Другие налоги

Налоговая и таможенная системы Украинской Державы гетмана Павла Скоропадского

95 лет отделяют нас от непродолжительного процесса становления и жизнедеятельности Украинской Державы.

Изучение этого чрезвычайно сложного периода открыло много новых поучительных страничек истории создания Украинского государства, в том числе в сфере финансовых и налогово-таможенных отношений. И хотя процесс формирования и развития Украинской Державы длился всего около восьми месяцев, несомненно, был заложен первый камень в развитие нашей страны на ее пути к независимости и суверенитету.


29 апреля 1918 г. в г. Киеве произошел государственный переворот. Демократическая парламентская форма правления Центральной Рады, неспособной противостоять военному лихолетью, анархии и беспорядку, уступила место твердому авторитарному режиму. Ведущие промышленные и финансовые деятели страны приветствовали приход к власти гетмана Павла Скоропадского, надеясь, что он обеспечит экономическую стабильность и порядок в государстве. И такие надежды были небезосновательны. В газете крупного капитала «Известия Союза промышленности, торговли, финансов и сельского хозяйства Украины» был опубликован доклад гетмана на съезде землевладельцев, в котором он недвусмысленно заявил: «Права частной собственности как основы культуры и цивилизации восстанавливаются в полном объеме и все распоряжения бывшего украинского правительства, а также Временного правительства России, отменявшие или ограничивавшие эти права, объявляются незаконными».

Главной задачей стало создание действенной системы власти всех уровней, к чему оказалась неспособной Центральная Рада и что стало одной из главных причин ее краха. Руководить государством выдвигали политических и общественных деятелей, которые, по словам Павла Скоропадского, доказали свою преданность украинской национально-государственной идее.

Одним из основных мероприятий по улучшению социального и экономического положения Украины гетман Скоропадский избрал становление финансовой и налогово-таможенной систем и их дальнейшее развитие. На должность министра финансов, а министерство к тому времени объединяло все финансовые, банковские и налогово-таможенные службы страны, 30 апреля был назначен известный банкир и общественный деятель Антон Ржепецкий. Он находился на этом посту в течение всего времени существования Украинской Державы гетмана Скоропадского, то есть фактически около восьми месяцев бурного 1918 г. руководил финансовыми делами страны. Именно с его именем связаны все события, происходившие тогда в фискальной сфере нашего государства.

Судьба А. Ржепецкого, мудрого и волевого человека, оказалась довольно драматичной. Родился он в г. Киеве в польско-украинской знатной семье. Закончил университет по специальности «банки и финансы». Возглавлял Земледельческий синдикат в г. Киеве, где работал еще директором банка и председателем кредитного общества, был советником Киевской городской думы. В годы Первой мировой войны возглавлял благотворительный Татьянинский комитет, оказывавший помощь инвалидам и беженцам с линии фронта. Когда в мае — декабре 1918 г. А. Ржепецкий работал министром финансов в правительстве П. Скоропадского, всю деятельность на этой должности он направлял на защиту интересов Украины, развитие экономики и финансовой системы государства, укрепление национальной валюты.

Под его руководством министерство выработало новую налоговую систему, были учреждены Государственный  и Земельный банки. Министр последовательно защищал интересы Украины в отношениях с немецкими и австро-венгерскими оккупантами, решительно отстаивал права Украины на Крым. В декабре 1918 г. после оккупации г. Киева войсками Директории был арестован и заточен в Лукьяновскую тюрьму. После нескольких недель нахождения под стражей, в феврале 1919 г., в связи с эвакуацией Директории, поскольку на г. Киев наступали большевики, вместе с другими узниками — членами правительства Скоропадского министр был вывезен в г. Винницу. Позднее по требованию Франции и других стран Антанты его перевезли в г. Одессу и передали представителям Антанты. К сожалению, дальнейшая судьба министра финансов Украинской Державы неизвестна.

Первым значительным событием в деятельности правительства Украинской Державы в финансовой и таможенно-налоговой сферах стало объединение под эгидой Министерства финансов научного потенциала экономистов и финансистов-практиков. Заместителями министра (по тогдашней терминологии, товарищами) были назначены известный промышленник и банкир Г. Лерхе, финансист Г. Курило, экономист профессор В. Мазуренко. Высококвалифицированные специалисты возглавляли и структурные подразделения министерства. Директором Департамента косвенных налогов стал А. Гуменной, директором Департамента простых налогов — А. Маршинский, директором Департамента таможенных сборов — опытный член правительства П. Андреев.

Уже в мае правительством Украинской Державы по представлению А. Ржепецкого был создан Финансовый комитет, членами которого стали руководящие банкиры, предприниматели и землевладельцы страны О. Добрый (председатель), князь А. Голицын, В. Кочубей, профессоры А. Билимович, Л. Яснопольский и др. Основными задачами комитета было определение теоретических и практических основ налогово-таможенной политики Украинской Державы и подготовка к осуществлению денежной реформы, а также упорядочение бюджета страны 1918 г. Его приходную часть составляли поступления от прямых и косвенных налогов, акцизного сбора и других налогов и сборов. Учитывались также гербовые, судебные, канцелярские сборы, налоги на унаследованное имущество, поступления от горной промышленности, почты, телеграфа и др. По подсчетам экспертов Нацбанка Украины была запланирована общая сумма поступлений — 3,179 млрд. крб.

К расходной части бюджета относились средства на содержание армии, аппарата управления, на выплаты по государственным займам, на борьбу с эпидемиями, помощь городам, земствам, беженцам и др. Всего расходы составляли 5,346 млрд. крб. Дефицит бюджета — 2,097 млрд. руб. Его планировалось покрыть за счет выпуска соответствующего количества государственных казначейских билетов.

Довольно сложной была ситуация с обращением денежных знаков. На территории государства «были в ходу» карбованцы Центральной Рады, царские рубли, «керенки», денежные знаки большевистской России, немецкие марки и австрийские кроны. В то же время были введены кредитные билеты Украинской Державы в карбованцах. В августе 1918 г. в г. Киев поступили заказанные в Германии облигации в гривнях, для которых по всей территории Украины устанавливалось свободное обращение. Этот государственный заем (предварительная сумма составляла 1 млрд. грн., позднее она была увеличена в два раза) должен был обслуживать денежный рынок Украины. К сожалению, качество выпущенных в обращение «гетманских» карбованцев и облигаций было невысоким, и полным доверием населения они не пользовалась.

Довольно интересной была таможенная политика Гетманата, которую возглавлял вместе с банковской, бюджетной и налоговой сферами министр финансов. Непосредственное выполнение таможенных процедур было возложено на Департамент таможенных сборов Министерства финансов. Департамент, в соответствии с утвержденной министром структурой, состоял из канцелярии и пяти отделов (законодательного, тарифного, таможенной статистики, контрабанды и таможенных правонарушений, финансово-хозяйственного). Департаменту были подчинены все таможенные учреждения — пограничные и внутренние таможни, таможенные надзоры и пункты пропуска непосредственно на границе. В наследство от Центральной Рады правительство Скоропадского получило не только старые, еще императорские, таможни (в городах Киеве, Харькове, Одессе, Херсоне, Бердянске и др.), но и новосозданные при правительстве В. Винниченко таможенные пункты на границе с Австро-Венгрией (в Радзивилове, Волочиске, Гусятине, Збараже, Маневичах, Ямполе, Могилев-Подольском и др.). Исходя из стратегических задач таможенной службы, Министерство финансов организовало региональные таможенные формирования — участковые управления таможенных инспекторов. Планировалось сформировать четыре таких управления — в городах Одессе, Луцке, Киеве и Харькове. Однако работе киевского и харьковского региональных центров помешали военные действия на северной и восточной границах. Таможенные инспекторы, составлявшие основу Управления, должны были контролировать работу таможенных учреждений, которые территориально относились к их участку. Они имели определенные административные и должностные права. Таможенные учреждения активно сотрудничали с созданным гетманом П. Скоропадским Корпусом пограничной стражи, которому было поручено охранять государственную границу и осуществлять отдельные таможенные функции (борьбу с таможенными правонарушениями, конфискацию контрабандных товаров и т. п.).

Таможенная политика П. Скоропадского, несмотря на продолжающуюся гражданскую войну и экономические трудности, носила стабильный, хорошо налаженный характер. Министерство финансов и его Департамент таможенных сборов пытались минимизировать попытки немецко-австрийского командования незаконно вывезти из Украины продовольствие и сырье сверх квоты, определенной Брест-Литовскими соглашениями между Центральной Радой и Четверным союзом, согласно которым Украина была обязана предоставить Германии и Австро-Венгрии
1 млн. т хлеба и другие товарно-материальные ресурсы. В этих целях вдоль всей западной границы Украины были дополнительно созданы таможни и таможенные пункты, контролировавшие прохождение продовольственных и других товаров и вместе с пограничной охраной не допускавшие их незаконное перемещение. Таможенные учреждения были организованы, в частности, в таких населенных пунктах, как Маневичи, Гуков, Сатанов, Торчин, других городах западного региона Украины. Новые таможенные пункты были открыты также на границе с Румынией (всего в 11 населенных пунктах). Функции таможенников там выполняли военнослужащие подразделений Отдельного корпуса пограничной охраны. Постоянно действовавшие в течение 1918 г. таможенные учреждения были внесены в государственный реестр. Всего их насчитывалось 49.

Принимались меры и к таможенному обеспечению границы с Советской Россией. 12 июня 1918 г. в г. Киеве был заключен договор между Украинской Державой и Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР), согласно которому военные действия между двумя странами были прекращены. Договор открывал возможности для свободного перемещения через границу граждан обоих государств, а также принадлежащих им товаров. Для такого перемещения в договоре были четко определены пути: Орша — Гомель, Брянск — Конотоп, Курск — Ворожба, Курск — Харьков, Ворожба — Валуйки и др. На основании договора между Украинской Державой и РСФСР было восстановлено пассажирское железнодорожное сообщение и налажена почтовая и телеграфная связь.

В целях помощи гражданам, прибывавшим в Украину или выезжавшим за ее пределы, для защиты их интересов и предотвращения проникновения преступных элементов на территорию страны 24 июня правительство гетмана П. Скоропадского принимает постановление об открытии на границах с РСФСР таможенных пунктов (надзоров) в таких населенных пунктах: Белгород, Бугаз, Валуйки, Берестечко, Хутор-Михайловский, Каменецкая, Овидиополь и др. В тот же день постановлением правительства на открытие таможенных учреждений на границе с Россией было ассигновано 250 тыс. крб. В постановлении отмечалось: «Предоставить министру финансов право указать пункты на границе, где должны быть таможни». Вскоре на все определенные правительственным постановлением пограничные пункты пропуска были командированы таможенные чиновники. Так, для осуществления таможенного контроля на станциях Белгород и Валуйки были командированы работники Харьковской таможни — казначей А. Белецкий, контролер В. Клишевич и наблюдатель Д. Стрелецкий, которые сразу же приступили к выполнению обязанностей, о чем и доложили начальнику Харьковской таможни и руководству киевского Департамента таможенных сборов.

Отношение гетманской власти к государственным служащим, в частности к таможенникам и налоговикам, было чрезвычайно почтительным. На них распространялись все льготы, предусмотренные для чиновников госучреждений. Должностные лица получали достойную заработную плату, доплаты за классный чин, процентные надбавки за стаж работы и наличие детей. Отдельную ежемесячную помощь получали должностные лица, имевшие троих детей и больше. При отъезде в командировку должностные лица получали довольно приличные суточные (8 — 20 крб.). В соответствии с законом Совета Министров «О гражданстве Украинской Державы» от 2 июля 1918 г., утвержденного П. Скоропадским, все госслужащие принимали «заприсяжне обіцяння», которым возлагали на себя следующее обязательство: «Обіцяю та заприсягаюся бути завжди вірним Українській Державі як своїй Батьківщині, охороняти інтереси Держави і всіма силами допомагати її славі і розцвіту, не жаліючи для цього навіть свого життя».

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42