Статьи

Достичь эффекта синергии

На днях функции и полномочия Миндоходов Украины, утвержденные распоряжением Кабинета Министров Украины от 20.03.2013 г. № 166-р «Вопросы Министерства доходов и сборов», вступили в законную силу. Соответственно, пришло время рассказать общественности о приоритетах в его работе.  «Задача нашего Министерства — выстроить четкую систему, которая бы не приносила какие-то «сюрпризы» предпринимателям, а была стабильной», — заявил Министр доходов и сборов Украины Александр Клименко во время встречи с общественностью и предпринимательскими кругами. Усилия этой структуры направлены на обеспечение простоты и удобства осуществления налоговых и таможенных процедур, устранение административных барьеров при ведении бизнеса.


Полномочия в норме

В процессе объединения налоговой и таможенной служб главный акцент делается на достижении синергического эффекта — повышении уровня сервиса с ориентиром на интересы и ожидания бизнеса и инвесторов. Никаких дополнительных полномочий, кроме тех, которые были у налоговой и таможенной служб, Министерство не получило. «Мы — администраторы налогов и сборов, а определяет налоговую и таможенную политику, как и раньше, Минфин Украины. Этот баланс заложен, чтобы не допустить лишнего фискального давления на бизнес», — отметил Александр Клименко.

Соглашается с ним и президент ВГО «Украинский союз промышленников и предпринимателей» Анатолий Кинах. «Я разделяю мнение, что это позволит государству формировать более прогнозируемую политику как в отношении фискальной составляющей, так и в отношении администрирования налогов и сборов в нашей стране», — считает он.

Сила — в аналитике

Выявление и борьба с правонарушениями при применении налогового и таможенного законодательства остаются среди функций Миндоходов. Однако обеспокоенность бизнеса по поводу вероятного создания финансовой полиции (читай — «закручивания гаек» предпринимателям) безосновательна. «Такие решения без учета мнения бизнеса приниматься не будут», — заверил Министр.

Так, в составе Миндоходов продолжает функционировать налоговая милиция. Ее работа будет трансформирована в рискоориентированную: максимум аналитики, минимум вмешательства в дела добросовестных плательщиков. Личный состав милиционеров подлежит сокращению на 30% — ровно на столько уменьшается ее присутствие в небольших городах и районах Украины.

ЕСВ: европейский сервис внедрен

Что касается наделения Миндоходов Украины функцией администрирования единого социального взноса (ЕСВ), то это вполне логичный шаг, соответствующий интересам бизнеса. «Мы имеем и желание, и возможность подойти к этому вопросу комплексно и системно, — сообщил Александр Клименко. — В налоговой службе были введены системы мониторинга уровня поступлений платежей и сборов. Мы перенесем этот положительный опыт на администрирование ЕСВ». Сейчас специалисты Министерства работают над упрощением администрирования взноса для предпринимателей, в частности путем объединения отчета о его уплате со стандартной декларацией формы № 1ДФ и предоставления возможности представлять такой отчет, как и все другие, в электронном виде.

Повышение эффективности управления процессом администрирования налогов и сборов будет происходить и за счет объединения дублирующих функций при интеграции налоговой и таможенной служб. Объединятся налоговый и таможенный аудиты, что будет способствовать существенному уменьшению количества визитов на предприятия и вместе с тем — повышению качества проверочной работы.

Таможня: какой она будет

В структуре Миндоходов Украины будет существовать департамент таможенного дела. На него возложат функции организации таможенного контроля и оформления, определения таможенной стоимости, классификации товаров и мер регулирования внешнеэкономической деятельности, борьбы с контрабандой и правонарушениями. «В таможенном направлении мы также делаем акцент на электронные сервисы, минимизацию человеческого фактора, усиление аналитической составляющей работы», — очертил перспективы Министр. То есть ставка — на современные ІТ-решения и дистанционный контроль. Ярким примером этого является недавний запуск электронных замков с функцией GPS-GSM-навигации, что позволяет  осуществлять мониторинг фактического движения товаров от границы до потребителя в режиме реального времени.

На особом контроле — борьба с контрабандой. Цель Миндоходов Украины — создать такие условия, чтобы терялся экономический смысл контрабанды, чтобы она стала нерентабельной. Кроме того, в ряде пропускных пунктов уже два месяца продолжается операция «Граница-2013», и эта практика вскоре будет распространена на всю Украину.

В авангарде изменений

В течение месяца завершится создание территориальных органов Миндоходов Украины, которые будут координировать работу таможенных пунктов и налоговых инспекций. Задания, которые при этом получили специалисты ведомства, — не создавать никаких неудобств для плательщиков. «Мы оптимизировали количество налоговых инспекций на 37 единиц (до 333). Однако это не означает, что мы отдаляемся от плательщиков. Там, где нет инспекций, есть центры их обслуживания, которых всего насчитывается 476», — объяснил Александр Клименко.

Для крупного бизнеса в прошлом году создан Центральный офис по обслуживанию крупных налогоплательщиков. В нем налоговое сопровождение предприятий осуществляется по отраслевому принципу. Также там введена функция налогового ассистента, примером чего является предоставление услуг по оценке инвестиционных проектов на предмет налоговых рисков.

Офис крупных плательщиков находится в авангарде изменений. Именно поэтому на его базе реализуется пилотный проект по операционной интеграции налоговой и таможенной систем.

Диалог углубляется

Одним из вопросов, волнующих бизнес, является частое изменение налогового и таможенного законодательства. «Мы ставим себе целью формирование долгосрочных правил игры и, как и бизнес, заинтересованы в стабильности нормативной базы. Едва только закончится активная фаза гармонизации налоговой и таможенной политики, нормативная база будет имплементирована на долгосрочной основе», — пообещал Министр.

Ярким примером того, как власть сотрудничает с бизнесом, является законопроект о трансфертном ценообразовании, который в течение двух недель будет дорабатываться. Миндоходов поддержит ряд предложений, однако только если они не противоречат интересам государства. По оценкам экспертов Министерства, суммарный эффект для бюджета — около 20 млрд. грн. «О введении законодательства о трансфертном ценообразовании говорилось 10 лет. Мы вас поддерживаем: в этом вопросе необходимо занять позицию, которой давно придерживаются Европа и США. И благодаря этому мы многое сможем сделать для развития своей страны», — отметил председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Леонид Козаченко.

Для углубления диалога с бизнесом при Министерстве создается совет по вопросам стимулирования инвестиций и предпринимательской деятельности. Он станет эффективным механизмом, в рамках которого будет развиваться дальнейшее сотрудничество с бизнесом. «Мы готовы обсуждать все конструктивные предложения и учитывать те из них, которые не идут вразрез с интересами государства», — подытожил Министр.

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42