НДС

Выписка сводной налоговой накладной

Предприятие продает горючее через собственную АГНКС (с использованием РРО). С покупателями заключены договоры. Оплата производится на расчетный счет. Периодичность оплаты не определена. Покупатель имеет право заправлять свои автомобили на АГНКС в любое время. Договором определено, что в результате постоянных связей последним числом месяца выписывается сводная налоговая накладная и оформляется акт приемки-передачи горючего. Иногда предприятия-покупатели уплачивают денежные средства, но не заправляются. Правильно ли выписывать последним числом месяца сводную налоговую накладную на количество отгруженного товара, а на сумму предоплаты (аванса) — налоговую накладную (обычную)?


Налоговая накладная, в том числе  сводная налоговая накладная, составляется и выдается только покупателю, зарегистрированному в качестве плательщика НДС.

Обобщающей налоговой консультацией по отдельным вопросам составления сводной налоговой накладной, утвержденной приказом ГНС Украины от 21.12.2012 г. № 1177, предусмотрено, что исключительными основаниями для составления сводных налоговых накладных являются:

  • беспрерывный или ритмический характер поставки;
  • постоянные связи поставщика с покупателем;
  • обязательное подтверждение фактических объемов поставки товаров/услуг реестром товарно-транспортных накладных или других соответствующих сопроводительных документов, согласно которым осуществлена поставка товаров/услуг.

При наличии одновременно всех указанных оснований покупатель имеет право составлять сводные налоговые накладные.

В соответствии с п. 201.4 ст. 201 Налогового кодекса налоговая накладная составляется в двух экземплярах в день возникновения налоговых обязательств продавца.

Пунктом 187.1 ст. 187 этого Кодекса предусмотрено правило первого события для определения даты возникновения налоговых обязательств по поставкам товаров/услуг, согласно которому такой датой считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, произошедшее раньше:

  • дата зачисления денежных средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога как оплата товаров/услуг, подлежащих поставке, а при поставке товаров/услуг за наличный расчет — дата оприходования денежных средств в кассе плательщика налога, а в случае отсутствия таковой — дата инкассации денежной наличности в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога;
  • дата отгрузки товаров, а при экспорте товаров — дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленная согласно требованиям таможенного законодательства, а для услуг — дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.

Таким образом, учитывая правило первого события, определение даты возникновения налоговых обязательств поставщика на сумму предоплаты товаров/услуг (аванса) на дату такой оплаты составляется налоговая накладная. То есть порядок составления сводных налоговых накладных не распространяется на предоплату товаров/услуг (аванс), подлежащих поставке.

Аналогичное предусмотрено Обобщающей налоговой консультацией.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42