опасная. Поэтому важнейшим преимуществом действующего Закона «О благотворительности и благотворительных организациях» является то, что он сделал более прозрачной работу благотворителей, которых нередко обвиняют в отмывании денег. Законом предусмотрено, что информация о структуре, объемах доходов и расходов благотворительной организации, а также использование ее активов не является коммерческой тайной и должна быть доступной. В документе введены новые понятия и виды благотворительных организаций и определено, кто является получателем благотворительной помощи, цели благотворительной деятельности, какая деятельность относится к благотворительной, при каких условиях меценатская деятельность признается таковой и какие мероприятия можно считать меценатскими. Отменена регистрация благотворительной организации по территориальному принципу, что позволяет предоставлять помощь нуждающемуся, больному, немощному из любого населенного пункта Украины.

Сами благотворители признают, что со вступлением в силу Налогового кодекса условия налогообложения благотворительной деятельности по некоторым позициям стали более благоприятными. От обложения НДФЛ освободили подарки в неденежной форме в размере до шести минимальных заработных плат в течение года. Вернули налоговую скидку для благотворительных взносов юридических лиц — благотворителей в пользу негосударственных неприбыльных учреждений и организаций, отменили некоторые налоги и сборы, которые также требовали определенных дополнительных расходов от благотворителей — налог на рекламу, сбор за использование местной символики, гастрольный сбор и т. д. В Налоговом кодексе удалось провести изменения, согласно которым не облагаются налогом благотворительные пожертвования для детских домов семейного типа, для детских домов, которые берут под опеку детей-сирот.

В настоящее время  в Украине наиболее традиционной и распространенной формой благотворительной помощи является передача денежных средств или имущества в собственность тем, кто попал в трудную ситуацию. Поэтому настоящие благотворители ныне ожидают не столько налоговых скидок для своей деятельности, сколько более надежных гарантий целевого использования своих денежных средств и уменьшения уровня налогообложения граждан, получающих благотворительную помощь.


Инна ГОЛОВКО

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42