Другие налоги

Подання звітності в електронній формі (запитання — відповіді)

Рассмотрим ответы на вопросы, поступающие от крупных налогоплательщиков в налоговые органы, касающиеся представления отчетности в электронной форме, заключения и перезаключения договоров о признании электронных документов и т. п.


Смена должностных лиц, которые имеют право электронной подписи

На предприятии, включенном в Реестр крупных налогоплательщиков, сменилось руководство (директор и главный бухгалтер). В какой срок необходимо подать заявление на получение новых усиленных сертификатов открытых ключей на должностных лиц, имеющих право подписи документов?

Пунктом 5 раздела III Инструкции № 233 установлено, что налогоплательщик получает в любом включенном в систему представления налоговых документов в электронном виде аккредитованном центре сертификации ключей усиленные сертификаты открытых ключей на должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи (руководителя, бухгалтера), и печать юридического лица.

В случае если на предприятии, представляющем отчетность в электронном виде, происходит смена должностных лиц, имеющих право электронной подписи, то согласно п. 9.3 раздела IX Порядка № 1588 такой налогоплательщик обязан подать в орган ГНС регистрационное заявление по форме № 1-ОПП с отметкой «Зміни» со сведениями о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета юридического лица, обособленных подразделений юридического лица, в десятидневный срок со дня возникновения изменений в учетных данных такого налогоплательщика.

В соответствии с Инструкцией № 233 налогоплательщик может отправить в орган ГНС средствами телекоммуникационной связи налоговые документы в электронном виде после того, как с этим органом ГНС заключен договор о признании электронных документов, а также предоставлены усиленные сертификаты открытых ключей, сформированные аккредитованным центром сертификации ключей.

Таким образом, заявление о смене лиц, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета, подает налогоплательщик в органы ГНС в течение десятидневного срока со дня возникновения таких изменений.

  

Перезаключение договора о признании электронных документов

Нужно ли перезаключать договор о признании электронных документов при смене должностных лиц, имеющих право подписи таких документов?


Инструкцией № 233 утвержден текст примерного договора о признании электронных документов (далее — договор), который подписывают две стороны — орган ГНС и налогоплательщик.

Разделом 6 договора определено, что указанный договор действует до истечения срока действия усиленных сертификатов открытых ключей. Если налогоплательщик представляет в орган ГНС новые усиленные сертификаты электронной цифровой подписи, этот договор считается пролонгированным до истечения срока действия новых усиленных сертификатов ключей и перезаключать его нет необходимости.

Если у налогоплательщика возникают изменения в учетных данных, то есть сменяется руководство (директор, главный бухгалтер либо лицо, уполномоченное вести бухгалтерский учет), то в срок до момента представления следующей электронной отчетности необходимо получить новые усиленные сертификаты открытых ключей на должностных лиц плательщика, которые имеют право подписи документов. При cмене директора у налогоплательщика следует перезаключить договор на новое должностное лицо.

ГНС Украины введен дополнительный сервис по заключению договоров с налогоплательщиком в электронном виде. В случае заключения договора в электронном виде при смене у налогоплательщика усиленных сертификатов электронной цифровой подписи следует перезаключить договор.

Если изменения учетных данных налогоплательщика связаны со сменой административного района и органа ГНС, в котором налогоплательщик состоит на учете, то договор нужно перезаключить.

 

Представление отчетности в электронной форме в разные органы ГНС

Предприятиекрупный налогоплательщик состоит на учете в качестве плательщика отдельного налога в нескольких органах ГНС. Нужно ли заключать договор о представлении отчетности в электронной форме с каждым отдельным органом ГНС?


В случае если крупный налогоплательщик состоит на учете в качестве плательщика отдельного налога в нескольких органах ГНС, то для представления налоговой отчетности в эти органы ГНС в электронной форме средствами телекоммуникационной связи налогоплательщик должен заключить с ними договор о признании электронных документов, а также провести обмен усиленными сертификатами открытых ключей, сформированными аккредитованным центром сертификации ключей, с каждым отдельным органом ГНС, в котором он состоит на учете как плательщик отдельного налога.

 

Представление в течение одного дня в органы ГНС нескольких отчетных документов 

Предприятие в связи с исправлением показателей в течение дня дважды отправило в органы ГНС одну и ту же налоговую отчетность в электронном виде. Не является ли это нарушением и какая отчетность будет считаться правильной?


Налоговым кодексом и другими действующими законами не установлены ограничения относительно отправления налогоплательщиком в течение одного дня нескольких отчетных документов в электронном виде. То есть плательщик имеет право повторно отправлять налоговые декларации, расчеты в случае исправления ошибок до истечения предельного срока представления декларации, указав при этом тип документа «звітний новий».

В случае если налогоплательщик отправил в органы ГНС несколько экземпляров одного налогового документа (при исправлении показателей), то это не считается нарушением.

При этом оригиналом будет считаться электронный документ, полученный органом ГНС последним, при условии, что он был принят в базу данных ГНС и налогоплательщику поступила об этом вторая квитанция.

 

Часы приема в органах ГНС налоговой отчетности в электронном виде

В какое время дня можно отправлять в органы ГНС налоговую отчетность в электронном виде?


В соответствии с п. 2 раздела III Инструкции № 233 при отправлении электронных документов налогоплательщик самостоятельно определяет конечный cрок их отправления (с учетом времени на своевременную доставку документов в органы ГНС в случае возможного повреждения телекоммуникационной связи или непоступления первой квитанции).

Пунктом 4 раздела III этой Инструкции определено, что органы ГНС принимают налоговую отчетность с 9.00 до 18.00 ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней.

При поступлении налогового документа в электронном виде в органы ГНС до 16.00 налогоплательщику в течение двух часов с момента принятия (непринятия) отправляется вторая квитанция, в другом случае — в течение первых двух часов следующего рабочего дня.

При этом в последний день предельного срока представления налоговой отчетности в электронной форме органы ГНС принимают налоговую отчетность до последнего часа, то есть до 24.00 дня, в котором истекает такой предельный срок.

 

Сроки хранения архивов файлов отчетности в электронном виде

В течение какого срока следует хранить архивы файлов отправленных в органы ГНС налоговых документов в электронном виде?


Пунктом 44.3 ст. 44 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, в том числе документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой были использованы указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного этим Кодексом предельного срока представления такой отчетности.

В соответствии с п. 4 раздела 2 Инструкции № 233 налоговые документы в электронном виде с обязательными реквизитами (в том числе с электронной цифровой подписью налогоплательщика (его должностных лиц)), представленные в соответствии с этой Инструкцией, согласно законодательству являются оригиналами, имеют юридическую силу, должны храниться и могут использоваться во время судебного или досудебного решения споров.

В соответствии со ст. 13 раздела первого Закона № 851 срок хранения электронных документов на электронных носителях информации должен быть не меньше срока, установленного законодательством для соответствующих документов на бумаге.

Таким образом, архив присланных в орган ГНС файлов налоговых документов с наложенными на них электронными цифровыми подписями налогоплательщика в электронном виде должен храниться не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности.

 

Представление пояснения к налоговой отчетности

Предприятие, относящееся к крупным налогоплательщикам, представляет отчетность в электронном виде и планирует представить в органы ГНС пояснение к налоговой отчетности. Каков порядок представления такого пояснения?


Пунктом 46.4 ст. 46 Налогового кодекса предусмотрено, что при необходимости налогоплательщик может представить вместе с налоговой декларацией дополнение к ней, составленное в произвольной форме, которое будет считаться неотъемлемой частью такой налоговой декларации. Такое дополнение представляется с объяснением мотивов его представления.

Налогоплательщики, представляющие налоговую отчетность в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, согласно утвержденному формату (стандарту) с помощью специализированного программного обеспечения могут представлять пояснение к этой отчетности при необходимости в органы ГНС лично или через уполномоченное лицо, или отправлять по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения.

 

Срок хранения электронных квитанций, полученных от органов ГНС, о приеме отчетности в электронном виде

Нужно ли хранить квитанции, полученные от органов ГНС, о приеме отчетности в электронном виде? Если да, то в течение какого срока?


При получении налоговой отчетности в электронном виде органы ГНС отправляют налогоплательщику две квитанции.

Первая квитанция подтверждает то, что налоговые документы переданы в орган ГНС в электронном виде средствами телекоммуникационной связи. Эту квитанцию органы ГНС отправляют на электронный адрес налогоплательщика, с которого была отправлена налоговая отчетность. Второй экземпляр первой квитанции в электронном виде хранится в органе ГНС. Если на электронный адрес налогоплательщика не поступила первая квитанция, то налоговый документ считается неполученным.

Вторая квитанция подтверждает принятие налоговых документов налогоплательщика в базу данных ГНС в электронном виде в текстовом формате, в которой определяются реквизиты принятого налогового документа в электронной форме, соответствие налогового документа в электронной форме утвержденному формату (стандарту) электронного документа, результаты проверки электронной цифровой подписи, информация о налогоплательщике, дата и время приема, регистрационный номер, налоговый период, за который представляется налоговая отчетность, и данные об отправителе квитанции. На эту квитанцию налагается электронная цифровая подпись органа ГНС, она шифруется и отправляется налогоплательщику средствами телекоммуникационной связи. Второй экземпляр второй квитанции в электронном виде хранится в органе ГНС.

Таким образом, полученные от органов ГНС электронные квитанции хранятся налогоплательщиком в течение срока, предусмотренного законодательством для хранения налоговой отчетности на бумажных носителях, то есть 1095 дней со дня представления налоговой отчетности.

 

Основания для расторжения договора о признании электронных документов

Может ли орган ГНС, в котором состоит на учете крупный налогоплательщик, в одностороннем порядке расторгнуть договор о признании электронных документов? На каких основаниях это происходит?


Как правило, договор о признании электронных документов действует до истечения срока действия усиленных сертификатов открытых ключей. В случае если плательщик представляет в орган ГНС новые усиленные сертификаты электронной цифровой подписи (при смене директора, главного бухгалтера и т. п.), то договор считается пролонгированным до истечения срока действия новых усиленных сертификатов ключей (п. 3 раздела 6 к приложению 1 Инструкции № 233).

В одностороннем порядке орган ГНС имеет право расторгнуть договор в случае непредоставления налогоплательщиком нового усиленного сертификата (сертификатов) открытого ключа вместо отмененных или в случае смены налогоплательщиком места регистрации (п. 4 вышеуказанного раздела).

Других оснований для расторжения договора в одностороннем порядке со стороны органов ГНС не предусмотрено.

  

Критерии разделения налогоплательщиков при представлении отчетности

Какие критерии разделения налогоплательщиков на крупные, средние и малые учитываются при представлении отчетности?


Пунктом 49.4 ст. 49 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, относящиеся к крупным и средним предприятиям, представляют налоговые декларации в орган ГНС в электронной форме.

Согласно части третьей ст. 55 Хозяйственного кодекса субъекты хозяйствования в зависимости от количества работающих и доходов от любой деятельности за год могут относиться к субъектам малого предпринимательства, в том числе к субъектам микропредпринимательства, среднего или крупного предпринимательства.

Так, субъектами микропредпринимательства являются:

  • физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве физических лиц — предпринимателей, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 млн. евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка Украины;
  • юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 млн. евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка Украины.

Субъектами малого предпринимательства являются:

  • физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве физических лиц — предпринимателей, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 млн. евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка Украины;
  • юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 млн. евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка Украины.

Субъектами крупного предпринимательства являются юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 человек и годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 млн. евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка Украины.

Другие субъекты хозяйствования относятся к субъектам среднего предпринимательства.

 

Сроки уведомления плательщика при отказе органами ГНС в приеме его налоговых деклараций на бумажных носителях

Предприятие, относящееся к крупным налогоплательщикам, представило налоговые декларации в орган ГНС по месту учета на бумажных носителях. Имеют ли право органы ГНС отказать плательщику в приеме отчетности на бумажных носителях? Если да, то в какие сроки органы ГНС обязаны уведомить о таком отказе?


Согласно п. 49.8 ст. 49 Налогового кодекса прием налоговой декларации является обязанностью органа ГНС. При приеме налоговой декларации уполномоченное должностное лицо органа ГНС, в котором состоит на учете налогоплательщик, обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 ст. 48 Налогового кодекса. Другие показатели, указанные в налоговой декларации налогаплательщика, до ее приема проверке не подлежат.

Отказ должностного лица органа ГНС принять налоговую декларацию по каким-либо причинам, не определенным ст. 49 этого Кодекса, в том числе выдвижение каких-либо не определенных этой статьей предпосылок по такому приему (включая изменение показателей такой налоговой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконное увеличение налоговых обязательств и т. п.) запрещается (п. 49.10 ст. 49 Кодекса).

В соответствии с п. 49.11 ст. 49 этого Кодекса при представлении налогоплательщиком в орган ГНС налоговой декларации, заполненной с нарушением требований пунктов 48.3 и 48.4 ст. 48 указанного Кодекса, такой орган ГНС обязан предоставить плательщику письменное уведомление об отказе в приеме его налоговой декларации с указанием причин отказа в следующие сроки:

  • при получении такой налоговой декларации, направленной по почте или средствами электронной связи, — в течение пяти рабочих дней со дня ее получения;
  • при получении такой налоговой декларации лично от плательщика налога или его представителя — в течение трех рабочих дней со дня ее получения.

Следовательно, работники органов ГНС не имеют права отказать налогоплательщикам, относящимся к крупным и средним предприятиям, в приеме налоговых деклараций на бумажных носителях, но имеют право предоставить таким плательщикам письменные уведомления об отказе в приеме их налоговых деклараций с указанием причин отказа.

 

Представление налоговой отчетности крупных налогоплательщиков на бумажных носителях в органы ГНС при подаче заявления о прекращении налогоплательщика

Имеет ли право орган ГНС отказать в приеме налоговой отчетности на бумажных носителях от плательщика, относящегося к крупным (средним) налогоплательщикам, если относительно такого плательщика внесена запись в Единый государственный реестр о его прекращении и подано заявление по форме № 8-ОПП?


Согласно п. 49.3 ст. 49 Налогового кодекса налоговая декларация представляется по выбору налогоплательщика, если иное не предусмотрено этим Кодексом, одним из следующих способов:

  • лично плательщиком или уполномоченным на это лицом;
  • направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Пунктом 49.4 ст. 49 Налогового кодекса определено, что налогоплательщики, относящиеся к крупным и средним предприятиям, представляют налоговые декларации в орган ГНС в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Налоговым кодексом не предусмотрены исключения, при которых крупные и средние предприятия могут не представлять отчетность в виде электронных документов.

В связи с этим органы ГНС имеют право отказать субъекту хозяйствования, относящемуся к крупным или средним (в том числе когда договора о признании электронных документов нет), в приеме налоговой отчетности на бумажных носителях.

Это касается также налогоплательщиков, относительно которых внесена запись в Единый государственный реестр о прекращении налогоплательщика и подано заявление по форме № 8-ОПП, утвержденной приказом № 1588.

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42