Статьи

Плата за цивилизацию. Пробковую…

Как с помощью налоговой нагрузки преодолевают заторы на дорогах в Украине и мире.

Кто стоял в пробке, над велосипедистом не смеется — достаточно точная шутка среди тех, которые можно накопать в дебрях Интернета. И действительно: снег, свалившийся на головы украинцев в конце марта и парализовавший работу столичного наземного транспорта, в очередной раз заставил власть задуматься о том, что с заторами нужно что-то делать. Причем не разово, чтобы преодолеть последствия стихии и помочь гражданам без проблем добираться до работы, а раз и навсегда.


Ошибка в календаре майя

Проблема налаживания бесперебойного движения автотранспорта по дорогам Украины, особенно в столице, в последнее время приобрела особую актуальность. Ликвидировать пробки предлагается с помощью строительства новых транспортных развязок, среди которых — подземные путепроводы и туннели, мосты через Днепр, прокладка линий метро в спальные районы. Кое-что уже сделано, чему в значительной мере способствовало проведение в нашем государстве финала Чемпионата по футболу Евро-2012: при подготовке к мероприятию украинской стороной на обустройство дорог израсходовано 15 млрд. грн. Однако реализация подобных планов требует привлечения немалых инвестиций, и поэтому так часто откладывается на потом.

Быстрый и удобный вид транспорта — подземка. Пользуйтесь метро! — посоветовали чиновники КГГА киевлянам, застрявшим в многокилометровых заторах 22 марта 2013 г. Учитывая такую дату, неугомонные оптимисты даже шутили, что в календарь майя закралась ошибка ровно в три месяца. Тем же, к кому не успела «скорая», уже не до шуток. Да и как «замы завов» от власти объяснят пользу метро жителям окраины? Например, на массиве Виноградарь (Подольский район) подземку обещали построить еще до 2000 г. И что? Власть меняется, а проекты остаются «прожектами».

Время двигаться вперед

До принятия Налогового кодекса Украины плата за право ездить на собственном автомобиле регулировалась Законом Украины от 11.12.91 г. № 1963-XII «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» и зависела от объема двигателя. В частности, для легковых авто средняя ставка налога колебалась в пределах 100 — 150 грн., а уплачивать его нужно было при первой регистрации авто, а также каждые два года при прохождении техосмотра.

В 2011 г. со вступлением в силу Налогового кодекса налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов был заменен на сбор за первую регистрацию транспортного средства. В соответствии с разделом VII документа механизм исчисления суммы налога в основном остался таким же. Упростилось определение объекта обложения сбором, а список налогооблагаемых транспортных средств расширился. Кроме автомобилей, судов и т. п., уплачивать сбор должны владельцы самолетов и вертолетов.

Условно говоря, за регистрацию наиболее ходовых легковушек с объемом цилиндра двигателя от 1801 до 2500 см3 нужно уплатить 211,5 — 293,75 грн. (коэффициент исчисления сбора для авто данного формата — 11,75 грн. за 100 см3). Впрочем, налоговая составляющая заложена и в цену бензина. Кто больше ездит, тот больше и платит за ремонт и реконструкцию дорог, — такова логика законотворцев. В процентном соотношении это означает, что доля налогов в стоимости топлива составляет 33% для бензинов и 22% для дизтоплива.

Много это или мало? В современном мире высвобождение времени для движения вперед (как в прямом, так и в переносном значении) стоит намного дороже. Согласно результатам социологического исследования, проведенного международной организацией Spoken Word Publishing Association, простаивание в пробках обусловливает стресс у 34% респондентов, причем более сильный, чем заполнение налоговой декларации (этот процесс занимает второе место в рейтинге стрессогенных ситуаций).

Опыт разных государств свидетельствует о том, что бороться с заторами на дорогах можно и за счет других фискальных нововведений.

Израиль: уплатил — и езжай (или спи) спокойно!

Заторы в Израиле можно увидеть только вблизи Иерусалима, поскольку в любое время года к святая святых хотят добраться паломники и туристы всех мастей. На этом перечень проблемных мест на дорогах исчерпывается.

Шоссе 6, или Трансизраильское шоссе, известное также как шоссе Ицхака Рабина, — единственная в этой стране междугородная платная скоростная дорога. Автор данного материала лично испытала удобство передвижения таким способом. Уплатил — и езжай спокойно! Или спи на пассажирском сидении, настолько комфортно двигаться. При въезде на шоссе и выезде с него камеры считывают номер машины, и в зависимости от пройденного километража формируется счет к уплате, который отправляется клиенту по почте.

Китай: налог на автомобильные пробки

Власть Шанхая выдвинула инициативу ввести налог на автомобильные пробки. Для этого в городе будет создана «зона ограниченного движения», въезд в которую будет стоить приблизительно 7 юаней (1 дол. США). По оценкам экспертов, после того как за проезд по наиболее популярным маршрутам Шанхая начнут взимать определенную плату, количество транспорта на дорогах в часы пик сократится на 10 — 20%, а средняя скорость движения, наоборот, увеличится на 15 — 25%.

Швеция: эксперимент оказался удачным

Плату за въезд автомобилей на территорию шведской столицы Стокгольма вводили дважды. В 2006 г. правительство Швеции решило, что налог за движение по столичным дорогам будет экспериментальным и взиматься с водителей в течение семи месяцев. Эксперимент оказался удачным, ведь позволил не только значительно сократить количество заторов на автодорогах, но и снизить уровень загрязнения воздуха.

С 1 августа 2007 г. налог на пробки был введен вторично. В будние дни для того, чтобы заехать в центральную часть Стокгольма, автомобилистам приходится уплатить от 1 до 2,5 евро, тогда как вечером, ночью и в выходные проезд бесплатный. Общая сумма платежей за проезд, взимаемых с одного автомобиля в течение дня, не должна превышать 6 евро.

На средства от перечисления этого налога в бюджет власть планирует строить новые объездные пути. По подсчетам аналитиков, для среднестатистической семьи, члены которой живут в предместье Стокгольма и ездят в центр столицы на собственном авто, уплата пробкового налога будет означать увеличение расходов семейного бюджета приблизительно на 1 тыс. евро в год.

Великобритания способствует уменьшению транспортного потока

Идиому «congestion charge» (налог на пробки) внес в английскую лексику мэр Лондона Кен Ливингстон. Въезд в центр города стал платным в 2003 г. Благодаря такому нововведению в течение неполных четырех лет количество автомобилей, ежедневно въезжающих в эту часть города, удалось сократить на 70 тыс. 

В начале 2007 г. территория Лондона, на которой водители уплачивают налог на пробки, была расширена почти вдвое: к центральной зоне присоединились районы Кенсингтон и Челси. По подсчетам мэрии, вскоре это способствовало уменьшению транспортного потока еще на 15%.

Размер пробкового налога также со временем был пересмотрен: если в феврале 2003 г. плата за въезд в центр города составляла 5 фунтов стерлингов, то в июле 2005 г. ее подняли до 8 фунтов стерлингов.

США: деньги за посещение центра

В начале 2008 г. специальная городская комиссия Нью-Йорка, дорабатывавшая план мэра города Майкла Блумберга по улучшению экологической ситуации, пришла к выводу, что нужно брать плату за въезд на Манхеттен. С водителей частного транспорта решено было взимать 4 дол., а с пассажиров такси — 1 дол. За посещение на авто исторической части Нью-Йорка нужно платить только днем, а именно — с 06:00 до 18:00.

По утверждениям экспертов, вследствие введения такого налога граждане более охотно пересаживались на муниципальный транспорт, а это, в свою очередь, способствовало уменьшению количества автомобилей на улицах и вредных выбросов в атмосферу. Кроме того, очевидна экономия денежных средств: только за 2011 г. каждый американец, передвигавшийся на авто, потерял в среднем около 818 дол., простаивая в пробках.

Италия: специальный билет для водителей

Взимание налога за въезд в Милан введено как эксперимент осенью 2007 г. Итальянский парламент одобрил инициативу мэра города, в соответствии с которой плату начали брать с автотранспорта, приезжающего из другого города или из-за рубежа.

Въезжая в Милан, водители получают специальный билет, который прикрепляют под ветровым стеклом автомобиля. Плата за разрешение проехать по центру города варьируется в пределах от 2 до 10 евро. Такая система направлена на ликвидацию заторов на автодорогах и уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

Въезд в центральную часть Рима также ограничен: беспрепятственно туда могут попасть только жители центра. Зато те, для кого необходимость проезда по центральным улицам города вызвана служебными обязанностями или другими уважительными причинами, должны предоставить соответствующие документы и уплатить от 50 до 600 евро.

Австрия: документ под ветровым стеклом

При въезде в страну со всех автомобилей уплачивается налог на дороги. Документ, подтверждающий уплату надлежащей суммы, нужно приобрести непосредственно на границе и закрепить под ветровым стеклом. Ставка налога на дороги варьируется в зависимости от сроков пребывания в стране: визит на протяжении 10 дней обходится в 7,60 евро, двух месяцев — 21,80 евро, а годовой «абонемент» стоит 72,67 евро.

Россия: платные автодороги на выбор

В России первая платная дорога открылась в 1998 г. При этом подчеркивалось, что коммерческие трасы должны быть только в крупных городах либо соединять их. Водители, не желающие ездить по платным автодорогам, должны иметь бесплатную объездную альтернативу.

Сейчас в России действует два платных участка на федеральной автодороге Москва — Новороссийск, а также ряд платных участков на региональных автодорогах, в частности в Псковской области таких четыре. Стоимость проезда колеблется от 1 до 17 руб. за километр в зависимости от грузоподъемности транспорта.

В недалеком будущем испытать эффективность борьбы с заторами за счет средств налогоплательщиков планируется и на автобане Москва — Санкт-Петербург.

Украина: уроки на будущее

О необходимости постройки платных дорог заявляют и в Украине. «Сегодня около 3% дорог в мире — платные. Такой способ регулирования количества автомобилей эффективно работает во многих странах, — считает директор проектной группы «Архиматика» Александр Попов. — В Киеве строительство платной дороги поможет сократить количество транзитных и грузовых автомобилей и вместе с тем частично избавить столицу от пробок».

После небывалого снегопада в столице председатель КГГА Александр Попов обратился к правительству с просьбой выделить средства на расширение веток подземки в сторону Троещины и Виноградаря, поскольку на транспортную развязку в этих массивах непогода повлияла наиболее ощутимо: их жители еще целую неделю после метели добирались до рабочих мест на перекладных, часто бросая маршрутки, потому что пешком быстрее. «Алло! Ты уже на работе? А я еще еду, вернее, не еду — люди нас обгоняют. В лучшем случае часа через два буду», — предупредила коллегу пассажирка микроавтобуса № 587, двигавшегося в сторону Подола.

На недавнем заседании правительства Премьер-министр Украины Николай Азаров поручил подчиненным развивать подземный общественный транспорт, строить туннельные развязки. «Из ситуации, сложившейся в связи с большими снеговыми осадками 22 — 24 марта, необходимо сделать очень серьезные выводы на будущее — как кадровые, организационные, так и технические», — отметил он. Что касается наземного движения, то, по словам главы правительства, на первое место надо поставить строительство современной окружной дороги, которая позволит разгрузить Киев. Вместе с тем он констатировал, что со строительством платных дорог пока придется подождать: инвесторы не рискуют вкладывать деньги в проект, который в условиях финансового кризиса неизвестно когда окупится.

Прогресс не сможет — стихия поможет

Мы разучились ходить в библиотеки, принимая за истину в последней инстанции материал из Википедии. Мы забыли, когда помогали друг другу, снимая на камеры и выкладывая в YouТube чрезвычайные ситуации. Мы, даже сидя в одном помещении, общаемся по скайпу...

Природа же дала нашей виртуальности вполне реальный ответ. И, как оказалось, чем дальше продвигается прогресс, тем более беззащитным становится человек перед стихией. Возможно, это нас чему-то научит.

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42