Статьи

Перипетии вокруг биотоплива

Украина входит в десятку крупнейших потенциальных производителей биоэнергии в мире, утверждают специалисты энергетических рынков. По их мнению, в нашем государстве развитие производства, в частности биотоплива, рано или поздно станет одним из приоритетов власти, поскольку этот вопрос связан не только с энергетической безопасностью страны, но и с развитием смежных секторов экономики — сельского хозяйства и машиностроения. Какая ситуация с развитием биотоплива сложилась в Украине сегодня и чего следует ожидать в ближайшем будущем?


Биотопливу быть!

Эксперты информируют о неразвитости рынка биотоплива в Украине. Первые проекты начали появляться в 2006 — 2007 гг., но в связи с кризисом большинство из них были приостановлены. Сегодня на рынке представлено несколько производителей, но системной их работу назвать нельзя. Для развития отрасли, которая находится в зачаточном состоянии, нужны инвестиции.

Уже сейчас много международных компаний заявляют о желании выйти на украинский рынок биотоплива, но иностранному (да и украинскому)  инвестору необходимы понимание ситуации, минимальная уверенность в том, что рынок будет развиваться и получит поддержку государства.

Первые шаги в этом направлении сделаны: 24 мая 2012 г. Верховная Рада приняла Закон Украины «О развитии производства и потребления биологических видов топлива». До этого производство биотоплива регламентировалось общим Законом Украины «Об альтернативных видах топлива», который кроме прочего регулировал производство твердых — пелеты, гранулы, брикеты — и газообразных видов топлива и не мог в полной мере учитывать нюансы производства и потребления биотоплива.

Новый Закон определил типы топлива, которые можно отнести к биотопливу: биоэтанол, биотопливо моторное, биотопливо дизельное, смешанные виды горючего, компоненты, изготовленные из биологического энергетического сырья для смешивания с традиционными видами горючего, биоводород, биогаз, ЭТБЭ (этил-трет-бутиловый эфир), изготовленный с использованием биоэтанола. Кроме того, список может быть расширен за счет других видов топлива, изготовленных из возобновляемого сырья.

Государство готово содействовать увеличению части смешанного бензина и дизельного горючего, которые содержат биоэтанол. Местные органы власти в г. Киеве, городах с населением свыше 500 тыс. жителей и рекреационных зонах должны увеличивать часть биотоплива согласно специально разработанной схеме.

Одной из мер стимулирования производства и потребления биотоплива, прописанной в Законе, является создание соответствующего информационного фонда. Однако уже сегодня есть сомнения относительно адекватной реализации проекта на государственном уровне — источник финансирования и порядок создания такого фонда в настоящий момент непонятны.

Перейдет ли рекомендательный характер в обязательный?

С 2013 г. в Украине действует законодательная норма о рекомендательном характере добавления в автомобильные бензины 5% биоэтанола. Со следующего года эта норма станет обязательной. До часа «Х» остается меньше девяти месяцев, однако интерес к этой теме проявляют разве что автолюбители, не ожидающие ничего хорошего от очередной благой инициативы. Тем временем на топливном рынке — абсолютная тишина: здесь не только никто не спешит выполнять рекомендации, нет даже намека на подготовку к изменениям в 2014 г. Наблюдатели уверены, что в следующем году выполнить требования Закона об обязательном добавлении биоэтанола нереально. Для этого, по утверждению специалистов, нет необходимого количества биотоплива. При годовом потреблении в Украине бензина в объеме 4,5 млн. т потребность в этом компоненте составит 225 тыс. т, тогда как, по среднестатистическим данным, в 2012 г. в Украине было произведено около 60 тыс. т. Чтобы ликвидировать такой недостаток, нужны новые производственные мощности, которые невозможно создать за год-два. Кроме того, необходимо соответствующее количество бензина, который будет готов для добавления биоэтанола.

Переход на 5-процентное содержание биокомпонентов в бензинах нуждается также в создании развитой сопутствующей инфраструктуры, укомплектованной по последнему слову техники и имеющей современные лабораторные комплексы, которые будут оперативно замерять параметры смешиваемых компонентов.

Понятно, для этого понадобятся солидные средства, которые придется возвращать. Учитывая это, цена смешанного бензина на выходе может оказаться выше нынешних показателей на АЗС, отмечает, в частности, эксперт нефтерынка Сергей Куюн.

«Все свидетельствует о том, что для перехода на новый уровень одного закона мало. Прошел почти год, как принят Закон Украины «О развитии производства и потребления биологических видов топлива», и уже осталось меньше года до обязательного добавления биоэтанола, но до сих пор нет ни одного подзаконного акта: кто и где должен добавлять этот компонент, кто и как будет контролировать качество получаемого бензина? И это не учитывая таких мелочей, как отсутствие двух ключевых составляющих — базового бензина и того же биокомпонента... Например, Польше на это понадобилось около 10 лет. На переходный период страны ЕС предоставляли налоговые льготы производителям биотоплив, а в последние годы начали массово их отменять, резко усложнив положение компаний топливного сектора», — проинформировал эксперт.

Ничего хорошего для экономики государства подзаконные акты, касающиеся производства биотоплива в стране, не принесут, — убежден эксперт Олег Нивьевский. 

«Закон Украины «О развитии производства и потребления биологических видов топлива» резко критикуют технические эксперты, поскольку топливные системы старых машин могут быть несовместимы с новыми требованиями. Более того, возрастает риск введения дополнительных экономических стимулов (в связи с новыми законодательными инициативами, например, субсидий или экспортных квот) для обеспечения конкурентоспособности биотоплива, что создаст дополнительную нагрузку на государственный бюджет и будет стимулировать развитие еще одного неэффективного энергетического рынка», — отмечает эксперт. 

По его мнению, для Украины весьма дорого и неэффективно развивать рынок биотоплива путем введения обязательных требований относительно содержания биотоплива и различных программ государственной поддержки, как это происходит в таких государствах, как Австралия, Канада, США и в странах ЕС.

«Биотопливная политика ЕС продемонстрировала свою очевидную затратную неэффективность и сомнительную способность достижения экологических целей. Более того, биотоплива не помогут существенно снизить энергетическую зависимость Украины. Хорошо известно, что наше государство имеет одну из наиболее энергозатратных экономик в мире (из расчета объема потребления энергии на единицу ВВП). Производство дорогого биотоплива для дальнейшего неэффективного его использования — можно ли это назвать удачной стратегией?», — спрашивает Олег Нивьевский.

По его словам, украинскому правительству следует пересмотреть подходы к этому вопросу. Наилучшим вариантом государственной политики была бы концентрация усилий на снижении энергозатратности экономики, переориентация на производство более перспективных видов биотоплива второго и третьего поколений и предоставление возможности сельскохозяйственным производителям получить выгоду от более высоких цен на международном аграрном рынке.

Назад дороги нет

Многие компании, занимающиеся проектами, связанными с альтернативной энергетикой, создают собственные негосударственные объединения. Так, недавно для стимулирования развития альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий, повышения уровня энергетической безопасности страны, способствования инвестициям в этот сектор, а главное — информационно-образовательным программам в отрасли создана Ассоциация возобновляемой энергетики «Альтернатива».

Чтобы ускорить развитие рынка биотоплива, специалисты советуют подобным организациям инициировать активное общественное обсуждение существующих проблем, дабы в ближайшей перспективе выйти на качественно новый уровень в масштабе государства. По их мнению, для придания импульса в производстве биотоплива в Украине прежде всего необходимо усовершенствовать законодательную базу, в частности по земельным вопросам, развернуть экономическое стимулирование путем введения дифференцированной акцизной ставки на бензин, системы налоговых льгот для субъектов хозяйствования, модернизировать инфраструктуру, учитывая интересы производителей, потребителей и инвесторов.

Примерами удачной государственной поддержки являются биотопливные программы в Бразилии, США и некоторых странах Европы. Так, в 2011 г. в Бразилии доля авто, потребляющих бензин с содержанием 25% биоэтанола, достигла 50%. План до 2020 г. — 86%. В стране «диких обезьян» все началось во время нефтяного кризиса 1970-x, когда был принят закон, обязавший добавлять в бензин не меньше 25% этанола. Тем, кто хотел строить заводы по производству биоэтанола, выдавались кредиты под минимальные проценты. Государство организовало оптовые закупки биоэтанола для собственных нужд. Однако мало было организовать производство, одна из основных проблем — стимулирование сбыта. Для этого правительство Бразилии обязало всех основных производителей и импортеров автомобилей продавать машины, способные работать на чистом этаноле без добавления бензина. Баланс цен регулировался таможенной политикой: был введен таможенный сбор на экспорт этанола и импорт сахара.

Конечно, по мнению обозревателей, полностью перенять бразильский опыт не получится, да и не нужно — себестоимость производства биоэтанола в Украине выше, сильнее и лобби автопроизводителей и нефтепереработчиков.

Однако иного пути нет: рано или поздно придется перейти на возобновляемые источники энергии, и чем раньше Украина это сделает, тем больше конкурентных преимуществ получит.


Сергей СОБУЦКИЙ