Аналитика

Крупный налогоплательщик: особенности учета

В соответствии с пп. 14.1.24 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса крупным налогоплательщиком (далее — КНП) считается юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 млн. грн. или общая сумма уплаченных в Госбюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами ГНС, за такой же период превышает 12 млн. грн.


Центральный орган ГНС определяет порядок учета налогоплательщиков в органах ГНС и порядок формирования Реестра крупных налогоплательщиков на соответствующий год (далее — Реестр КНП). Такой учет осуществляется согласно Порядку формирования Реестра КНП, утвержденному приказом № 986.

Реестр КНП на 2013 г. утвержден приказом № 837.

Отбор налогоплательщиков для включения их в Реестр КНП на следующий календарный год осуществляется структурными подразделениями центрального органа ГНС, за которыми закреплены функции организации работы с такими плательщиками и компьютерной обработки налоговой отчетности.

В Реестр КНП субъекты хозяйствования вносятся на основании анализа следующей информации:

  • суммарных объемов доходов от всех видов деятельности за второе полугодие предыдущего года и первое полугодие текущего года (рассчитывается по данным налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий за первое полугодие предыдущего года, за предыдущий год и за первое полугодие текущего года);
  • сумм уплаченных в Госбюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами ГНС, во втором полугодии предыдущего и первом — текущего года.

Учет в органах ГНС

При включении налогоплательщика в Реестр КНП на него распространяются особенности, определенные Налоговым кодексом для таких плательщиков, и Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом № 1588 (далее — Порядок № 1588).

В частности, после получения уведомления о включении в Реестр КНП налогоплательщик обязан стать на учет в специализированном органе ГНС, осуществляющем налоговое сопровождение таких плательщиков, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр (п. 64.7 ст. 67 Налогового кодекса).

В соответствии с пп. 10.2.1 п. 10.2 раздела X Порядка № 1588 налогоплательщик, включенный в Реестр КНП, обязан не позднее 15 ноября текущего года подать в указанный в таком уведомлении орган ГНС заявление о постановке на учет по форме № 1-ОПП с начала календарного года, на который сформирован такой Реестр.

Налогоплательщик, включенный в Реестр КНП на следующий год, подает заявление по форме № 1-ОПП в специализированный орган ГНС, осуществляющий налоговое сопровождение таких плательщиков, по самостоятельно избранному новому основному месту учета.

При этом если налогоплательщик не подал заявление по форме № 1-ОПП о постановке на учет с начала календарного года, на который сформирован Реестр, в орган ГНС по новому месту учета, в отношении такого плательщика центральным органом ГНС принимается решение о смене основного места учета и переводе на учет в специализированный или другой орган ГНС. Решение отправляется налогоплательщику и по одной копии — в соответствующие органы ГНС (пп. 10.2.2 п. 10.2 раздела X Порядка № 1588).

После получения копии решения о смене основного места учета налогоплательщика орган ГНС по предыдущему месту учета передает учетное дело плательщика в 10-дневный срок, а орган ГНС ставит на учет по новому месту учета в течение 20 календарных дней после принятия такого решения независимо от того, получено ли учетное дело такого налогоплательщика от органа ГНС по его предыдущему месту учета.

Кроме того, орган ГНС по новому месту учета в течение пяти рабочих дней отправляет сообщение по форме № 15-ОПП в финансовые учреждения, в которых открыты счета такого налогоплательщика (пп. 10.2.3 п. 10.2 раздела X Порядка № 1588).

Снятие с учета/постановка на учет при смене местонахождения 

При смене местонахождения КНП, связанном со сменой административно-территориальной единицы, процедура снятия с учета/постановки на учет такого плательщика осуществляется следующим образом:

  • не проводится, если при смене местонахождения налогоплательщика не сменился город (область) или административно-территориальная единица, которые обслуживаются органом ГНС, где такой налогоплательщик состоял на учете на дату государственной регистрации смены местонахождения, или такие изменения произошли, но налогоплательщик не изъявил желания сменить специализированный орган ГНС, осуществляющий налоговое сопровождение КНП, в котором  он состоит на учете;
  • проводится, если сменился город (область) либо административно-территориальная единица, которые обслуживаются органом ГНС, где такой налогоплательщик состоял на учете на дату государственной регистрации такого изменения и изъявил желание перейти на обслуживание в новый специализированный орган ГНС, осуществляющий налоговое сопровождение КНП. При этом постановка на учет такого плательщика осуществляется в самостоятельно избранном им специализированном органе ГНС, осуществляемом налоговое сопровождение КНП (пп. 10.2.4 п. 10.2 раздела X Порядка № 1588). Снятие с учета/постановка на учет в таком случае осуществляется по общим процедурам, определенным Порядком № 1588.

Представление налоговой отчетности

Налогоплательщики, относящиеся к крупным, представляют налоговые декларации в орган ГНС в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством (п. 49.4 ст. 49 Налогового кодекса).

Для представления отчетности в электронной форме плательщик налога получает в любом включенном в систему представления налоговых документов в электронном виде аккредитованном центре сертификации ключей усиленные сертификаты открытых ключей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи (руководителя, бухгалтера), и печать юридического лица.

Кроме того, налогоплательщик получает в органе ГНС по месту регистрации или на веб-сайте ГНС либо региональной ГНС текст примерного договора о признании электронных документов, бесплатном специализированном программном обеспечении формирования и представления в органы ГНС налоговых документов в электронном виде.

Порядок формирования и представления налоговой отчетности в электронном виде в соответствии с законодательством с применением специализированного программного обеспечения формирования налоговых документов, средства криптографической защиты информации осуществляется согласно Инструкции № 233.

В соответствии с п. 2 раздела II этой Инструкции для представления налоговых документов в органы ГНС в электронном виде налогоплательщик должен иметь:

  • специализированное программное обеспечение для формирования налоговых документов в электронном виде в утвержденном формате (стандарте);
  • доступ к сети Интернет и возможность отправления/приема электронных сообщений по электронной почте;
  • средство криптографической защиты информации (далее — средство КЗИ), совместимое по форматам данных со средствами КЗИ, используемыми в органах ГНС;
  • действующие усиленные сертификаты открытых ключей, сформированных аккредитованным центром сертификации ключей для налогоплательщика и уполномоченных должностных лиц налогоплательщика, подписи которых обязательны для налоговой отчетности в бумажной форме.

Налоговые документы в электронном виде с обязательными реквизитами (в том числе с электронной цифровой подписью плательщика (его должностных лиц)), представленные в соответствии с Инструкцией № 233, являются оригиналами, имеют юридическую силу, должны храниться и могут использоваться при судебном или досудебном разрешении споров.

Пунктом 5 раздела II этой Инструкции определено, что при представлении налогового документа в электронном виде налогоплательщик имеет право не представлять налоговые документы на бумажных носителях.

Подтверждением того, что электронный документ получен органами ГНС, являются полученные квитанции.

Первая квитанция является подтверждением того, что налоговые документы плательщика поступили в электронном виде в орган ГНС средствами телекоммуникационной связи. Эта квитанция отправляется органами ГНС на электронный адрес плательщика, с которого была отправлена налоговая отчетность. Второй экземпляр первой квитанции в электронном виде хранится в органе ГНС. Если плательщик не получает первую квитанцию, то налоговый документ считается неполученным.

Вторая квитанция, полученная налогоплательщиком в электронном виде в текстовом формате, в которой определяются реквизиты принятого налогового документа, соответствие налогового документа в электронной форме утвержденному формату (стандарту) электронного документа, результаты проверки ЭЦП, информация о налогоплательщике, дата и время приема, регистрационный номер, налоговый период, за который представляется налоговая отчетность, и данные об отправителе квитанции, является подтверждением того, что налоговые документы в электронной форме приняты в базу данных ГНС (пункты 7.4 и 7.5 раздела II Инструкции № 233).

Датой и временем представления налогового документа в электронном виде в органы ГНС является дата и время, зафиксированные в первой квитанции.

Договор о ценообразовании

Согласно п. 39.16 ст. 39 Налогового кодекса КНП имеет право обратиться в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной налоговой политики, с заявлением о заключении договора о ценообразовании для целей налогообложения.

Механизм заключения и выполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения между КНП и ГНС приведен в Порядке № 787.

Договор о ценообразовании для целей налогообложения является договором между КНП и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной налоговой политики, о порядке определения цен (методов) в соответствии с этой статьей и ее применении для целей налогообложения в течение срока действия такого договора.

Это означает, что в соответствующем отчетном периоде для целей налогообложения КНП обязуется применять только те методы определения обычной цены и официальный источник информации, которые указаны в договоре о ценообразовании. При этом орган ГНС при проведении по результатам документальных проверок расчета налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности относительно указанных в договоре о ценообразовании товаров должен применять аналогичные методы определения обычной цены и официальный источник информации.

Каждый дальнейший из методов, предусмотренных ст. 39 Налогового кодекса, используется, если невозможно применить предыдущий.

Кроме того, для разных групп (наименований) товаров (работ, услуг) может быть закреплен отдельный метод определения обычной цены и отдельный источник информации.

Для заключения договора КНП должен подать в орган ГНС заявление по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 787, и приложить к нему:

  • копии устава, учредительного договора;
  • договоры поставки, кроме договоров поставки товаров (работ, услуг) КНП несвязанными лицами в случае, если их стоимость составляет меньше 95% общей стоимости товаров (работ, услуг), необходимых для производства определенного вида продукции, а также других договоров по решению такого плательщика;
  • информацию о связанных лицах по форме, утвержденной приказом № 391.

Срок рассмотрения такого заявления и документов, представленных КНП в органы ГНС, составляет 20 дней. При согласии с условиями договора подписываются два экземпляра договора, имеющие одинаковую юридическую силу, один из которых отправляется КНП.

Рассмотрение заявления может приостанавливаться для проверки предоставленной информации, но не больше чем на 30 дней. При выявлении недостоверной информации или факта, что КНП не включен в Реестр таких налогоплательщиков, ГНС возвращает указанные документы такому плательщику с обоснованием причины. После устранения выявленных недостатков КНП имеет право повторно представить документы на рассмотрение в орган ГНС.

Договор о ценообразовании может быть расторгнут по инициативе одной из сторон в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих обязательств по такому договору.

Проведение проверок

Порядок предоставления документов в электронной форме при проведении документальной проверки утвержден приказом № 1393 (далее — Порядок № 1393). В соответствии с п. 3.1 этого Порядка налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам органов ГНС в полном объеме все документы, относящиеся или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

Документы для проверки предоставляются не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной плановой, внеплановой проверки, документальной невыездной проверки.

Кроме того, КНП обязан предоставить в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются им в электронной форме), не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной плановой, внеплановой проверки, документальной невыездной проверки (п. 85.2 ст. 85 Налогового кодекса).

Если в течение двух рабочих дней КНП не получает от органа ГНС сообщение о принятии и регистрации или об отклонении электронного документа, то такой плательщик должен принять дополнительные меры или использовать другие средства связи для получения от адресата соответствующего сообщения.

В случае если орган ГНС отправляет в адрес КНП сообщение об отклонении электронного документа, то отправителем принимаются меры для устранения причин отклонения и обеспечения повторного отправления этого документа.

Продолжительность проведения проверок

Продолжительность проведения документальных плановых проверок для КНП не должна превышать 30 рабочих дней, документальных внеплановых проверок — 15 рабочих дней.

При необходимости по решению руководителя органа ГНС возможно продолжение проверок, в частности для документальных плановых — не более чем на 15 рабочих дней, а документальных внеплановых — не более чем на 10 рабочих дней.

Внеплановые проверки КНП так же, как и плановые, могут быть остановлены по решению руководителя налогового органа. Такое решение оформляется приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку, с дальнейшим возобновлением проведения проверки на неиспользованный срок.

Проверка может быть остановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а при необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности налогоплательщика, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления налогоплательщиком утерянных документов проверка может быть остановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур.

При этом общий срок камеральной проверки или документальной внеплановой выездной проверки налогоплательщика для определения достоверности начисления бюджетного возмещения НДС с учетом сроков остановки не может превышать 60 календарных дней.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42