Юридическая практика

Обжалование в судебном порядке решений контролирующих органов по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков

Реализация органами ГНС контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством в соответствии с пп. 20.1.4 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса, осуществляется путем проведения проверок налогоплательщиков (кроме Нацбанка Украины) в порядке, установленном этим Кодексом.


По результатам проведенных проверок согласно п. 86.1 ст. 86 Налогового кодекса органы ГНС составляют акт или справку такой проверки, которые подписываются должностными лицами органа ГНС и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае установления при проверке нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

При этом определение сумм налогоплательщику, которые подлежат уплате в бюджет в соответствии со ст. 58 указанного Кодекса, осуществляется органом ГНС путем направления (вручения) налогоплательщику налогового уведомления-решения.

В соответствии с положениями п. 55.1 ст. 55 Налогового кодекса налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или любое другое решение контролирующего органа может быть отменено контролирующим органом высшего уровня при проведении процедуры его административного обжаловании и в других случаях при установления несоответствия таких решений актам законодательства.

Статьей 56 Налогового кодекса урегулирован вопрос обжалования решений контролирующих органов:

  • решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке;
  • в случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, которое противоречит законодательству либо выходит за пределы полномочий контролирующего органа, установленных этим Кодексом или другими законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре данного решения;
  • контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и отправить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку;
  • руководитель (или его заместитель) соответствующего контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика сверх 20-дневного срока, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика;
  • решение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере таможенного дела, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.

Процедура административного обжалования заканчивается, в частности, днем получения налогоплательщиком решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, или центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере таможенного дела.

Согласно содержанию п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса с учетом сроков давности, определенных ст. 102 этого Кодекса, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения.

Решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.

Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.

Вместе с тем п. 56.19 ст. 56 Налогового кодекса определено, что в случае если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, наступающего за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с п. 56.17 этой статьи.

Учитывая положение ст. 2 Кодекса административного судопроизводства в административный суд вправе обратиться каждый человек, который считает, что его право или охраняемый законом интерес нарушены или оспариваются. В контексте норм этого Кодекса имеет значение только субъективное представление лица о том, что его право или законный интерес нуждается в защите. Однако обязательным условием осуществления такой защиты в суде является наличие факта нарушения права или законного интереса на момент обращения в суд.

При этом непременным признаком нарушения права лица является изменение состояния его субъективных прав и обязанностей, то есть прекращение или невозможность реализации его права и/или возникновение дополнительной обязанности.

В соответствии с п. 1 части второй ст. 17 Кодекса административного судопроизводства юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры физических и юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности.

Что касается решения контролирующих органов по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков, то оно не является решением субъекта властных полномочий в понимании вышеуказанного пункта и не порождает правоотношений, которые могут быть предметом спора, поскольку следствием его вынесения налоговым органом является обязанность соответствующего территориального органа ГНС принять налоговое уведомление-решение, которое в свою очередь может быть обжаловано в судебном порядке.

Следовательно, мотивация, способ ее изложения, принятие решения в процессе административного обжалования, определенного нормами Налогового кодекса, является досудебным порядком разрешения спора, а потому не подлежит оценке судом.

Указанная позиция поддержана Высшим административным судом Украины (постановление от 31.05.2012 г. по делу № К/9991/26796/12, постановление от 20.06.2012 г. по делу № К/9991/29420/12).


Евгения РУДЕНКО, заместитель директора Департаментаначальник Управления правового обеспечения
таможенных споров Департамента правовой работы Министерства доходов и сборов Украины,
Марина Шевченко, заместитель начальника отдела организации взаимодействия и сопровождения
налоговых споров в судах Управления правового обеспечения налоговой деятельности

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42