Налог на прибыль

Маркетинговые услуги: оформление и налоговый учет

В научной литературе существует много определений понятия маркетинга.

Так, маркетинг (англ. marketing) — это деятельность, направленная на создание спроса и достижение целей предприятия путем максимального удовлетворения нужд потребителей.

Кроме того, маркетинг — это планирование и ведение всесторонней деятельности, связанной с товаром, с целью осуществления оптимального влияния на потребителя для обеспечения максимального потребления при оптимальной цене и получении в результате этого долгосрочной прибыли.

С целью налогообложения под маркетинговыми услугами (маркетингом) следует понимать услуги, обеспечивающие функционирование деятельности налогоплательщика в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления движением продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в рамках хозяйственной деятельности такого налогоплательщика (пп. 14.1.108 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

К маркетинговым услугам относятся: услуги по размещению продукции плательщика налога в местах продажи, услуги по изучению, исследованию и анализу потребительского спроса, внесению продукции (работ, услуг) плательщика налога в информационные базы продажи, услуги по сбору и распространению информации о продукции (работах, услугах).

В торговой сфере маркетинг предусматривает проведение комплекса следующих мероприятий: анализ конъюнктуры рынка, исследование в сфере ценообразования, влияние на уровень спроса, налаживание коммуникаций, развитие служб сервиса и т.п.

Такую деятельность субъекты хозяйствования могут осуществлять самостоятельно при наличии соответствующих специалистов, однако для решения указанных вопросов они чаще всего привлекают профессиональные организации, предоставляющие маркетинговые услуги.

Некоторые маркетинговые услуги могут предоставляться в качестве дополнительных услуг, сопровождающих процесс продажи, и другими контрагентами предприятия — поставщиками (подрядчиками) и/или покупателями.

Для осуществления маркетинговой деятельности предприятие должно:

  • проводить комплексные исследования рынка;
  • осуществлять анализ рынка;
  • сегментировать рынок;
  • позиционировать товар;
  • разрабатывать маркетинг-микс (маркетинговый комплекс) и т. п.

Маркетинговые услуги могут, в частности, оплачиваться и проводиться по инициативе собственника торговой марки, производителя продукции, дистрибьютора, торговой сети. При этом расходы на маркетинговые услуги несет непосредственно заказчик этих услуг.

Заказчиками маркетинговых услуг могут быть любые предприятия. Однако, как правило, это крупные товаропроизводители и оптовые продавцы (дистрибьюторы). Довольно часто предприятия покупают готовые исследования определенного рынка.

При этом исполнителями таких услуг могут быть только субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность, соответствующую нормам КВЭД ДК 009:2010.

То есть субъектам хозяйствования, которые планируют заказать маркетинговые услуги (заказчикам), необходимо обратить внимание на то, соответствует ли деятельность исполнителя КВЭД 73.20 «Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения».

Документальное оформление маркетинговых услуг

Главным условием для учета в составе налоговых расходов расходов на проведение маркетинговых услуг является их документальное подтверждение и связь таких расходов с хозяйственной деятельностью плательщика налога.

Подтверждением связи расходов на маркетинговые услуги с хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования могут быть следующие документы:

  • приказ по предприятию, в котором следует обосновать необходимость проведения таких маркетинговых исследований (например, в связи с выходом на рынок нового вида продукции), указав период их проведения, территорию, название вида продукции, категорию потенциальных потребителей и т. п. Вместе с тем с приказом можно разработать и план мероприятий по распространению такого вида продукции, в котором предусмотреть заключение договора на проведение маркетинговых исследований;
  • договор на проведение маркетинговых исследований, оформленный согласно требованиям действующего законодательства. В разделе «Предмет договора» необходимо указать конкретный вид маркетинговых исследований, цель их проведения, регион и т.п. При этом в таком договоре следует указать направления и объекты маркетинговых исследований, в частности:

— исследование спроса на данную продукцию и сведений о возможных потребителях;

— изучение потенциальных возможностей осуществления операций по купле-продаже объекта маркетинговых исследований на определенной территории, исследование необходимого объема продажи и поиск покупателей, изучение потребностей и эффективности проведения рекламной кампании относительно данной продукции.

Вместе с тем в договоре следует предусмотреть условие о том, что результат маркетинговых исследований оформляется актом приемки-передачи услуг и письменным отчетом.

Подтверждением фактического получения маркетинговых услуг могут быть, в частности, но не исключительно, следующие документы:

  • акт приемки-передачи услуг или другой документ, подтверждающий фактическое предоставление таких услуг;
  • отчет о проведении маркетинговых исследований, в котором должны быть изложены результаты таких исследований и даны рекомендации заказчику.

Акт приемки-передачи услуг должен иметь все обязательные реквизиты первичных документов, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о бухучете, а именно: название документа (формы), дату и место составления, наименование предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления, личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое принимало участие в хозяйственной операции.

Раздел акта приемки-передачи услуг, в котором изложена суть хозяйственной операции, должен по своему содержанию соответствовать данным договора на предоставление маркетинговых услуг и данным отчета о проведенных маркетинговых исследованиях.

Кроме того, в актах выполненных работ должны быть конкретный перечень предоставленных услуг, место и дата их предоставления, а также указано, в чем выражен их результат.

В отчете о проведении маркетинговых исследований должна содержаться информация об:

  • анализе конкуренции между наиболее крупными производителями на оптовом и розничном рынках продажи и оценке уровня конкуренции;
  • основных тенденциях развития рынка, динамике изменения цен, ассортименте продукции (товара);
  • политике ценообразования; анализе импорта и экспорта продукции (товаров) и их влиянии на рынок;
  • потенциальных потребителях и количественных показателях (емкость рынка) планируемой продажи;
  • прогнозном плане продажи;
  • оценке рисков, финансовом плане, анализе эффективности проекта;
  • прогнозном уровне рентабельности, сроке окупаемости проекта;
  • выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования.

Следовательно, только при соблюдении вышеуказанных условий плательщики налога на прибыль имеют право отнести расходы на маркетинг к составу налоговых расходов. При этом им необходимо помнить, что все первичные документы, связанные с соответствующими операциями, в частности накладные, раздаточные ведомости, акты списания запасов и т. п. также позволят подтвердить понесение таких расходов.

Отражение расходов на маркетинг в налоговом учете 

В соответствии с пп. 14.1.27 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса расходы — это сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых для ведения хозяйственной деятельности плательщика, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, вследствие чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его изъятия или распределения владельцем).

Согласно п. 138.2 ст. 138 этого Кодекса расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II Кодекса.

Подпунктом «г» пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса предусмотрено, что в состав других расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, включаются расходы на сбыт, в частности расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров.

Другие расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены согласно правилам ведения бухгалтерского учета (п. 138.5 ст. 138 Налогового кодекса).

 Вместе с тем плательщикам налога на прибыль следует учитывать нормы пп. 139.1.13 п. 139.1 ст. 139 этого Кодекса, согласно которому расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе (кроме расходов, осуществленных (начисленных) в пользу постоянных представительств нерезидентов, которые подлежат налогообложению согласно п. 160.8 ст. 160 этого Кодекса) в объеме, превышающем 4%  дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному, а для банков — в объеме, превышающем 4%  дохода от операционной деятельности (за вычетом налога на добавленную стоимость) за год, предшествующий отчетному, не включаются в состав расходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения.

При этом не включаются в состав расходов в полном объеме расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе в случае, если лицо, в пользу которого осуществляются соответствующие платежи, является нерезидентом, имеющим офшорный статус с учетом положений п. 161.3 ст. 161 Налогового кодекса.

То есть в случае если маркетинговые услуги приобретаются у нерезидента, расходы на такие услуги учитываются при определении налоговых обязательств с учетом ограничений, установленных пп. 139.1.13 п. 139.1 ст. 139 Налогового кодекса.

Указанные расходы учитываются в составе расходов только на основании первичных документов, подтверждающих осуществление таких расходов.

Отражение в отчетности расходов на маркетинг

Расходы на маркетинг отражаются в строке 06.2 «Витрати на збут» Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденной приказом № 1213.

Пример

Маркетинговый отдел торгового предприятия «А» с целью увеличения объема продажи продукции в IV квартале 2012 г. осуществил следующие расходы:

  • на изготовление цветных открыток образцов товаров, реализуемых предприятием,1400 грн.;
  • на размещение в печати рекламы о скидках и акциях на товары1500 грн.; 
  • на оформление витрин в магазине1250 грн.;
  • на оплату труда работников маркетингового отдела предприятия20 000 грн. 

Таким образом, предприятие «А» в строке 06.2 «Витрати на збут» Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия за 2012 г. должно было отразить расходы на маркетинг в сумме 24 150 грн.

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42