Налог на прибыль

Издательское дело: включение в Государственный реестр и особенности обложения налогом на прибыль

Издательское дело — это сфера общественных отношений, объединяющая организационно-творческую и производственно-хозяйственную деятельность юридических и физических лиц, занятых созданием, изготовлением и распространением издательской продукции. Составляющими издательского дела являются: издательская деятельность — совокупность организационных, творческих, производственных мероприятий, направленных на подготовку и выпуск в свет издательской продукции; изготовление издательской продукции — производственно-технологический процесс воспроизведения определенным тиражом издательского оригинала полиграфическими или другими техническими средствами; распространение издательской продукции — доведение издательской продукции до потребителя как через торговую сеть, так и другими способами.

В целях развития национального книгоиздания, удовлетворения духовных, образовательных и культурных потребностей граждан предприятиям, занимающимся выпуском и распространением издательской продукции, со стороны государства отводится особое внимание, в частности предоставляются льготы по налогообложению.

В этой статье предлагаем рассмотреть порядок внесения субъектов издательской деятельности в Государственный реестр издателей и особенности налогообложения полученной ими прибыли.


Внесение в Государственный реестр издателей

К субъектам издательской деятельности относятся: издатель, производитель издательской продукции и ее распространитель. В целях учета субъектов издательского дела введен Государственный реестр издателей.

Внесение субъектов издательского дела в Государственный реестр издателей является обязательным.

В соответствии с п. 1 Положения № 1540 правила включения в Государственный реестр издателей распространяются на субъектов издательского дела независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, за исключением издателей и распространителей печатных средств массовой информации.

Внесение в Государственный реестр издателей осуществляет Мининформ Украины, а также его соответствующие местные подразделения на основании заявления, подписанного уполномоченным лицом, которое подается Госкомтелерадио или его соответствующему местному подразделению.

К заявлению о внесении субъекта издательского дела в Государственный реестр издателей прилагаются нотариально заверенные копии соответствующих документов. Срок рассмотрения такого заявления составляет 30 календарных дней со дня его поступления в административный орган.

О принятом решении о внесении субъекта издательского дела в Государственный реестр издателей или отказе заявитель уведомляется письменно.

При внесении в Государственный реестр издателей субъекты хозяйствования уплачивают регистрационный сбор в размере 425 грн. и получают свидетельство соответствующего образца о внесении в Государственный реестр издателей, изготовителей и распространителей.

Без включения в Государственный реестр издателей издательское дело могут осуществлять: органы законодательной, исполнительной, судебной власти, поскольку они выпускают в свет официальные издания с материалами законодательного и другого нормативно-правового характера, бюллетени судебной и арбитражной практики; организации, учебные заведения, научные учреждения, творческие союзы и т. п. — для выпуска в свет и бесплатного распространения информационных, библиографических, реферативных, рекламных изданий, изданий, содержащих нормативные акты по производственно-практическим вопросам, служебных и методических материалов, документации для нужд уставной деятельности их издателя, а также материалов на правах рукописи, размноженных с помощью технических средств.

Налоговые льготы

Нормами Налогового кодекса для субъектов издательского дела предусмотрены льготы по налогообложению.

Так, временно, до 1 января 2015 г., прибыль издательств, издательских организаций, предприятий полиграфии, полученная ими от деятельности по изготовлению на территории Украины книжной продукции, кроме продукции эротического характера, освобождается от налогообложения (п. 18 подраздела 4 раздела ХХ Налогового кодекса).

Суммы налога, которые вследствие применения льготы по налогообложению не уплачиваются в бюджет, остаются в распоряжении плательщика налога.

Напомним, что в соответствии с п. 30.1 ст. 30 Налогового кодекса налоговая льгота — это предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 этой статьи.

Суммы налога и сбора, не уплаченные субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, учитываются таким налогоплательщиком.

Учет сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, осуществляется согласно Порядку № 1233, который является обязательным для выполнения всеми субъектами, пользующимися в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговыми льготами.

Использование высвобожденных денежных средств

Денежные средства, высвобожденные от обложения налогом на прибыль в связи с применением налоговых льгот, в том числе издательств, издательских организаций, предприятий полиграфии, имеют целевое назначение.

Механизм использования денежных средств, высвобожденных от налогообложения, определен Порядком № 299.

Согласно п. 2 этого Порядка высвобожденные денежные средства направляются плательщиком налога на создание или переоснащение материально-технической базы, увеличение объема производства (предоставления услуг), внедрение новейших технологий и/или возврат кредитов (в том числе полученных до дня вступления в силу Налогового кодекса), использованных на указанные цели, и уплату процентов по ним.

При этом если плательщиком налога для погашения кредита, использованного на указанные цели, и уплату процентов по нему получен кредит (кредиты) рефинансирования, то для целей этого пункта учитываются только суммы, уплачиваемые плательщиком по кредиту (кредитам) рефинансирования. Указанные направления использования денежных средств должны быть связаны с деятельностью плательщика налога, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения. Денежные средства, высвобожденные от налогообложения, должны быть использованы в течение 1095 дней. В целях налогообложения суммы высвобожденных денежных средств признаются доходами одновременно с признанием расходов, понесенных за счет этих денежных средств, в размере таких расходов.

В случае если суммы высвобожденных от налогообложения денежных средств не израсходованы на вышеуказанные цели в течение 1095 дней с даты истечения периода, по результатам которого плательщик налога оставил такие денежные средства в своем распоряжении, то такой плательщик обязан увеличить налоговые обязательства по налогу на прибыль по результатам налогового периода, в котором истекает предельный срок использования сумм высвобожденных денежных средств, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с положениями ст. 129 Налогового кодекса.

Учет доходов, частично или полностью освобожденных от налогообложения

Плательщики налога, доход (прибыль) которых полностью и/или частично освобожден от обложения налогом на прибыль, ведут отдельный учет дохода (прибыли), который освобождается от налогообложения согласно нормам Налогового кодекса. При этом в состав расходов таких налогоплательщиков, связанных с получением дохода (прибыли), который не освобождается от налогообложения, не включаются расходы, связанные с получением такого освобожденного дохода (прибыли).

Сумма амортизационных отчислений, начисленных на основные средства, используемые для получения освобожденного дохода (прибыли), не учитывается в расходах, связанных с получением дохода (прибыли), который не освобождается от налогообложения.

В случае если основные средства используются для получения освобожденного дохода (прибыли) и других доходов (прибыли), подлежащих налогообложению согласно разделу III Налогового кодекса на общих основаниях, то расходы плательщика налога подлежат увеличению на долю общей суммы начисленных амортизационных отчислений, которая так относится к общей сумме начисленных амортизационных отчислений отчетного периода, как сумма доходов (прибыли), подлежащих налогообложению согласно этому разделу на общих основаниях, относится к общей сумме доходов (прибыли) с учетом освобожденных.

Аналогично происходит распределение расходов, которые одновременно связаны как с деятельностью, доход (прибыль) от осуществления которой освобождается от налогообложения, так и другой деятельностью (п. 152.11 ст. 152 Налогового кодекса).

Определение курсовых разниц

Для плательщиков налога, подпадающих под действие пунктов 15 — 19 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса (в том числе для субъектов издательского дела), определен отдельный (отличный от общих правил) порядок определения курсовой разницы по сумме задолженности, выраженной в иностранной валюте.

В частности, п. 21 указанного подраздела установлено, что для указанной категории налогоплательщиков определение курсовых разниц от пересчета задолженности (обязательства), выраженной в иностранной валюте, которая будет получена или уплачена в фиксированной (или определенной) сумме денег или их эквиваленте, возникающей по операциям, связанным с деятельностью, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения (в том числе с созданием и переоснащением материально-технической базы), осуществляется на сумму полного или частичного погашения задолженности (обязательства) на дату осуществления такого погашения.

Финансовый результат, полученный вследствие пересчета такой задолженности (обязательства), учитывается вместе с результатами деятельности плательщика налога, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения, согласно п. 152.11 ст. 152 Налогового кодекса относительно ведения отдельного учета.

Представление отчетности

Субъекты хозяйствования, не уплачивающие в соответствии с Налоговым кодексом налоги и сборы в бюджет в связи с получением налоговых льгот, составляют отчет о суммах налоговых льгот, который представляется по месту регистрации (приложение к Порядку № 1233). В случае если субъект хозяйствования льготами не пользуется, отчет не представляется.

Суммы налога на прибыль, не уплаченные в бюджет в связи с получением налоговых льгот, рассчитываются в зависимости от особенностей их использования с учетом информации Справочника налоговых льгот.

В соответствии с данными Справочника № 64 льгота издательств, издательских организаций, предприятий полиграфии имеет код 11020279.

Кроме того, субъекты издательского дела, применяющие льготы по налогообложению полученной прибыли, составляют и представляют отчет об использовании ими высвобожденных денежных средств, форма которого утверждена приказом № 1685. Отчет составляется по результатам каждого отчетного (налогового) периода и представляется соответствующему органу ГНС вместе с декларацией по налогу на прибыль предприятия.

Использование освобожденных от налогообложения денежных средств не по целевому назначению

При нарушении требований по целевому использованию освобожденных от налогообложения денежных средств плательщик налога обязан увеличить налоговые обязательства по этому налогу по результатам налогового периода, на который приходится такое нарушение, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с правилами, установленными нормами Налогового кодекса, то есть в размере 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины (п. 30.8 ст. 30 Кодекса).

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42