Налог на прибыль

Налог на прибыль предприятий

Применение ставки налога на прибыль 0%

Может ли плательщик налога на прибыль применять ставку налога 0%, если отдельные работники, состоящие с ним в трудовых отношениях, находятся в отпуске по уходу за ребенком и заработная им не начисляется?


В соответствии с п. 154.6 ст. 154 Налогового кодекса на период с 01.04.2011 г. до 01.01.2016 г. применяется ставка 0%  для плательщиков налога на прибыль, у которых размер доходов каждого отчетного налогового периода нарастающим итогом с начала года не превышает 3 млн. грн. и начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работников, состоящих с плательщиком налога в трудовых отношениях, не меньше двух минимальных заработных плат, размер которой установлен законом.

Cтатьей 1 Закона № 108 определено, что заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которую по трудовому договору работодатель выплачивает работнику за выполненную им работу.

Согласно статьям 3 и 4 Закона № 2811 выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста являются государственной помощью семьям с детьми, осуществляемой за счет средств Государственного бюджета Украины в виде субвенций в местные бюджеты.

Следовательно, если плательщик налога не начисляет заработную плату работникам, состоящим с ним в трудовых отношениях, в связи с тем, что такие работники находятся в отпуске по уходу за ребенком и согласно нормам Закона № 2811 получают государственную помощь, но при этом такой плательщик соответствует всем требованиям, установленным п. 154.6 ст. 154 Налогового кодекса, то он имеет право на применение ставки налога на прибыль 0%.

Расходы на оплату услуг связи

Учитываются ли в составе расходов для определения объекта налогообложения расходы на оплату услуг связи (почта, телеграф, телефон, факс, мобильная (сотовая) связь и т. п.) и какие подтверждающие документы необходимы для учета стоимости мобильной связи в составе расходов?


В соответствии с абзацем «ґ» пп. 138.10.2 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса расходы на оплату услуг связи (почта, телеграф, телефон, телекс, телефакс, сотовая связь и другие подобные расходы) учитываются при исчислении объекта налогообложения в составе административных расходов, направленных на обслуживание и управление предприятием, которые относятся к другим расходам.

Пунктом 138.5 ст. 138 этого Кодекса определено, что другие расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены, согласно правилам ведения бухгалтерского учета.

 Расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II Налогового кодекса.

К документам, которые могут подтвердить связь телефонных переговоров с хозяйственной деятельностью, относят: наличие договоров на подключение, другие соглашения, счета-фактуры; правила пользования мобильной связью, утвержденные приказом руководителя предприятия; перечень сотрудников, обеспечиваемых мобильными телефонами в связи с производственной необходимостью; при контрактном подключении — детализированные счета от оператора с указанием номеров абонентов и времени их разговоров; журналы учета звонков с указанием целей звонков и их продолжительности по каждому номеру — если подключение осуществляется путем приобретения карточек; ежемесячные письменные отчеты об осуществленных переговорах.

Уменьшение начисленной суммы налога на прибыль на сумму земельного налога

Какие субъекты хозяйствования имеют право отнести на уменьшение начисленной суммы налога на прибыль сумму налога на землю, используемую в сельскохозяйственном производстве? В какой строке декларации по налогу на прибыль отражается такая сумма?


В целях налогообложения к предприятиям, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, относятся предприятия, доход которых от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства за предыдущий отчетный (налоговый) год превышает 50%  общей суммы дохода.

Предприятия, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, представляют декларацию по налогу на прибыль в сроки, определенные законом для годового налогового периода.

Сумма начисленного налога уменьшается на сумму налога на землю, используемую в сельскохозяйственном производственном обороте.

Для производителей сельскохозяйственной продукции, определенных ст. 155 Налогового кодекса, годовой налоговый период начинается с 1 июля текущего отчетного года и заканчивается 30 июня следующего отчетного года (пп. 152.9.1 п. 152.9 ст. 152 Кодекса).

Следовательно, право уменьшить начисленную сумму налога на прибыль на сумму налога на землю имеют те предприятия, основная деятельность которых связана с производством собственной сельскохозяйственной продукции, доход от продажи которой за предыдущий отчетный (налоговый) год превышает 50%  общей суммы дохода такого предприятия.

В Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, форма которой утверждена приказом № 1213, сумма налога на землю отражается в строке 13.6 табл. 1 приложения ЗП «Зменшеннянарахованоїсумиподатку» к строке 13 этой декларации.

Ответственность за непредставление отчетности

Неприбыльная организация зарегистрирована в 2012 г. Поскольку деятельность не осуществлялась, налоговая отчетность в органы ГНС не представлялась. Предусмотрена ли ответственность за непредставление Налогового отчета об использовании денежных средств неприбыльных учреждений и организаций?


Ответственность за непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов) предусмотрена п. 120.1 ст. 120 Налогового кодекса.

В частности, непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов) влечет за собой наложение штрафа в размере 170 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление (п. 120.1 ст. 120 Налогового кодекса).

Выплата за простой судна

Включается ли в состав расходов стоимость демереджа?


Практика применения терминов, слов и словосочетаний в юриспруденции определяет демередж как денежное вознаграждение, которое выплачивает судовладельцу фрахтовщик за простой судна под грузовыми операциями сверх времени, обусловленного в договоре фрахтования судна. Размер демереджа определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения — согласно ставкам, принятым в соответствующем порту. При отсутствии таких ставок размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа.

Следовательно, по своей экономической сути демередж — это санкция за сверхнормативный простой.

Штрафными санкциями в Хозяйственном кодексе признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства (ст. 230 этого Кодекса).

В соответствии с пп. 139.1.11 п. 139.1 ст. 139 Налогового кодекса не включаются в состав расходов суммы штрафов и/или неустойки либо пени по решению сторон договора или по решению соответствующих государственных органов, суда, подлежащих уплате плательщиком налога.

Следовательно, выплата, которую уплачивает фрахтовщик судовладельцу за простой судна сверх времени, обусловленного в договоре фрахтования судна (демередж), не включается в состав его расходов.

Представление Отчета об использовании высвобожденных денежных средств

По какой форме представляется Отчет об использовании плательщиками налога на прибыль предприятий высвобожденных денежных средств по результатам 2012 г. и І в квартале 2013 г.?


Если в результате введения нового налога или изменения правил налогообложения изменяются формы налоговой отчетности, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, который утвердил такие формы, обязан обнародовать новые формы отчетности.

До определения новых форм деклараций (расчетов), вступающих в силу для составления отчетности за налоговый период, наступающий за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование, действуют формы деклараций (расчетов), действующие до такого определения (п. 46.6 ст. 46 Налогового кодекса).

Приказ № 1032, которым внесены изменения в форму Отчета об использовании плательщиками налога на прибыль предприятий высвобожденных денежных средств (далее — Отчет), утвержденную приказом № 1685, вступил в силу 02.11.2012 г. — со дня его официального опубликования («Офіційний вісник України», 2012 г., № 81).

 Таким образом, плательщики налога, прибыль которых освобождена от налогообложения, по результатам отчетного (налогового) периода2012 г. должны были представлять в органы ГНС Отчет по форме, утвержденной приказом № 1685.

Начиная с отчетного налогового периодаІ квартала 2013 г. плательщики налога, прибыль которых освобождена от налогообложения, представляют такой Отчет также по форме, утвержденной приказом № 1685, но с учетом изменений, внесенных приказом № 1032.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42