Статьи

Круговорот денег в природе

Введение налогообложения процентов по банковским депозитам в размере 5% — не изобретение предшественников или преемников от власти. Данная норма по показателю отсрочки до лучших времен вступления ее в силу превзошла даже наиболее дискуссионный в нашем обществе налог на недвижимое имущество. Последний все-таки ввели. Вопрос же налогообложения депозитов имеет длинную историю и до сих пор остается открытым.


Нетрудовые доходы

Сначала планировалось начать облагать налогом проценты в 2005 г. Ведь проценты, начисленные по депозитным вкладам в банках, считаются такими же пассивными (читай — нетрудовыми) доходами граждан, как и доходы, полученные от сдачи в аренду недвижимого имущества, в виде роялти от использования объектов интеллектуальной собственности или в виде дивидендов. Однако в результате дискуссии между правительством и Нацбанком Украины относительно положения отечественной экономики в контексте инфляционных процессов и готовности физических лиц открывать депозитные счета при условии дополнительного удержания денежных средств с их доходов был наложен мораторий на налогообложение процентов по депозитам до 2010 г. Тогда указанное положение нашло отражение в Законе Украины от 21.12.2004 г. № 2273-ІV «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» (относительно налогообложения процентов с банковских вкладов)».

Как недавно отчитался Президент Украины Виктор Янукович, индекс инфляции практически вышел «на нуль», достигнута стабильность гривни. Вместе с тем срок введения налогообложения депозитов, который согласно абзацу шестому п. 1 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса Украины перенесен на 2015 г., остается без изменений. Поговаривали даже, что эта норма никогда не заработает — так и будет откладываться в долгий ящик.

Впрочем, зарекаться не будем. В законопроекте № 2401, зарегистрированном в парламенте 26.02.2013 г. народным депутатом Украины Евгением Сигалом, речь идет именно о перенесении срока применения механизма налогообложения доходов физических лиц, полученных в виде процентов на банковские вклады (депозиты), на 01.01.2014 г. По убеждению автора инициативы, ее одобрение повлияет на удешевление кредитных ресурсов коммерческих банков, предоставляемых субъектам реальной экономики. Кроме того, как отмечает Евгений Сигал в объяснительной записке к документу, будут созданы условия для перераспределения использования доходов физических лиц в пользу потребления товаров и услуг отечественных предприятий, поскольку сегодня высокая доходность банковских вкладов (депозитов) стимулирует у населения накопительские настроения. Иначе говоря, граждане не так активно будут экономить деньги, как наоборот — покупать товары. Правда, почему депутат так решил, а также почему при этом преимущество будет иметь произведенный в Украине, а не импортный продукт, неизвестно.

Денежные средства, полученные в виде налога на проценты, предлагается направлять в Пенсионный фонд Украины, чтобы частично решить его проблемные вопросы.

Опять 25

Налог планируется взимать исходя из опыта Российской Федерации, где подобный механизм действует уже достаточно долго, по ставке 25% вместо заложенных в Налоговом кодексе Украины 5%. Разумеется, эта цифра вызвала волну возмущения в прессе: дескать, у украинцев собираются отобрать четверть доходов. Попробуем расставить точки над «і», чтобы доказать: не так уж и страшен налог, как его рисуют.

Ни одна из ставок налога не касается «тела» депозита — только начисленных на него процентов. Как это будет выглядеть в цифрах? Возьмем годовой депозит в гривне, средневзвешенная ставка которого в последнее время снизилась до 18,7%. Если по указанной ставке открыть счет на сумму 50 тыс. грн., то через 12 месяцев доход до налогообложения будет составлять 9350 грн., а  сумма налога по ставке 5% — 467,5 грн.

По законопроекту не нужно будет уплачивать налог на проценты по депозитам, если их размер составляет не больше учетной ставки Нацбанка Украины (7,5%) плюс 5%. В настоящее время это — 12,5%. Если депозитная ставка больше 12,5%, удерживается налог 25% из суммы, превышающей 12,5%.

В нашем случае:

50 000 грн. х 12,5% — 6250,0 грн. — не облагается налогом;

50 000 грн. х 18,7% = 9350,0 грн.;

9350 грн. – 6250 грн. = 3100 грн. — сумма к налогообложению;

3100 грн. х 25% = 775 грн.

Разница между суммами начисленного налога почти вдвое, конечно, есть. Но насколько критическим это будет для клиента банка, который не живет от зарплаты до зарплаты, а имеет в свободном распоряжении денежные средства, из которых в будущем хочет извлечь финансовую выгоду, — вопрос риторический. За клиента можно только порадоваться.

В конце концов, для тех, кто планирует значительные расходы — не срочные, а на перспективу (например, на свадьбу, отпуск, обучение),  или собирается приобрести бытовую технику, электронику, автомобиль и другие товарно-материальные ценности, накопление денег на депозитном счете является неплохой альтернативой покупке товаров в кредит. Ведь любое приобретение в кредит, даже по ставке 0%, предусматривает переплату за банковское обслуживание, тогда как открытие депозитного счета не всегда сопровождается значительными инвестициями — в зависимости от сроков и условий выплаты процентов немало банков устанавливают размер минимальной суммы первоначального вклада на уровне 500 — 1000 грн.

Ставки сделаны!

В случае принятия законопроекта под налогообложение подпадет большая часть депозитов населения, поскольку ставки по банковским депозитам бьют докризисные рекорды. Согласно их рейтингу, размещенному на сайте www.banki.ua, наиболее привлекательными в этом плане являются вклады «iDepo» («Евробанк») — 26,75% годовых, «Проценты греют» («Российский стандарт») и «Преимущества весной» («Финростбанк») — 26%, «Акционный» («Пивденкомбанк») — 25%. Однако есть и нижняя предельная граница ставок: например, вклад «Активные деньги» от «УкрСиббанка» (6%) или «Свободные денежные средства» от Всеукраинского банка развития (4%). Аналогичная информация содержится на Интернет-ресурсе minfin.com.ua и на других веб-страницах. Разнобой ставок поражает, хотя, как известно, во многом на их размер влияет вид депозитной программы, которую условно можно разделить на три категории: сберегательная — без возможности пополнения счета, с выплатой процентов в конце срока вклада (по этому виду вклада предлагаются одни из наивысших процентных ставок); накопительная — с возможностью пополнения суммы вклада в течение определенного периода после открытия счета; депозитная линия — предусматривает как пополнение, так и снятие денежных средств с депозитного счета в течение всего срока банковского обслуживания (характеризуется установлением несколько меньших, но одинаковых процентных ставок для внесения и снятия денежных средств). Иначе говоря, кому что нравится — в зависимости от цели, несмотря на то, что наибольшей популярностью у клиентов пользуется сберегательная программа.

Эксперты прогнозируют снижение ставок по гривневым депозитам в текущем году. «Думаю, что в целом во втором полугодии 2013 года можно ожидать ставок по гривневым депозитам на уровне 16 — 17% годовых. Снижение депозитных ставок приведет к снижению ставок и по кредитам», — считает заместитель председателя правления «ТАСкомбанка» Олег Поляк. Уменьшение ставок до 15 — 16% к осени пророчит также руководящий партнер «Capital Times» Эрик Найман.

Следовательно, независимо от того, поддержат парламентарии новую идею депозитного налога или будут держаться за старую, суммы налога на проценты по депозиту все равно уменьшатся. По крайней мере, в ближайшей перспективе.

Направляемся в «депо»?

Появление законопроекта № 2401 восприняли сдержанно. «Я лично не поддерживаю этот законопроект и не вижу перспектив его принятия, ведь это приведет к оттоку денег из банков», — раскритиковал документ депутат Владимир Олейник.

То же самое прогнозирует и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Вместе с тем, акцентирует аналитик, сначала деньги заберут, а затем возвратят — банальный круговорот. Опыт в этом смысле имеем свежий: во время кризиса 2008 — 2009 гг. народ шел на банки чуть ли не штурмом, потому что никак нельзя было заставить их выполнить свои обязательства перед клиентами. А позднее все возвратилось сторицей, и сейчас депозитный портфель банков составляет 580 млрд. грн.

В свою очередь, лидер КПУ Петр Симоненко назвал законопроект откровенным грабежом населения под предлогом необходимости оживления экономики.

Первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов, который перед назначением на эту должность был председателем Нацбанка Украины, вообще считает налогообложение доходов по банковским депозитам преждевременным. В мире такая практика давно имеет место, однако банковская система Украины находится в стадии посткризисной стабилизации, и одной из основных предпосылок ее дальнейшего успешного функционирования является повышение уровня доверия к ней со стороны граждан. «Готовность населения хранить денежные средства в банках является чрезвычайно чувствительной к любым новациям. Поэтому решение вопроса налогообложения доходов по банковским депозитам сейчас преждевременно», — прокомментировал «Вестнику» ситуацию Сергей Арбузов.

Мнения посетителей Интернет-форумов по поводу целесообразности введения налога разделились. «Мне сама по себе ставка по гривне «в депо» не важна — она только должна обеспечивать прибыль с депозита на уровне 12% годовых в долларах. Если это выполняется, то могу уплачивать хоть и 50% с суммы превышения», — пишет на finance.ua пользователь под ником Vitalych. «Пусть делают. Увидим, что будет, когда народ «вынесет» все депозиты из банков», — предостерегает другой автор Alex_TT.

Будет ли способствовать налогообложение доходов по банковским депозитам оживлению украинской экономики и будет ли оно иметь место вообще — пока неизвестно. Очевидно одно: украинское общество все чаще лихорадит от различных сплетен на денежно-валютную тематику. Их спектр — от ограничения наличных расчетов до введения так называемого валютного налога. Еще и депозитный налог и возможность запрета вложения денежных средств в банки в иностранной валюте добавились. Какими бы ни были окончательные вердикты власти относительно подобных инициатив, решать, в каком эквиваленте экономить собственные средства, в банке или «под матрасом», — гражданам.