Статьи

ГАИ «поправила» Правила

15 апреля текущего года вступают в силу изменения к Правилам дорожного движения Украины, содержащие несколько важных нововведений и уточнений, внесенных постановлением Кабинета Министров Украины от 11.02.2013 г. № 111.

Ни для кого не секрет, что штрафы, уплачиваемые за нарушение правил дорожного движения, наполняют бюджет страны. Но, возможно, новая редакция Правил дорожного движения Украины изменит акценты: водители будут меньше нарушать, более упорядоченной, эффективной и организованной станет работа дорожной сети страны, а значит, уменьшатся расходы казны, связанные с авариями и катастрофами на дорогах Украины.


Самое заметное изменение

Самым заметным изменением ПДД стало повышение заметности автомобилей. И это не каламбур. С 1 октября по 1 мая все транспортные средства вне населенных пунктов должны будут двигаться с включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями. Нововведение однозначно полезное, ведь существует многолетняя положительная практика применения дневных ходовых огней в развитых странах. Статистика безапелляционно рапортует о снижении уровня аварийности: приближающийся автомобиль с включенными ходовыми огнями лучше заметен и выглядит более грозно и опаснее, а это может заставить незадачливого водителя или пешехода отказаться от рискованных действий.

Кроме того, в новых Правилах дано определение дневных ходовых огней, на что следует обратить внимание любителям переоборудовать или тюнинговать свои автомобили.

Дневные ходовые огни — внешние световые приборы белого цвета, предусмотренные конструкцией транспортного средства и предназначенные для улучшения видимости транспортного средства во время его движения в светлое время суток.

Самостоятельно установленные дневные фары или линейки сверхъярких диодов не могут считаться дневными ходовыми огнями, потому что не предусмотрены конструкцией автомобиля. Если одновременно с «самоделками» не будет включен ближний свет фар, то инспектор ГАИ обязан остановить такое транспортное средство и составить протокол об административном правонарушении. Что-то мне подсказывает, что это будет популярным нарушением.

Возможно, это нововведение приучит украинских водителей чаще включать ближний свет, чтобы обозначить свою машину, сделать ее более заметной. Ведь сейчас нередко можно встретить водителя, экономящего на лампочках, а значит, движущуюся в тумане или сумерках машину с включенными «габаритами» вместо ближнего света фар.

Так называемые габариты в цивилизованных странах при движении автомобиля не используются вообще, такие огни называются стояночными и используются только для обозначения стоящего автомобиля.

Не уверен — не обгоняй

Предыдущие Правила содержали разночтения, касающиеся процедуры обгона. С одной стороны, обгоном называлось «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения», а с другой стороны, в Правилах был пункт 14.1 — «осуществлять обгон нерельсовых транспортных средств разрешается только с левой стороны». Получалось как бы «масло масляное». В новой редакции Правил этот пункт отсутствует.

Кстати, определение термина «обгон» за последние годы изменялось в разных вариантах ПДД несколько раз. Даже бывалые водители путались, что сегодня считается обгоном, а что — опережением. Нынешней редакцией Правил внесена полная ясность в этом вопросе, как, впрочем, и в ситуации с любителями с ветерком объехать дорожную «тянучку» по обочине. В пункте 1.10 четко сказано, что обочина «… не предназначена для движения транспортных средств».

Пешеходы станут более заметными, но не сейчас

Каждый пешеход в темное время суток обязан иметь на одежде специальные световозвращающие элементы — фликеры, которые делают его более заметным. Таким было сначала предложение ГАИ. Но в результате обсуждения обязательное применение фликеров отменили, теперь это просто рекомендация пешеходам. За отсутствие такого элемента в темное время суток пешеходов пока не будут наказывать. Введение обязательного применения фликеров — важный шаг, повышающий безопасность дорожного движения, но то, что он не был сделан сейчас, может, даже и лучше. Сначала нужно хорошо подготовиться, чтобы от нововведения получить реальный эффект, и хорошее начинание не было бы дискредитировано нестыковками. Ведь на подобные световозвращающие элементы в Украине нет даже стандарта, то есть не ясно, что является таким элементом, а что нет. А это приводит к злоупотреблениям.

Кроме того, обязательно нужна разъяснительная работа, промо-кампания, в результате которой каждый пешеход осознает, что фликеры, делая человека более заметным, спасают ему жизнь. Еще должна быть учтена такая «мелочь», как возможность приобрести фликер на каждом углу.

«На газоне не парковаться, штраф — лопатой по стеклу»

Такие, мягко говоря, не очень корректные объявления-предупреждения можно встретить в спальных районах городов, где припаркованные на газонах автомобили стали очевидным злом. Аккуратные зеленые полянки превращаются в перерытые глубокими колеями мусорники.

В новых ПДД пункт 15.10, в котором указаны места, где запрещена стоянка, дополнен подпунктом — «на газонах». И совершенно уместно в пункте 1.10 дано точное определение, что такое газон — «участок однородной территории с дерновым покровом, который искусственно создается путем посева и выращивания дернообразующих трав (многолетних злаков) или одернения».

Прочие важные мелочи

Кроме указанных изменений, расширен пункт 11.2, который обязывал водителей двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. В новый текст этого пункта Правил уже внесены «отмазки», которые может использовать грамотный водитель в разборках с инспектором.

Также введены достаточно точные определения того, что такое маневр (а то протоколов за нарушение правил маневрирования составлено уже очень много, а определения сути маневра в Правилах не было никогда), и оставление места дорожно-транспортного происшествия.

Наконец-то в пункте 8.7.3 узаконена картонная стрелка — «стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора … разрешает движение  ...при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам, которые движутся … на разрешающий сигнал светофора».

Пункт 10.4 очень уместно дополнен уточнением, которое поможет избежать спорных ситуаций на перекрестках — «водитель, выполняющий левый поворот, должен уступить дорогу попутным транспортным средствам, движущимся впереди него и выполняющим разворот».

ГАИ родом из Древнего Рима

В Древнем Риме движение по городским переполненным улицам было настолько напряженным, что сам Гай Юлий Цезарь (что само по себе символично) установил первые правила движения. На некоторых улицах Рима было одностороннее движение, от восхода солнца и до конца рабочего дня было ограничено движение частных повозок, ездили только те, что принадлежали империи.

Приезжие оставляли свой транспорт в пригороде и передвигались по Риму пешком либо нанимали «такси» — паланкин. Тогда же появилась специальная служба, следившая за соблюдением этих правил, в которую набирали в основном бывших пожарных. Большую часть времени такие «гаишники» разрешали конфликты, возникающие во время движения, и разнимали драки участников движения.

Днем рождения более современных правил дорожного движения можно считать 10 декабря 1868 г., когда в Лондоне на площади перед парламентом заработал первый в мире механический семафор с цветным диском. С наступлением темноты включали газовый фонарь с красным и зеленым стеклами. Устройством управлял специальный слуга в форме. Говорят, что скрежет цепей механизма был такой сильный, что лошади от испуга разбегались.

Устройство проработало меньше месяца, потом газовый фонарь взорвался, ранив полицейского.

«Дедушками» современных дорожных знаков можно считать таблички с указанием названий городов и расстояний до них, а «прапрадедушкой» — известный камень из сказки «Налево пойдешь…».

Британские ученые подсчитали, что если исключить из безопасности дорожного движения человеческий фактор, то есть если все будут стопроцентно соблюдать правила дорожного движения, то количество раненых в ДТП сократилось бы на треть, а из погибших половина остались бы живы.

Вместо эпилога

Общее впечатление от новых Правил дорожного движения — двоякое. Конечно, документ был необходим, хотя можно было поработать с ним более тщательно. Но в любом случае новая редакция Правил — неплохой пропагандистский маневр Госавтоинспекци. Ведь сейчас разве что только очень ленивый не поинтересуется нововведениями к ПДД. Многие восстановят то, что уже давно стерлось с памяти. Но самое главное, во что очень хочется верить, — новые Правила дорожного движения не только прочитают, выучат или постараются запомнить участники дорожного движения, но будут ежедневно и беспрекословно их выполнять.

Сергей ГОЛОВАТЕНКО: «Очень хорошо, что запретили парковаться на газонах. В принципе и раньше каждому культурному человеку было понятно, что тот минимум зелени, который есть возле нашего дома, следует беречь. Но многие владельцы машин, понимая, что поступают очень плохо, паркуют машины на траве, лишь бы не идти пешком лишнюю сотню метров. Жаль, что те, кто ставил автомобили на газоне, будут поступать так и дальше, ведь реально ГАИ не может это проконтролировать. Ну устроят раз в год рейд по спальным районам, и все. Скорее, тут надо самим жильцам организовывать отряды протеста.

А еще, по-моему, зря отказались от полезного правила держать в машине световозвращающие жилеты. Я в январе из-за этого чуть не попал в аварию. На краю дороги стоял поломанный «Москвич», но понял это я только максимально приблизившись к нему. Водитель не выставил аварийный знак, более того, машину сзади плотно обступили ехавшие на рыбалку мужики в камуфляжных костюмах — они втроем искали в багажнике знак аварийной остановки, «замаскировав» таким образом от меня автомобиль. Я в последний момент сумел его объехать, но при этом  меня так занесло, что едва не слетел с дороги. Если бы хотя бы на одном из них  был жилет со световозвращающими элементами, я бы их за километр заметил»

Олег КРЯЧКО: «Я ожидал, что наконец-то начнут бороться с самостоятельной установкой некоторыми «умельцами» китайских мощных ксеноновых ламп в фары, предназначенные для обычных ламп. Такие лампы не обеспечивают нормальной работы, светят в разные стороны и прежде всего — в глаза водителей встречных машин. Свет такой переделанной фары настолько не соответствует нормам и так ослепляет, что нужно быть неисправимым эгоистом, чтобы так наплевательски относиться к другим участникам дорожного движения. Я даже не представляю себе, как можно спокойно ехать, заведомо осознавая, что не просто доставляешь неудобства встречному водителю, но и вредишь его здоровью.

К сожалению, ГАИ самоустранилась от борьбы с «самопальным» ксеноном, мотивируя это тем, что на машине не написано, какие лампы должны стоять в фаре. Как раз написано! На фаре нанесен стандарт, которому она соответствует. Кроме того, все фары, предназначенные для работы с ксеноновыми лампами, имеют линзовую оптику и автомат регулировки уровня. Короче, все можно определить, было бы желание. Поэтому я немного разочарован новыми Правилами, хотя в них и есть положительные моменты»

Дмитрий ГАДЗИНСКИЙ: «Прочитал в газете об изменениях в Правилах дорожного движения и очень удивился, узнав, что в новых ПДД, наконец-то, оказывается, дорожный знак — главнее дорожной разметки. Я считал, что всегда так и было! Еще в автошколе (правда, больше 20 лет тому назад) инструктор выстраивал нам простую иерархию: знак — главнее разметки, сигнал светофора — главнее знака, сигнал регулировщика — главнее светофора. Но дома раскрыл Правила и прочитал, что главнее дорожной разметки — не все дорожные знаки, а только временные. То есть где-то в предыдущих улучшениях произошла путаница, которую теперь исправили. И на том спасибо»


Дмитрий ЗАБАШТАНСКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42