Статьи

Принятие закона о трансфертном ценообразовании устранит манипуляции во внешнеэкономических операциях

Насколько важно для страны принятие закона о трансфертном ценообразовании, имеют ли основания опасения бизнеса относительно усложнения работы и целесообразно ли ограничить количество стран, которые смогут мониторить налоговики при контроле трансфертных цен, — на эти и другие вопросы ответил руководитель налогово-юридической практики компании «Эрнст энд Янг» в Украине Владимир КОТЕНКО.


В.Господин Владимир, важно ли для страны принятие закона о трансфертном ценообразовании и почему?

В. К. — Мне кажется, что избежать этого было невозможно, сейчас страна к нему готова. Не секрет, что достаточно много операций с иностранными юрисдикциями, особенно с низконалоговыми, осуществлялись с нарушением законодательства или использовались для вывода прибыли за рубеж. Поэтому принятие закона о трансфертном ценообразовании должно устранить манипуляции во внешнеэкономических операциях, а значит, и усложнить уклонение от налогообложения.

В.Соответствующий законопроект предварительно был согласован с бизнесом, представители которого в основном положительно восприняли документ. Однако многие из них побаиваются увеличения налоговой нагрузки и усложнения работы. Имеют ли, по Вашему мнению, основания такие опасения и что Вы посоветуете бизнесу?

В. К. — Думаю, в любом случае, когда принимается нормативный акт, такие опасения имеют под собой основания, поскольку как бизнесу, так и контролирующему органу необходимо время, чтобы привыкнуть к новому документу, настроить системы. Более того, в случае если речь идет о таком масштабном нормативном акте, как закон о внесении изменений в Налоговый кодекс по транс-фертному ценообразованию, эти опасения еще более обоснованы. Что посоветовать? Мир ничего нового не придумал, кроме как знать закон, знать его в совершенстве.

В.Насколько Министерство доходов и сборов Украины учло пожелания бизнеса, остались ли несогласованные вопросы и  готово ли Министерство к уступкам?

В. К. — Очевидно, что несогласованности остались. Но я убежден: игнорировать эти вопросы никто не будет. Некоторые из них были учтены, значительное количество вопросов будет учтено во время работы Верховной Рады Украины над законопроектом. Парламент станет площадкой, куда переместится основная работа. Есть ощущения, мои личные наблюдения, что дельные предложения от бизнеса Министерство готово поддерживать.

В.Целесообразно ли, по Вашему мнению, ограничить количество стран, которые смогут мониторить налоговики при контроле трансфертных цен?

В. К. — Считаю, что простое ограничение перечня стран без объяс-нений причин, конечно, было бы неуместным, однако что нужно зафиксировать в соответствующем законопроекте, так это установление более или менее четких критериев по отбору стран в перечень операций, подлежащих контролю. Не секрет, что мониторить каждую страну в мире или операции с каждой страной будет достаточно сложно прежде всего для контролирующих органов, не говоря уже о бизнесе, которому следует готовить определенную документацию. Но критерии, по которым должны отбираться страны в этот список, должны быть четкими, понятными и, конечно, логичными. То есть если страна действительно предусматривает налоговые льготы, налоговые выгоды, которыми можно злоупотребить, то она должна быть в перечне. Существующих сейчас критериев отнесения стран к переч-ню операций, по которым будет осуществляться контроль, а именно отличие ставки налога на прибыль более чем на 5% от украинской ставки, считаю, — недостаточно.

Предполагаю, что эти критерии будут пересматриваться, и мне кажется, что в сторону усложнения, но вместе с тем они будут давать более объективную картину.


Беседовала
Тамара МИШИНА