НДФЛ

Структурные и обособленные подразделения: регистрация и порядок уплаты налога

Рассмотрим тему структурных и обособленных подразделений, которые не уполномочены начислять (уплачивать) налог на доходы физических лиц, а также порядок их регистрации.

Порядок налогообложения доходов физических лиц установлен разделом ІV Налогового кодекса.

Подпунктом 14.1.30 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса предусмотрено, что понятие обособленных подразделений в разделе IV Налогового кодекса употребляется в значении, определенном Хозяйственным кодексом.

Пунктом 1 ст. 55 Хозяйственного кодекса предусмотрено, что субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством. При этом указанные субъекты имеют право открывать филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица.

Статьей 64 Хозяйственного кодекса определен порядок организации структуры предприятий, в соответствии с которой предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т. п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т. п.). Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, установленном уставом предприятия или другими учредительными документами.

При этом предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.

Вместе с тем при создании предприятием филиала, представительства, отделения и других обособленных подразделений вопрос о размещении таких подразделений предприятия необходимо согласовывать с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке.

В соответствии со ст. 63 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или постановке на учет в органах ГНС по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц (основное место учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения либо объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета). Налогоплательщик обязан стать на учет в соответствующих органах ГНС по основному и неосновному месту учета, уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, органы ГНС по местонахождению таких объектов согласно Порядку № 1588.

Так, пп. 7.1 п. 7 этого Порядка определено, что если в соответствии с законодательством у налогоплательщика кроме обязанностей по представлению налоговых деклараций (расчетов, отчетов) и/или начислению, удержанию либо уплате (перечислению) налогов, сборов на территории административно-территориальной единицы по своему местонахождению возникают такие обязанности на территории другой административно-территориальной единицы, то он обязан встать на учет по такому неосновному месту учета в соответствующем органе ГНС. Уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением, либо через которые осуществляется деятельность по ф. № 20-ОПП (приложение 11 к Порядку № 1588), представляется в течение 10 рабочих дней после его регистрации, создания или открытия в орган ГНС по местонахождению такого объекта.

Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, является имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующему разделу Налогового кодекса (пп. 8.2 п. 8 Порядка № 1588).

Порядок уплаты (перечисления) налога на доходы физических лиц в бюджет предусмотрен ст. 168 Налогового кодекса, в соответствии с нормами которой налог, удержанный из доходов резидентов, подлежит зачислению в бюджет согласно нормам Бюджетного кодекса. При этом обязанности по начислению, удержанию и уплате (перечислению) налога в бюджет возложены на налогового агента, который начисляет (выплачивает) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика и обязан удержать налог из суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в соответствующих пунктах ст. 167 Налогового кодекса.

Согласно п. 2 ст. 64 Бюджетного кодекса налог на доходы физических лиц, который уплачивается налоговым агентом — юридическим лицом (его филиалом, отделением, другим обособленным подразделением) или представительством нерезидента — юридического лица, зачисляется в соответствующий местный бюджет по его местонахождению (расположению) в объемах налога, начисленного на доходы, которые уплачиваются физическому лицу.

Кроме того, пп. 168.4.3 п. 168.4 ст. 168 Налогового кодекса предусмотрено, что суммы налога на доходы, начисленные обособленным подразделением в пользу физического лица, за отчетный период перечисляются в местный бюджет по местонахождению такого обособленного подразделения.

В случае если обособленное подразделение не уполномочено начислять (уплачивать) налог на доходы физических лиц, за такое обособленное подразделение все обязанности налогового агента выполняет юридическое лицо. Налог на доходы, начисленные работникам обособленного подразделения, перечисляется в местный бюджет по местонахождению такого обособленного подразделения.

Согласно пп. 168.4.4 п. 168.4 ст. 168 Налогового кодекса юридическое лицо по своему местонахождению и местонахождению не уполномоченных уплачивать налог обособленных подразделений, обособленное подразделение, уполномоченное начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) в бюджет налог, по своему местонахождению уплачивают (перечисляют) суммы удержанного налога (одновременно с представлением документов на получение денежных средств для выплаты надлежащих налогоплательщикам доходов) на соответствующие счета, открытые в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, по местонахождению обособленных подразделений.

Таким образом, структурное подразделение (цех) в понимании Хозяйственного кодекса при применении норм Налогового кодекса в части уплаты налога на доходы физических лиц следует относить к обособленному подразделению, не уполномоченному начислять (уплачивать) налог на доходы физических лиц. Соответственно обязанность налогового агента по начислению (уплате) налога на доходы физических лиц с наемных работников структурного подразделения (цеха) выполняет юридическое лицо. При этом налог на доходы, начисленные работникам структурного подразделения (цеха), перечисляется в местный бюджет по местонахождению такого подразделения (цеха).

В соответствии с пп. «б» п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса в случае если обособленное подразделение юридического лица не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, налоговый расчет по форме № 1ДФ в виде отдельного извлечения юридическое лицо представляет в орган ГНС за такое подразделение по своему местонахождению и направляет копию такого расчета в орган ГНС по местонахождению такого обособленного подразделения в установленном порядке.

Согласно пп. 168.4.7 п. 168.4 ст. 168 Налогового кодекса ответственность за своевременное и полное перечисление сумм налога в соответствующий бюджет несет юридическое лицо или его обособленное подразделение, начисляющее (выплачивающее) налогооблагаемый доход.

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42