Интервью

Мы хотим, чтобы обслуживание в налоговой службе стало для плательщика комфортным и предсказуемым процессом

Крупные налогоплательщики играют влиятельную, а иногда решающую роль в наполнении бюджетов всех уровней. Кроме того, именно крупные предприятия формируют атмосферу инвестиционной привлекательности Украины. Показатели деятельности таких плательщиков в определенной мере являются индикаторами экономического здоровья страны. Именно для организации высококачественного налогового сервиса в прошлом году была создана Окружная государственная налоговая службаЦентральный офис по обслуживанию крупных налогоплательщиков ГНС.


В.Сергей Георгиевич, с момента создания Офиса прошел почти год. Каковы итоги этого года? Каких результатов достиг Центральный офис в вопросах сопровождения крупных налогоплательщиков?

С. С. — В прошлом году в налоговой системе Украины был создан Офис по обслуживанию крупных налогоплательщиков. На обслуживании в Центральном офисе и всех его региональных подразделениях в 2012 году находилось 1442 плательщика (из них 760 — крупных). В 2013 году их количество составляет 1321 (из них 756 — крупных).

За 2012 год Офис обеспечил сумму поступлений в бюджет в размере 92,1 млрд. грн., что на 3,7%, или 3,3 млрд. грн., больше, чем в предыдущем отчетном периоде.

Особое внимание уделялось плательщикам рисковой категории. В результате принятых мер в отношении таких клиентов достигнуты значительные результаты по увеличению сумм уплаченного НДС на 28,3%, или на 7,2 млрд. грн., по сравнению с 2011 годом.

В общей сумме бюджетного возмещения за 2012 год удельный вес сумм, направленных плательщикам Центрального офиса, составляет 65%, а доля сумм автоматического бюджетного возмещения — 79%.

Стратегической целью создания Центрального офиса было обеспечение адекватности уплаты налогов и сборов крупными налогоплательщиками путем совершенствования управленческой структуры ГНС Украины, разработки и внедрения новых стандартов по администрированию и предоставлению налогового сервиса. Мы стремились к тому, чтобы обслуживание в налоговой службе стало для плательщика комфортным и предсказуемым процессом.

Для реализации указанных задач Центральный офис по обслуживанию КНП стал участником целого ряда нововведений. В прошлом году он, как и другие подразделения ГНС Украины, использовал для планирования и координации работы ключевые показатели деятельности, специально разработанные совместно с компанией PricewaterhouseСoopers. В настоящее время уже практически утверждены аналогичные ключевые показатели на 2013 год. Такой подход способствует более планомерному и рациональному проведению реформирования всей налоговой службы и, в частности, Офиса по обслуживанию КНП.

В.Известно, что Вы имеете новые перспективы и планы на текущий год. На чем будете акцентировать внимание в 2013 году?

С. С. — Перед Центральным офисом по обслуживанию КНП ныне открыты новые перспективы. Это касается и внедрения электронных сервисов для клиентов, и дополнительных возможностей использования информационных ресурсов. С первых дней 2013 года Офис начал работу над новыми проектами. Кроме того, в текущем году завершается реорганизация структуры Центрального офиса: СГНИ по работе с КНП в г. Николаеве присоединяется к СГНИ в г. Одессе, а СГНИ в г. Кривом Роге — к СГНИ по работе с КНП в г. Днепропетровске.

Основное внимание планируется уделить постоянному повышению уровня налогового сервиса. Это — требование современности, и мы осознаем, что нам поручена чрезвычайно важная задача: сотрудничать с лидерами украинской экономики, гигантами промышленности и агропромышленного комплекса. Значительная часть наших клиентов — финансово-кредитные и банковские учреждения, имеющие свою специфику в налоговом обслуживании.

Офис по обслуживанию крупных налогоплательщиков продолжает осуществлять налоговое сопровождение предприятий по командному отраслевому принципу. Это обеспечивает индивидуальный подход и компетентное изучение деятельности не только отдельных предприятий, но и сферы экономики в целом.

Офис обеспечивает открытость и прозрачность в отношениях налоговой службы и плательщиков, применяя методы раннего выявления рисков. В 2013 году будет продолжаться работа над усовершенствованием рискового менеджмента. Планируется осуществление анализа товарных потоков на территории Украины, процессов ценообразования и других вопросов в соответствии с возможностями, которые будут предоставляться нам законодательством.

Также хочу отметить, что мы продолжаем тесное сотрудничество с консалтинговой компанией PricewaterhouseСoopers в рамках планирования развития и деятельности Офиса. Практика, примененная в 2012 году, свидетельствует о значительных успехах в организации работы подразделений при выполнении поставленных задач (ключевых показателей).

В.В прошлом году значительное внимание было уделено кадровым вопросам: подбору и расстановке персонала в Центральном офисе. Какие мероприятия запланированы Вами в этом направлении на текущий год?

С. С. — Могу сказать, что я горжусь результатами кадровой работы, полученными нами по итогам прошлого года. Еще в начале 2012 года Офис тратил намного больше времени и усилий на поиск и подбор персонала. В настоящее время мы можем утверждать, что существует полноценное соревнование между претендентами на вакантные должности в наших структурных подразделениях. Руководители имеют возможность выбирать лучших, усиливая тем самым уровень профессионализма Центрального офиса в целом.

В 2013 году нами запланированы активные мероприятия по обучению персонала — тренинги, семинары и т. п. Сейчас возникла необходимость в обмене знаниями со специалистами таможенного дела. Целью развития персонала является постоянное повышение уровня компетентности и профессионализма работников Центрального офиса.

В.Насколько важно для Вас изучать международный опыт в сфере налогового сопровождения крупных налогоплательщиков?

С. С. — Опыт развития и реформирования налоговых служб (или их структурных подразделений) в других странах всегда служит для нас источником новых знаний и иллюстрирует наглядные примеры успешных или наоборот — неэффективных реформ и нововведений. Бесспорно, мы анализируем и изучаем международный опыт,  выбираем наработки, которые можно применить и к нашим методам работы с плательщиками.

2013 год ознаменовался активными процессами изучения международного опыта в сфере налогового сопровождения крупных налогоплательщиков. В конце марта в г. Киеве проходил Международный форум налогового сопровождения КНП. Почти полсотни делегатов из разных стран Восточной и Западной Европы активно обменивались опытом и наработками в этой сфере. Приятно было осознать, что Украина, имея не самый большой стаж работы с крупными плательщиками, применяет довольно прогрессивные методы. Много иностранных специалистов отметили успехи нашего ведомства. Мы поняли, что в ближайшее время может появиться понятие международного крупного налогоплательщика. Это касается крупных корпораций, имеющих подразделения во многих странах мира, и все они могут быть отнесены  к категории крупных налогоплательщиков.

Международный опыт ярко свидетельствует о важности усиления аналитических процессов при администрировании налогов и сборов. Новейшие методы анализа минимизируют риски, экономят время и денежные средства, повышают уровень взаимного доверия. Все это — составляющие нашей главной цели, путь к которой мы начали год назад.

 

В.Какие возможности открываются перед крупными налогоплательщиками во взаимодействии и сотрудничестве с Центральным офисом?

С. С. — Таких возможностей очень много. В значительной мере режим общения плательщика с Центральным офисом зависит от объемов осуществляемых им экономических операций или от вида деятельности. Кроме того, логическим является влияние уровня добросовестности и полноты уплаты налогов.

В распоряжении наших клиентов — возможность приобщиться к электронным сервисам, получение устных и письменных консультаций, обращения, личный прием должностных лиц Офиса, рабочие встречи, семинары. За каждым плательщиком закреплен координатор — работник управления налогового сопровождения предприятий соответствующей области, который помогает оперативно решать вопросы, возникающие в процессе налогового администрирования.

Центральный офис и региональные СГНИ по работе с КНП всегда готовы принять и рассмотреть любые предложения каждого клиента.

В.Имеете ли отзывы о качестве работы Офиса и обслуживания налогоплательщиков?

С. С. — Центральный офис регулярно осуществляет мониторинг общественного мнения о качестве обслуживания налогоплательщиков. За 2012 год получено более 110 писем с положительными отзывами от наших клиентов. Очень часто мы слышим слова одобрения и благодарности во время рабочих встреч с клиентами и объединениями налогоплательщиков.


Беседовали
Наталия БЕРЕГОВАЯ,
Алла ДМИТРУК,
Николай ВЛАЩУК