Другие налоги

Постановка на учет налогоплательщиков

Документы, необходимые для постановки на учет налогоплательщиков, и порядок их представления

Общие правила учета налогоплательщиков

Порядок учета налогоплательщиков определен главой 6 Налогового кодекса и Порядком № 1588.

Учет налогоплательщиков ведется в целях создания условий для осуществления контролирующими органами контроля за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, начисленных финансовых санкций, соблюдением налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на Миндоходов Украины.

Постановке на учет или регистрации подлежат все налогоплательщики.

Постановка на учет юридических лиц, их обособленных подразделений, а также самозанятых лиц осуществляется независимо от наличия обязанности по уплате того или иного налога и сбора.

В целях осуществления налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или постановке на учет по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, месту жительства лица (основному месту учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые ведется деятельность (неосновное место учета).

Постановка на учет налогоплательщиков — юридических лиц и их обособленных подразделений осуществляется после их государственной регистрации или включения сведений о них в соответствующие государственные реестры на условиях, которые определяются законодательными актами Украины, кроме случаев, определенных Налоговым кодексом, когда органами регистрации являются налоговые органы  или когда проведение государственной регистрации налогоплательщика в соответствующем статусе законодательством не предусматривается.

Постановка на учет по основному месту учета юридических лиц, их обособленных подразделений и физических лиц — предпринимателей

Постановка на учет налогоплательщиков осуществляется по принципу организационного единства регистрационных процедур, проводимых государственными регистраторами, и процедур постановки на учет налогоплательщиков, обеспечиваемых налоговыми органами. Эти органы осуществляют обмен сведениями (сообщениями) об осуществлении действий по государственной регистрации и постановке на учет (снятии с учета) юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в порядке взаимодействия с государственными регистраторами и Единым государственным реестром, определенном приказом № 1771/5/1253.

Постановка на учет по основному месту учета юридических лиц, их обособленных подразделений и физических лиц — предпринимателей в качестве плательщиков налогов и сборов  осуществляется после внесения сведений о них в Единый государственный реестр согласно Закону № 755.

Основанием для постановки на учет по основному месту учета в ГНИ является поступление в него:

  • сведений из Единого государственного реестра или из соответствующей регистрационной карточки о проведении государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя;
  • сведений из Единого государственного реестра или соответствующего сообщения государственного регистратора о внесении в Единый государственный реестр записи о судебном решении об отмене государственной регистрации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя;
  • сообщения государственного регистратора или сведений из Единого государственного реестра о создании обособленного подразделения юридического лица.

Данные о постановке на учет юридических лиц, их обособленных подразделений, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре, и физических лиц — предпринимателей в качестве плательщиков налогов и сборов передаются в Единый государственный реестр в день постановки их на учет по основному месту учета.

Постановка на учет таких налогоплательщиков  подтверждается выпиской из Единого государственного реестра, которая отправляется по почте (выдается) этим юридическим лицам, обособленным подразделениям юридических лиц и физическим лицам — предпринимателям в порядке, установленном Законом №755.

Указанная выписка в качестве документа, подтверждающего государственную регистрацию субъекта хозяйствования и постановку его на учет в ГНИ, органах государственной статистики и Пенсионного фонда Украины, введена 17.12.2012 г. Выписка выдается государственным регистратором бесплатно и используется субъектом хозяйствования при открытии счетов в банке для подтверждения постановки его на учет в соответствующих органах.

Постановка на учет по основному месту учета обособленных подразделений зарубежных компаний, организаций

Основанием для постановки на учет обособленного подразделения зарубежной компании, организации, в том числе постоянного представительства нерезидента, является надлежащая аккредитация (регистрация, легализация) такого подразделения на территории Украины согласно закону.

Постоянное представительство — постоянное место деятельности, через которое полностью или частично ведется хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, в частности:

  • место управления;
  • филиал;
  • офис;
  • фабрика;
  • мастерская;
  • установка или сооружение для разведки природных ресурсов;
  • шахта, нефтяная/газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;
  • склад или помещение, используемые для доставки товаров.

Представительством зарубежной компании, организации является обособленное подразделение зарубежной компании, организации, осуществляющее представительство и защиту интересов такого юридического лица, не осуществляющее хозяйственной деятельности в Украине и не подпадающее под определение постоянного представительства согласно пп. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса.

Для постановки на учет постоянные представительства нерезидентов и представительства иностранных юридических лиц обязаны обратиться в течение 10 календарных дней со дня их государственной регистрации (аккредитации, легализации) в установленном порядке в ГНИ по своему местонахождению.

В частности, представительство иностранной компании или постоянное представительство для постановки на учет представляет в ГНИ по своему местонахождению следующие документы:

  • представительство — заявление по форме № 1-ОПП (для юридических лиц и обособленных подразделений);
  • постоянное представительство — заявление о регистрации постоянного представительства нерезидента в качестве плательщика налога на прибыль по форме № 1-РПП;
  • копию документа, подтверждающего присвоение кода ЕГРПОУ;
  • копию документа о регистрации, легализации, аккредитации, создании и т. п.

Документом об аккредитации (регистрации, легализации) обособленного подразделения зарубежной компании, организации на территории Украины являются:

  • свидетельство о регистрации представительства, выданное центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики, — для представительств зарубежных субъектов хозяйственной деятельности на территории Украины, на которых распространяется действие Закона № 959;
  • свидетельство о регистрации структурного центра общественной (неправительственной) организации иностранного государства в Украине, выданное Государственной регистрационной службой Украины, — для филиалов, отделений, представительств и других структурных центров общественных (неправительственных) организаций иностранных государств в Украине;
  • банковская лицензия — для филиалов зарубежных банков;
  • согласованное, прошитое, заверенное на обороте оттиском печати Секретариата Правления Нацбанка Украины положение о представительстве зарубежного банка, титульная страница которого удостоверена подписью заместителя Председателя и оттиском печати Нацбанка Украины, — для представительств зарубежных банков (в ГНИ представляется копия титульной страницы положения с предъявлением оригинала);
  • документ, выданный уполномоченным органом государственной власти Украины, удостоверяющий регистрацию, аккредитацию, создание, получение согласия, разрешения и т. п. на функционирование обособленного подразделения нерезидента на территории Украины, — для других обособленных подразделений нерезидентов.

После постановки на учет в качестве плательщиков налогов и сборов обособленным подразделениям зарубежных компаний, организаций налоговым органом  отправляется по почте (выдается) справка о постановке на учет налогоплательщика по форме № 4-ОПП.

В этой справке для постоянного представительства нерезидента, включенного в реестр налогоплательщиков-нерезидентов с признаком плательщика налога на прибыль, после строки «(найменування та код органу державної податкової служби)» следует указать «як постійне представництво нерезидента».

Постановка на учет договоров управления имуществом и договоров о совместной деятельности

На учете в налоговых органах находятся договоры управления имуществом и договоры о совместной деятельности на территории Украины без создания юридических лиц, на которые распространяются особенности налогового учета и налогообложения деятельности по таким договорам, определенные Налоговым кодексом.

Не учитываются договоры управления имуществом, определенные в пп. 153.13.10 п. 153.13 ст. 153 или во втором предложении абзаца второго пп. 5 п. 180.1 ст. 180 Налогового кодекса, а именно: по которым осуществляется управление активами институтов общего инвестирования, фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом.

Постановка на учет договоров управления имуществом и договоров о совместной деятельности осуществляется путем дополнительной постановки на учет в качестве налогоплательщика соответствующего управляющего имуществом или уполномоченного лица.

Уполномоченное лицо — участник договора (контракта) о совместной деятельности (юридическое лицо, зарегистрированное в Украине в соответствии с Законом № 755, или его обособленное подразделение), который является плательщиком налога на прибыль и уполномочен вести учет результатов совместной деятельности другими сторонами согласно условиям договора (контракта) о совместной деятельности.

Управляющий имуществом — юридическое лицо, которое является субъектом предпринимательской деятельности и плательщиком налога на прибыль и ведет отдельно от собственного учет доходов и расходов от управления имуществом, полученым им в управление по договорам управления имуществом.

Для постановки на учет договора о совместной деятельности уполномоченное лицо обязано в течение 10 календарных дней после регистрации договора или после вступления его в силу представить в ГНИ по своему основному месту учета следующие документы:

  • заявление по форме № 1-ОПП;
  • заверенную копию договора (контракта) о совместной деятельности.

К этим документам прилагаются:

  • информационная карточка договора с отметкой органа, осуществившего государственную регистрацию договора, если в состав участников договора о совместной деятельности входит иностранный инвестор;
  • копии документов, подтверждающих согласование договора уполномоченным органом управления в соответствии с законодательством, заверенные в установленном законодательством порядке, если договором предусмотрено использование недвижимого имущества государственной собственности, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении участника договора о совместной деятельности;
  • копии лицензий и разрешений на ведение соответствующих видов хозяйственной деятельности участников договора, получение которых предусмотрено законодательством.

Постановка на учет договоров (контрактов) о производственной кооперации, совместном производстве и других видах совместной инвестиционной деятельности с участием зарубежного инвестора осуществляется после государственной регистрации договора (контракта) Министерством экономики АР Крым, областными, Киевским или Севастопольским городским управлениями внешних экономических связей согласно Положению № 112.

Не учитываются договоры о совместной деятельности, на которые не распространяются особенности налогового учета и налогообложения совместной деятельности, определенные п. 153.14 ст. 153 Налогового кодекса. Каждый участник таких договоров состоит на учете в налоговых органах и выполняет обязанности налогоплательщика самостоятельно.

Для целей налогообложения два или больше лиц, которые осуществляют совместную деятельность без создания юридического лица, считаются отдельным лицом в пределах такой деятельности.

Для постановки на учет договора управления имуществом управляющий имуществом представляет в ГНИ по своему основному месту учета следующие документы:

  • заявление по форме № 1-ОПП;
  • копию договора управления имуществом;
  • копию извлечения из Государственного реестра сделок, которым удостоверяется государственная регистрация договора управления недвижимым имуществом, если предметом договора управления имуществом является недвижимое имущество. В этом случае договор управления имуществом следует нотариально удостоверить.

Постановка на учет физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность

Постановка на учет физических лиц, которые не являются предпринимателями и осуществляют независимую профессиональную деятельность, условием ведения которой согласно закону является государственная регистрация такой деятельности в соответствующем уполномоченном органе и получение свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т. п.), подтверждающего право физического лица на ведение независимой профессиональной деятельности, осуществляется по месту постоянного жительства такого лица.

Для постановки на учет такое физическое лицо в течение 10 календарных дней после государственной регистрации независимой профессиональной деятельности в соответствующем уполномоченном органе и получения свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т. п.), подтверждающего право физического лица на ведение независимой профессиональной деятельности, обязано представить лично (отправить по почте заказным письмом с описью вложения) или через уполномоченное лицо следующие документы:

  • заявление по форме № 5-ОПП;
  • копию регистрационного удостоверения о регистрации частной нотариальной деятельности, если заявитель является частным нотариусом;
  • копию свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, если заявитель является адвокатом, занимающимся адвокатской деятельностью индивидуально;
  • копию свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, выданного Центральной экспертно-квалификационной комиссией при Минюсте Украины по форме, соответствующей приложению 7 к Положению № 86/5, если заявитель — судебный эксперт, который не является работником государственного специализированного учреждения и получил право самостоятельно осуществлять судебно-экспертную деятельность;
  • копию свидетельства о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора), выданного структурным подразделением Минюста Украины, обеспечивающего реализацию полномочий государственного органа по вопросам банкротства, если заявителем является арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор).

При представлении предъявляется оригинал указанных документов.

Налоговые органы отказывают в рассмотрении документов, представленных для постановки на учет лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность, в следующих случаях:

  • наличие ограничений на проведение независимой профессиональной деятельности, установленных законодательством;
  • представление документов по ненадлежащему месту учета;
  • несоответствие документов установленным требованиям, представление не в полном объеме или взаимное несоответствие указанных в разных документах сведений;
  • физическое лицо уже  поставлено на учет как самозанятое лицо;
  • непредставление для регистрации лицом, намеренным производить независимую профессиональную деятельность, свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т. п.), подтверждающего право физического лица на ведение независимой профессиональной деятельности.

По устранении причин, которые были основанием для отказа в постановке на учет такого самозанятого лица, физическое лицо может повторно представить документы для постановки на учет.

После постановки на учет физическому лицу, ведущему независимую профессиональную деятельность, отправляется (выдается) справка о постановке на учет по форме № 4-ОПП, в которой перед фамилией, именем и отчеством такого лица обязательно указан вид профессиональной деятельности, например «приватний нотаріус», «адвокат» и т. п.

Если физическое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя и при этом осуществляет независимую профессиональную деятельность, такое физическое лицо учитывается в органах ГНС как физическое лицо — предприниматель с признаком того, что осуществляет независимую профессиональную деятельность.

В таком случае физическое лицо обязано представить лично (отправить по почте заказным письмом с описью вложения) или через уполномоченное лицо в ГНИ по месту своего постоянного жительства заявление по форме № 5-ОПП с пометкой «Зміни» и копию документа, подтверждающего право физического лица на ведение независимой профессиональной деятельности.