НДС

Реестр выданных и полученных налоговых накладных: новая форма и особенности его ведения

Приказ № 1340, которым утверждена форма Реестра выданных и полученных налоговых накладных и порядок его ведения (далееРеестр), вступил в силу 01.03.2013 г. Cледовательно, плательщики НДС с указанной даты должны вести Реестр по новой форме.

В соответствии с п. 201.15 ст. 201 Налогового кодекса ежемесячно в сроки, предусмотренные для представления налоговой отчетности (календарный месяц), плательщики НДС должны представлять в орган ГНС копии записей в реестрах за такой период в электронном виде.

Новая форма Реестра по сравнению с действующей существенно не изменилась, а потому и порядок его заполнения содержит только новые положения, связанные с изменениями в законодательстве и детализацией существующих норм.

Остановимся подробнее на изменениях, внесенных в форму Реестра.


Изменения к форме Реестра

Служебные поля 021 — 024, в которых отражаются специальные режимы налогообложения, приведены в соответствие с названием декларации.

В служебном поле 03 «Звітний (податковий) період» содержится служебное поле «ознака квартального звітування», которое должно заполняться плательщиками, избравшими отчетный налоговый период — квартал.

В служебном поле 04 «Платник» уточняется наименование плательщика НДС в условиях действия соглашения о распределении продукции, а именно: указано, что таким плательщиком является инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о распределении продукции.

Раздел І Реестра «Видані податкові накладні» дополнен новой графой 13 «Постачання послуг за межами митної території України та послуг, місце постачання яких визначено за межами митної території України».

В служебных полях «Реєстраційний номер облікової картки платника податків» указываются серия и номер паспорта руководителя и главного бухгалтера, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, официально уведомили об этом соответствующий орган ГНС и имеют отметку в паспорте.

Изменения к порядку ведения Реестра

Изменениями, внесенными в порядок ведения Реестра (далее — Порядок) структуризировано его содержание. Теперь Порядок состоит из пяти разделов:

І. Общие положения;

ІІ. Особенности заполнения служебных полей Реестра;

ІІІ. Порядок заполнения раздела І Реестра;

ІV. Порядок заполнения раздела ІІ Реестра;

V. Порядок осуществления уточнения показателей.

Рассмотрим нововведения по каждому из этих разделов Порядка.

Раздел І «Общие положения»

Лицо, которое ведет учет результатов при выполнении договоров о совместной деятельности или договоров управления имуществом, инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о распределении продукции, ведут отдельные реестры по указанной деятельности.

Все графы Реестра, имеющие стоимостные показатели, заполняются в гривнях с копейками.

Плательщики налога ежемесячно в сроки, предусмотренные для представления налоговой отчетности (календарный месяц), в том числе те, для которых установлен отчетный налоговый период — квартал, представляют в орган ГНС копии записей в реестрах за такой период в электронном виде. Копии представляются с помощью телекоммуникационных сетей общего пользования с использованием надежных средств электронной цифровой подписи (при условии получения их в определенном законодательством Украины порядке) в утвержденном формате. То есть представление реестров на электронных носителях не предусмотрено.

Лицо, которое регистрируется в качестве плательщика налога с другого дня, чем первый день календарного месяца, и первым отчетным (налоговым) периодом которого является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца, должно представить в орган ГНС отдельно копии записей в реестрах за месяц, в котором состоялась регистрация плательщиком налога, и отдельно за месяц, следующий за месяцем регистрации.

Раздел ІІ «Особенности заполнения служебных полей Реестра»

В служебном поле «Номер порції реєстру» (строка 013) указывается номер порции Реестра от 01 до 99. При этом стандарт порции составляет не больше 20 тыс. записей.

В случае представления Реестра плательщиком, у которого отчетным (налоговым) периодом является квартал, в служебном поле 03 «Звітний (податковий) період» указывается отчетный (налоговый) период (месяц), за который представляется Реестр, и заполняется служебное поле «ознака квартального звітування».

Раздел ІІІ «Порядок заполнения раздела І Реестра»

Нумерация записей в Реестре осуществляется удобным для плательщика налога способом или с первого номера каждого отчетного налогового периода (ежемесячно, ежеквартально), или нарастающим итогом с начала года.

Дополнен перечень видов документов, а именно:

  • ПНЕ — электронная налоговая накладная;
  • РКЕ — электронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной);
  • МДЕ — электронная таможенная декларация.

В случае если плательщик налога выписывает налоговую накладную, где в строках «Індивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника ПДВ (покупця)» проставляется нуль, то при заполнении графы 6 «Індивідуальний податковий номер покупця» также проставляется нуль.

Раздел ІV «Порядок заполнения раздела ІІ Реестра»

При занесении в Реестр налоговой накладной и/или расчета корректировки к налоговой накладной, которые зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных и выданы покупателю в месяце, следующем за месяцем их составления, указывается фактическая дата их получения независимо от того, в каком отчетном периоде они будут отражены в составе налогового кредита (в отчетном периоде их составления или в отчетном периоде получения).

Пример

Налоговую накладную от 25.02.2013 г. № 1, внесенную в Единый реестр налоговых накладных 05.03.2013 г., плательщик НДС получил 7 марта 2013 г. При этом независимо от того, включил плательщик НДС эту налоговую накладную в налоговый кредит за февраль или за март 2013 г., в Реестре за соответствующий период он должен отразить фактическую дату получения налоговой накладной, то есть 07.03.2013 г.

В случае если общая сумма полученных товаров/услуг по кассовому чеку превышает 200 грн., плательщик налога не имеет права отнести к составу налогового кредита ни всю сумму НДС, уплаченную при приобретении таких товаров/услуг, ни ее часть. В таком случае он в графе 5 раздела ІІ Реестра проставляет обозначение «ЧК» (кассовый чек) и заполняет графы 13 и 14.

Перечень видов документов дополнен также:

  • БО — документ бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерская справка,

и аналогичными документами, определенными в разделе ІІІ Порядка, а именно:

  • ПНЕ (электронная налоговая накладная);
  • РКЕ (электронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной));
  • МДЕ (электронная таможенная декларация).

Бухгалтерская справка составляется при корректировке налогового кредита в следующих случаях:

  • при корректировке вследствие частичного использования товаров/услуг, необоротных активов в операциях сельскохозяйственного и перерабатывающего производства (строка 16.2 налоговой декларации по НДС);
  • при корректировке по поставке сельскохозяйственной продукции или продукции собственного производства перерабатывающего предприятия в таможенном режиме экспорта (переносится из декларации с отметкой 0121/0122/0123 или декларации с отметкой 0140);
  • при корректировке, которая проводится в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг в облагаемых и не облагаемых налогом операциях за последний налоговый период календарного года (строка 16.4 налоговой декларации по НДС);
  • если в налоговый кредит включаются суммы НДС, уплаченные (начисленные) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, которые не были включены в состав налогового кредита при приобретении или изготовлении таких товаров/услуг, необоротных активов и/или по которым были определены налоговые обязательства в соответствии с п. 198.5 ст. 198 Налогового кодекса, в случае если такие товары/ услуги, необоротные активы начинают использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, в том числе перевода непроизводственных необоротных активов в состав производственных необоротных активов.

При регистрации такой бухгалтерской справки в разделе ІІ Реестра за последний налоговый период календарного года делается следующая запись:

  • в графе 2 — дата последнего дня отчетного периода календарного года;
  • в графе 3 — дата составления бухгалтерской справки;
  • в графе 5 — вид документа (БО);
  • в графе 10 — сумма корректировки НДС, определенная в приложении 7 к декларации (строка 16.4 декларации по НДС) с соответствующим знаком («+» или «-»).

Предусматривается, что бухгалтерская справка должна составляться согласно налоговым накладным, таможенным декларациям, другим документам, определенным п. 201.11 ст. 201 Налогового кодекса, которые являются основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту, с учетом норм п. 198.6 ст. 198 этого Кодекса, и содержать исчерпывающий их перечень.

В Реестре бухгалтерская справка записывается так:

  • в графе 2 — дата составления бухгалтерской справки;
  • в графах 3, 4, 6, 7 — соответственно дата составления, порядковый номер налоговой накладной (расчета корректировки к налоговой накладной), наименование и индивидуальный налоговый номер составившего ее поставщика;
  • в графе 5 — вид документа БО, к которому добавляются обозначения вида документа, подтверждающего операцию по поставке (БОПНП — в случае отнесения к налоговому кредиту сумм налога на основании бумажной налоговой накладной, БОПНЕ — на основании электронной налоговой накладной и т. п.).

При этом суммы в графах 9, 10 указываются со знаком «+», а в графах 11 — 16 — со знаком «-».

Определен порядок регистрации полученных налоговых накладных, по которым плательщиком проводится распределение сумм налогового кредита в соответствии с п. 199.1 ст. 199 Налогового кодекса, а именно: в день получения налоговой накладной сумма, соответствующая доле использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях, записывается в графах 9, 10 Реестра, а сумма, соответствующая доле использования в операциях, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, — в графах 11, 12.

Плательщики налога, у которых в течение предыдущего календарного года не облагаемые налогом операции отсутствовали и начали осуществляться в отчетном периоде, а также новосозданные плательщики налога проводят такое распределение сумм налогового кредита в последний день отчетного (налогового) периода и делают запись о корректировке записей налоговых накладных, в соответствии с которыми приобретались такие товары/услуги, в порядке, аналогичном действующему положению, а именно: в графе 5 к виду документа добавляется буква «Р» (например, ПНПР — бумажная налоговая накладная, по которой проведено распределение суммы налогового кредита, ПНЕР — электронная налоговая накладная, по которой проведено распределение суммы налогового кредита).

На сумму корректировки, соответствующую доле использования таких товаров/услуг, необоротных активов в операциях, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, осуществляются следующие записи: со знаком «-» — в графах 9, 10, и одновременно со знаком «+» — в графах 11, 12.

Раздел V «Порядок осуществления уточнения показателей»

В этом разделе определен порядок исправления в Реестре ошибок методом «сторно», а именно: при этом в Реестр одновременно вносятся две записи — ошибочная запись со знаком «-» и правильная — со знаком «+».

Метод «сторно» осуществляется путем обратной записи на величину ошибки в том отчетном периоде, в котором она выявлена. При осуществлении такой обратной записи плательщиком налога:

  • в колонке 1 разделов І и/или ІІ Реестра указывается порядковый номер записи;
  • в колонках 2 — 6 раздела І и/или колонках 2 — 7 раздела ІІ Реестра дублируются реквизиты документа, количественные показатели которого сторнируются;
  • в соответствующих колонках 7 — 12 раздела І и/или колонках 8 — 16 раздела ІІ Реестра количественные показатели указываются с соответствующим знаком «+» или «-». При этом если исправление ошибки требует представления плательщиком налога уточняющего расчета, то к виду документа добавляется буква «У» (например, ПНПУ).

Кроме того, запись о включенияи показателей такого документа в уточняющий расчет указывается отдельной строкой в строке «З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період» Реестра.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42