Другие налоги

Украинская Центральная Рада и ее налогово-таможенная политика

В разгар Первой мировой войны, в период лихолетья и разрухи, когда на многострадальной украинской земле еще шли военные действия, национально-демократические партии и объединения начали решительную борьбу за демократические преобразования и национальную независимость Украины. В этих экстремальных условиях в начале марта 1917 г. в г. Киеве был учрежден руководящий центр украинского национально-демократического движения — Центральная Рада (ЦР). В ЦР были представлены все существующие в то время политические и общественные течения украинского общества. Характеризуя ЦР и ее тогдашние направления, один из основателей ЦР (позднее председатель Генерального секретариата (правительства) УНР) Владимир Винниченко в апреле 1917 г. писал, что ЦР должна получить автономию Украины, обеспечить украинскому народу право на политико-национальные формы развития. Председателем ЦР избрали выдающегося украинского историка общественного и политического деятеля Михаила Грушевского.

В предельно короткие сроки ЦР объединила и возглавила демократические и прогрессивные силы украинского общества и переросла во влиятельный представительный орган власти Украины. Уже 10 июня 1917 г. ЦР издала І Универсал, которым провозгласила полномочия ЦР возглавить организацию государственного порядка автономной Украины. Акт декларировал суверенность украинского народа на собственной земле, его право на собственные правительство, финансовую и налоговую системы. I Универсал обязал местные органы власти подчиняться ЦР. В целях финансового обеспечения деятельности ЦР и других структур власти с 1 июля на территории Республики ввели отдельный «налог на украинское дело», который следовало регулярно направлять в казну УНР.

В июне были сформированы руководящие структурные подразделения ЦР: президиум, Генеральный секретариат и девять общенациональных комиссий (по земельным, военным, продовольственным делам и т. п.). Комиссию (министерство) финансовых дел с функциями формирования бюджета страны, взимания налогов и сборов, обеспечения государственной границы и получения таможенных платежей возглавил известный финансист и общественный деятель бывший директор киевского «Союзбанка» Христофор Антонович Барановский (1874 — 1941).

Одним из первых решений Украинской Центральной Рады (23 апреля 1917 г.) был Закон о налогообложении населения государства. В тексте законодательного акта было указано, что для покрытия расходов на национальные нужды вводится необходимость налогообложения всего украинского народа, которое будет проводиться по принципу «постепенно-подоходного» налога. При каждом губернском комитете были созданы финансовые комиссии, которые организовывали сбор налогов. Все полученные деньги направлялись в казну ЦР. Нужно признать, что ставки общенационального налога на этапе становления УНР были достаточно либеральными: при ежегодных доходах в общей сумме до 800 крб. налогоплательщик уплачивал только 50 коп. в год. Кто зарабатывал больше этой суммы, уплачивал 25% общего ежегодного заработка. Однако деньги с налогов на счета новосозданных казначейства (Государственной казны) и Государственного банка УНР в связи с военными действиями на территории страны поступали очень медленно и в минимальных суммах.

В то же время государство имело огромную потребность в денежных знаках. В повестке дня остро стал вопрос о выпуске собственных национальных денег. 19 декабря 1917 г. ЦР издала «Временный закон о выпуске Государственных кредитовых билетов Украинской Народной Республики». В нем утверждалось: «1. Кредитовые билеты УНР выпускаются Государственным банком УНР в размере, строго ограниченном действительными нуждами денежного обращения под обеспечение временно, до создания золотого фонда, всем имуществом Республики: лесами, железными дорогами, прибылями УНР от монополий... 4. Кредитовые билеты УНР выпускаются в карбованцах...». Денежная система Украины была начата билетом в 100 карбованцев (в народе эти деньги назвали «горпынками» из-за похожего орнамента в традиционной вышивке на женской одежде). Первым тиражом, напечатанным в г. Киеве, всего было выпущено 532 500 таких билетов.

В законопроекте о государственных денежных средствах Украинской Народной Республики, подготовленном Генеральным секретарством (министерством) финансов, было отмечено, что государственные налоги и прибыли, которые на основании существующих законов собирают на территории Республики, должны поступать в Государственную казну. В скором времени в обращение были выпущены казначейские знаки 25 и 50 карбованцев, которые вместе с предыдущей эмиссией создали единую денежную систему УНР и обеспечили функционирование ее армии, госучреждений, налоговых и таможенных органов.

Уже в первых государствообразующих документах, устанавливавших независимость украинского государства, вопросы регулирования налоговой и таможенной политики, финансового и торгового дела занимали принципиально важное место. Все налоги, сборы, таможенные платежи, которые должны были взиматься в Украинской республике, должны были определяться законными решениями вышестоящих органов государственной власти. Так, в подготовленном специальной правительственной комиссией проекте первой Конституции УНР утверждалось: «...Все международные торговые и таможенные условия, которые налагают имущественную нагрузку на государство или граждан государства... вступают в силу только по согласию Государственного Сейма».

Руководствуясь распоряжениями ЦР, Генеральное секретарство финансов принимало решительные меры по организационному и политическому укреплению налоговой и таможенной служб, которые, как следует из воспоминаний участников тогдашних
событий, действовали в составе единого ведомства в русле конструктивного сотрудничества. В структуре Генерального секретарства финансов были созданы следующие департаменты: прямых налогов, косвенных налогов, государственной казны, таможенного дела, а также общая канцелярия. Вместе с тем согласно распоряжению исполняющего обязанности (с 29.01.1918 г. по 10.03.1918 г.) генерального секретаря финансов М. Ткаченко от 1 марта 1918 г. во всех финансовых органах УНР (центральном аппарате секретарства, налоговых и таможенных органах, банках, сберкассах, акцизных управлениях и т. п.) проводилась общенациональная украинизация. Увольнению с занимаемых должностей подлежали все лица, не получившие украинского гражданства; делопроизводство и переписка должны были вестись только на украинском языке; все объявления и распоряжения российского и советского правительств отменялись и заменялись соответствующими актами правительства УНР.

В связи с военным положением ситуация с содержанием армии и правительственных учреждений УНР на конец 1917 г. стала катастрофической. Деньги по налогам и сборам в казну практически не поступали. Вместе с тем продолжались военные действия между вооруженными силами Украинской республики и Советской России. В этих условиях 1 декабря 1917 г. по представлению исполняющего обязанности
(с 03.11.1917 г. по 14.12.1917 г.) генерального секретаря финансов В. Мазуренко ЦР принимает закон «О государственной оплате украинских культурно-просветительских представлений», согласно которому устанавливался налог: 5% — со сборов оперных, драматических, балетных спектаклей и симфонических концертов; 20% — с представлений, «не имеющих культурно-просветительского и художественного значения», а также с других представлений, зрелищ и развлечений. Параллельно вводилась система так называемых одноразовых налогов. 18 декабря Генеральное секретарство финансов принимает решение об установлении одноразового налога на продажу сахара и такого же налога на телефонные аппараты.

В марте 1918 г. Правительство ЦР прибегает к более решительным принудительным мерам взимания налогов. Устанавливаются одноразовые налоги на богатые финансово-промышленные центры и города Украины, которые должны были срочно внести на счета финансовых (казенных) палат или учреждений Государственного банка следующие суммы: города Киев — 35 млн. крб., Харьков — 50, Одесса — 25, Екатеринослав (ныне — г. Днепропетровск) — 20, Николаев — 5 млн. крб., а города Житомир, Мариуполь, Феодосия, Черкассы и другие — по 2 млн. крб. Одноразовыми налогами были обложены и все уездные города, порты, железнодорожные узлы. Взимание этого налога было поручено Генеральному секретарству военных дел.

Вместе с тем Правительство УНР и Генеральное секретарство финансов принимали меры по укреплению таможенного контроля по всему периметру государственной границы Республики. Для разработки порядка и условий перемещения грузов была организована Комиссия-совет по вопросам формирования таможенной системы государства. Были созданы так называемые таможенные надзоры (таможенные учреждения типа пограничного таможенного поста в составе 12 — 15 таможенных служащих) в городах Радзивилове (ныне — Радивилов в Ривненской области), Волочиске, Гусятине, Новоселице, Збараже и на станции Брест-Литовск. Главной задачей созданных на западной границе учреждений была организация таможенного контроля за товарами, перемещаемыми за пределы Украины немецкими и австрийскими оккупационными войсками, и прекращение незаконного вывоза продовольствия и других товаров. В скором времени таможенные учреждения были сформированы и на северном и восточном направлениях государственной границы и в Крыму. Была создана пограничная стража, на которую возлагалась организация борьбы с контрабандой на рубежах молодой республики. Таможенный контроль на пунктах пропуска через государственную границу осуществлялся в соответствии с требованиями Таможенного устава Российской империи 1910 г. (с дополнениями 1912 г.) и других нормативных актов Украины и России по таможенному делу, изданных до октября 1917 г., а также конвенционных соглашений России, Германии, Австро-Венгрии и договоров УНР с Австро-Венгрией и Германией, подписанных в феврале 1918 г. в г. Брест-Литовске (ныне — г. Брест, Белоруссия).

Апофеозом законотворческой деятельности ЦР и наиболее высоким проявлением суверенитета Украинской Народной Республики стал ІV Универсал ЦР, провозгласивший Украину «самостоятельным, ни от кого не зависящим, свободным, суверенным государством украинского народа... Отныне Народная Украинская Республика берет в свои руки наиболее важные отрасли торговли и все доходы от нее будет возвращать в пользу народа... Правительству Республики во исполнение этого приписываем разработать и представить для утверждения законы об этом, а также о монополии железа, угля, шкур, табака и других продуктов и товаров, с которых больше всего бралось прибылей с рабочих классов в пользу нетрудящихся».

Однако исследование налогово-таможенной политики ЦР дает основание утверждать, что в течение своего почти однолетнего управления страной, она не уделяла должного внимания администрированию налогово-таможенного дела. Рада и Генеральный секретариат (правительство Республики) так и не смогли создать сильный высокопрофессиональный аппарат финансово-банковской, налоговой и таможенной служб, который обеспечил бы общий курс государствообразования и строительства национально-демократического государства. На протяжении своей в целом положительной законотворческой деятельности ЦР как коллективный общенациональный орган, к величайшему сожалению, не приняла ни одного системного акта, который определял бы концептуальные основы и задачи налогово-таможенной политики, четко и ясно определял структуру, источники и порядок взимания пошлин, налогов и сборов.

И все-таки исторический опыт ЦР, в том числе в сфере налогово-таможенной политики и практики, имеет поучительный характер. Кратко описывая общественно-политическую, экономическую и фискальную деятельность наших предков, живших и работавших действительно в тяжелейших условиях войны, голода и разрухи, мы отдаем им должное уважение за существенный вклад в сложный и многоплановый процесс жизнеутверждения независимого украинского государства.

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42