Интервью

Налоги необходимо уплачивать в той стране, где формируется прибыль

Кабинет Министров Украины одобрил законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в части контроля за трансфертным ценообразованием. Этот законопроект был разработан Министерством доходов и сборов Украины при участии аудиторской компании PricewaterhouseСoopers. Министр доходов и сборов Александр Клименко презентовал документ представителям крупного бизнеса, национальным и иностранным инвесторам.


Сами участники рынка новые законодательные инициативы налогового ведомства оценивают весьма спокойно.  На наши вопросы, касающиеся этой темы, ответил один из основных консультантов разработки законопроекта.

В. — Господин Вячеслав, вопрос принятия закона о трансфертном ценообразовании и введении его положений в действие в 2013 году в силу различных причин переносится на более позднее время. Министр доходов и сборов Александр Клименко прогнозировал определенные препятствия при принятии законопроекта. Способен ли, по Вашему мнению, мировой опыт трансфертного ценообразования прижиться в украинской действительности?

В. В. — Скорее да, чем нет, потому что это выгодно как обществу, государству, так и бизнесу. Мировой опыт государственного регулирования процессов трансфертного ценообразования свидетельствует, что эффективная система противодействия оттоку капитала из национальных экономик способствует экономическому росту. Страны с наиболее жесткими правилами трансфертного ценообразования, к которым, к примеру, относятся Индия и Китай, демонстрируют устойчивые тенденции экономического роста. Средний ежегодный прирост ВВП за последние 10 лет у них находится в пределах 10%. При этом увеличены объемы внешней торговли, темпы накопления капитала. Стало быть, существование таких правил не тормозит развития стран, а напротив, дает импульс для внешнеторговых отношений.

В.Представители компаний утверждают, что ни налоговое ведомство, ни бизнес будут не готовы выполнять требования закона. У бизнеса нет для этого опыта,  а налоговая не сможет обработать такой поток информации.

В. В. — Да, действительно, объемы работы предвидятся значительные, но не настолько, чтобы говорить о невозможности их выполнения. На бизнес возлагается новая обязанность: уведомлять Министерство доходов и сборов об операциях между связанными лицами и с резидентами зарубежных низконалоговых юрисдикций, объем которых превышает 50 млн. грн. в год на одного контрагента. Крупный бизнес в дополнение к этому будет обязан документально обосновывать рыночный уровень цен в таких операциях.

В настоящее время такие требования отсутствуют, но фискальное ведомство имеет все возможности осуществлять налоговые доначисления бизнесу исходя из собственного понимания рыночности цен. Предлагаемые изменения направят взаимодействие Министерства и бизнеса в более цивилизованное русло. Бизнес продолжит формировать ценообразование исходя из своих коммерческих соображений. Государство не собирается вмешиваться в само ценообразование, но будет определять украинские налоговые обязательства на основе рыночных цен, которые в независимых условиях были бы согласованы независимыми лицами. Бизнес будет иметь возможность документально обосновать рыночность цен в операциях между связанными украинскими и зарубежными компаниями либо самостоятельно доплатить в Украине налоги, если в сделках между связанными лицами используются нерыночные цены. Предлагая установить четкие и понятные правила трансфертного ценообразования, государство отстаивает принцип социальной справедливости. Ведь для страны с дефицитом бюджетных ресурсов выведение из-под налогообложения около 100 млрд. грн. — очень большая роскошь. Налоги необходимо уплачивать в той стране, где экономически возникает прибыль.

В.PricewaterhouseСoopers имеет большой опыт работы с введением правил трансфертного ценообразования во многих странах мира. Аналогична ли украинская ситуация зарубежной?

В. В. — На стадии принятия решения о введении новых правил — скорее аналогична. Ведь во всем мире бизнес стремится извлечь максимальную прибыль от своей деятельности. И вполне естественна его сдержанная реакция на изменения налоговых правил. Но после принятия новых правил прозрачный бизнес придерживается утвержденных норм. К слову, принципы трансфертного ценообразования установили все сопредельные с Украиной государства. Мне не приходилось сталкиваться с информацией о том, что бизнес либо налоговые ведомства в этих странах не осилили работу по трансфертному ценообразованию.

В.Возможно, наш бизнес не настолько развит, чтобы справиться с таким объемом работы?

В. В. — Не думаю. Тем более и у бизнеса, и у Министерства доходов и сборов достаточно времени, чтобы основательно подготовиться к работе в новых условиях. Допустим, закон будет принят до 1 июля этого года, тогда в соответствии с Налоговым кодексом он может вступить в силу только с 1 января следующего года. В таком случае первый раз бизнес будет представлять отчетность о трансфертных ценах до 1 мая 2015 года, а проверка этой отчетности начнется уже после мая 2015 года. Почти два с половиной года — достаточный срок для того, чтобы подготовиться.

В.Какие шаги необходимо предпринять бизнесу, чтобы основательно подготовиться к работе в новых условиях?

В. В. — Прежде всего бизнесу следует проанализировать все свои коммерческие операции, определить, какие из них подпадают под контроль. Согласно законопроекту речь идет о нескольких видах операций. Это либо операции между связанными лицами внутри Украины, либо операции по внешнеторговым контрактам с резидентами низконалоговых юрисдикций. Следующим шагом необходимо провести анализ-сравнение цен, которые установил сам бизнес, с ценами, которые по аналогичным операциям устанавливают не связанные между собой лица, а также задокументировать возможные отклонения и самостоятельно сделать корректировку своих налоговых обязательств.

Эта работа занимает много времени. Во-первых, необходимо выбрать метод определения рыночной цены для конкретной операции. Не всегда это будет прямое сравнение конкретной цены с другой. В  большинстве случаев бизнес будет делать вывод о рыночности цен исходя из сравнения рентабельности своих операций и операций между несвязанными лицами по продаже сопоставимых товаров, работ, или услуг в схожих коммерческих условиях и при схожих коммерческих стратегиях. Во-вторых, необходимо определить источники информации о рыночных ценах или рыночном уровне рентабельности. В-третьих, необходимо формально задокументировать результаты проведенного анализа. Эти действия требуют организации внутреннего контроля за трансфертными ценами на предприятиях, и это действительно займет время. Поэтому я бы рекомендовал предпринимателям начинать аналитическую работу уже сейчас.

В.Какие критерии определения рыночной цены предлагает законопроект?

В. В. — Как я говорил раньше, для определения обычной цены проводится анализ цен в сопоставимых операциях между независимыми лицами. Проект закона подробно определяет критерии сопоставимости:

  • сопоставимость товаров (работ, услуг), которые являются предметом операции: их характеристик, количества, срока поставки, условий осуществления платежей, обычных надбавок и скидок;
  • сопоставимость функций, выполняемых сторонами операции, активов участников операций, рисков, принимаемых на себя участниками;
  • сопоставимость рынков, на которых реализуются товары (работы, услуги);
  • сопоставимость бизнес-стратегий сторон операций;
  • сопоставимость экономических условий сделок и т. д.

В соответствии с мировой практикой предусмотрены пять методов определения обычной цены. Первый — метод сравнимой неконтролируемой цены — основан на сравнении цен. В данном случае Кабинет Министров Украины должен установить правила расчета и применения рыночного диапазона цен.

Другие методы предусматривают сравнение не цен, а показателей рентабельности операций. Кабинет Министров должен установить правила расчета и применения рыночного диапазона рентабельности.

Метод цены перепродажи используется при приобретении в контролируемых операциях (цена сделки контролируется государством) и дальнейшей продаже несвязанному лицу (цена признается рыночной). Контроль осуществляется путем определения рыночного уровня валовой рентабельности операции по продаже товаров (работ, услуг).

Метод «затраты плюс» используется при поставке товаров (работ, услуг) связанным лицам (цена сделки контролируется государством). Контроль осуществляется путем определения рыночного уровня валовой рентабельности себестоимости контролируемой операции.

Метод чистой прибыли используется при недостаточности данных о сопоставимости операций (невозможности применения предыдущих двух методов). Контроль осуществ-ляется путем определения рыночного уровня рентабельности операции (совокупности операций).

Метод распределения прибыли используется в случае комплекса контролируемых операций. Контроль осуществляется путем определения экономической обоснованности распределения совокупной прибыли участников контролируемых операций.

Налогоплательщик выбирает наиболее приемлемый для него метод или несколько методов определения обычной цены. В случае возможности использования метода сравнимой неконтролируемой цены и прочих методов предпочтение отдается первому.

В.Получается, что налоговому ведомству для установления полноты уплаты налогов придется проверять каждую сделку. Поскольку бизнес сам будет определять налоговые обязательства и обосновывать рыночность цен, нет никакой гарантии, что другие нечистые на руку предприниматели не постараются минимизировать уплату налогов...

В. В. — Возможно. Законопроектом предусмотрено, что Министерство принимает отчеты о контролируемых операциях и документацию по трансфертному ценообразованию, организует независимый сбор и обобщение информации о рыночных ценах и рентабельности операций. При этом в ходе специальной процедуры — мониторинга — анализируется корректность информации, отраженной в документации, в частности проверяется правильность выбора метода, сопоставимых операций и источников информации, при необходимости запрашивается дополнительная информация у налогоплательщика, а при выявлении нарушений в его документации проводится проверка по вопросам трансфертного ценообразования.

Поэтому и Министерству доходов и сборов в течение двух лет необходимо определить, какое подразделение будет заниматься вопросами трансфертного ценообразования внутри Министерства. Скорее всего, поначалу это должно быть подразделение в Центральном офисе по обслуживанию крупных налогоплательщиков. Второй шаг — нужно определить алгоритм работы этого подразделения, разработать соответствующие процедуры. Также необходимо организовать процесс сбора и обработки данных, определения рисковых областей для последующего контроля. На данный момент Министерством создан центр мониторинга товарных рынков, который должен проводить первый предварительный анализ и подготовить ведомство для предметного диалога с бизнесом.

Для осуществления контроля за трансфертными ценами Министерству нужны специалисты с широким диапазоном экономических знаний. Это должны быть аналитики, которые понимают механизмы ценообразования, видят все рыночные факторы, влияющие на цену, и способны вести на одном языке диалог с бизнесом о рыночности или нерыночности цены в каждой конкретной операции.

Кроме того, Министерству, равно как и бизнесу, необходимо получить доступ к международным базам данных с информацией о рыночных ценах, рыночных показателях рентабельности, прибыльности. Например, база «Амадеус» содержит информацию о множестве сделок, в том числе совершенных украинскими компаниями.

В.И все же как проверить все эти операции?

В. В. — Начнем с того, что документация по трансфертному ценообразованию будет анализироваться в ходе мониторинга — внутренней процедуры Министерства доходов и сборов. Налоговая проверка контролируемых операций будет проводиться только в случае непредставления отчета о контролируемых операциях или документации по трансфертному ценообразованию либо в случае представления документации по трансфертному ценообразованию с нарушениями, не исправленными по запросу Министерства, в случае выявления по результатам мониторинга отклонения цен от обычных или при обнаружении контролируемых операций, не отраженных в отчете.

Проверка по трансфертному ценообразованию может касаться только вопросов трансфертного ценообразования, в ходе ее проведения Министерство не может анализировать другие вопросы. Обычные налоговые проверки не могут затрагивать вопросы трансфертного ценообразования, за исключением вопроса полноты отражения информации о контролируемых сделках в соответствующем отчете.

Из-за сложности вопросов, необходимости обмена информацией между государствами в мировой практике проверки по трансфертному ценообразованию могут продолжаться несколько лет. Законопроектом предусмотрено, что в Украине срок такой проверки не должен превышать шести месяцев с правом Министерства на продление на шесть месяцев в случае необходимости получения информации от иностранных налоговых органов. Это разумный срок, его даже может не хватить для проверки очень крупного бизнеса со значительным объемом контролируемых операций.

Само по себе введение нового вида проверки с длительным сроком ее проведения вызывает обеспокоенность у бизнеса. Но, по моему мнению, предложенный алгоритм — проверка обоснования рыночности цен, подготовленного бизнесом, гораздо более комфортен для бизнесменов, нежели возможность доначисления налогов Министерством без учета такого обоснования, предусмотренная действующим законодательством. Этот алгоритм протестирован мировой практикой в течение нескольких десятилетий, и он доказал свою эффективность.

В.Очевидно, бизнес должен быть заинтересован в принятии закона о трансфертном ценообразовании?

В. В. — Совершенно верно. Когда говорят, что новые правила трансфертного ценообразования порождают давление на бизнес, я бы советовал к этому вопросу подходить с точки зрения сравнения расходов на соблюдение требований нового законодательства с выгодами от этого законодательства как для бизнеса, так и для государства. С точки зрения бизнеса, расходы времени и ресурсов фактически будут инвестициями в установление лишенного субъективизма, основанного на понимании рыночных реалий диалога между бизнесом и Министерством относительно влияния ценообразования бизнеса на его налоговые обязательства в Украине.


Беседовал
Николай Влащук

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42