Другие налоги

Предлагаем блиц-ответы на вопросы, чаще всего поступающие от подписчиков журнала...

В рубрике «Редакционная почта» печатаются блиц-ответы на вопросы, чаще всего поступающие от подписчиков журнала. Ждем интересующие вас вопросы, ответы на которые помогут и другим налогоплательщикам. Отправляйте их на e-mail: mail@visnuk.com.ua


Дата выписки налоговой накладной при экспорте товаров

На какую дату следует выписывать налоговую накладную: на дату выписки таможенной декларации или на дату отметки на таможне?


Согласно п. 201.4 ст. 201 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — Налоговый кодекс) налоговая накладная составляется в двух экземплярах в день возникновения налоговых обязательств продавца.

В соответствии с п. 187.1 ст. 187 этого Кодекса при экспорте товаров датой возникновения налоговых обязательств является дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленной согласно требованиям таможенного законодательства, а для услуг — дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.

Пунктом 16 Положения о таможенных декларациях, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2012 г. № 450, предусмотрено, что таможенная декларация на бумажном носителе считается оформленной при наличии на всех ее листах оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление.

Электронная таможенная декларация считается оформленной при наличии внесенной в нее должностным лицом таможенного органа, завершившим таможенное оформление, с помощью автоматизированной системы таможенного оформления отметки о завершении таможенного оформления и удостоверения такой декларации электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление. Оформленная электронная таможенная декларация с помощью автоматизированной системы таможенного оформления преобразуется в визуальную форму, пригодную для восприятия ее содержания человеком, в формате, делающим невозможным в дальнейшем внесение изменений в нее, заверяется электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление, и направляется декларанту или уполномоченному им лицу.

Учитывая указанное, при осуществлении операций по вывозу (экспорту) товаров плательщик НДС составляет налоговую накладную на дату завершения оформления таможенной декларации, то есть на дату внесения в таможенную декларацию должностным лицом таможенного органа соответствующего оттиска (отметки).

 

Уплата единого взноса плательщиком единого налога, являющимся инвалидом

Физическое лицопредпринимательплательщик единого налога является инвалидом. Должно ли оно уплачивать за себя единый взнос?


Условия и порядок начисления и уплаты единого взноса определены Законом Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

В соответствии с п. 4 части первой ст. 4 этого Закона физические лица — предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками единого взноса.

Согласно части четвертой вышеуказанной статьи освобождаются от уплаты за себя единого взноса физические лица — предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают в соответствии с законом пенсию или социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками единого взноса исключительно при условии их добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Следовательно, физическое лицопредпринимательплательщик единого налога, который является инвалидом, получает пенсию или социальную помощь, освобождается от уплаты за себя единого взноса.

  

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий

Какой орган обязан передавать в исполнительную службу постановления о наложении административных штрафов по правонарушениям согласно ст. 1632 Кодекса Украины об административных правонарушениях, вынесенные судами, и осуществлять контроль за своевременным их исполнением?


Статьей 1632 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КоАП) предусмотрено наложение административных штрафов за непредставление или несвоевременное представление должностными лицами предприятий, учреждений и организаций платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов и сборов (обязательных платежей).

В делах об административных правонарушениях по ст. 1632 КоАП, рассматриваемых районными, районными в городах, городскими или горрайонными судами, протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные должностные лица территориальных органов Миндоходов Украины (статьи 221, 255 КоАП).

При неисполнении постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа оно подлежит принудительному исполнению по истечении срока, установленного частью первой ст. 307 КоАП. Постановление о наложении административного взыскания обращается к исполнению вынесшим его органом (должностным лицом)  (ст. 299 этого Кодекса).

Учитывая изложенное, КоАП установлено предъявление исполнительных документов к принудительному исполнению выдавшим их органом.

Условия и порядок решений судов и других органов (должностных лиц), в соответствии с законом подлежащих принудительному исполнению при неисполнении их в добровольном порядке, определены Законом Украины от 21.04.99 г. № 606-XIV «Об исполнительном производстве».

Статьей 8 этого Закона предусмотрено, что по исполнительному документу о взыскании в доход государства денежных средств или о совершении других действий в пользу либо в интересах государства от его имени выступает орган (в частности, территориальный орган Миндоходов Украины), по иску которого судом вынесено соответствующее решение, или орган государственной власти (кроме суда), согласно закону принявший такое решение.

 

Представление уточняющей декларации в случае выявления ошибки при расчете авансовых платежей

Нужно ли предпринимателю, который зарегистрирован в течение года или перешел с упрощенной системы налогообложения на общую, представлять уточняющую квартальную налоговую декларацию в случае выявления ошибки при расчете авансовых платежей (в том числе если такая ошибка повлияла на показатели годовой декларации)?


Уточнение (исправление) сумм налогового обязательства по налогу на доходы физических лиц — предпринимателей при самостоятельном выявлении ошибок осуществляется в разделе VІ «Розрахунок податкових зобов'язань у зв'язку з виправленням самостійно виявлених помилок» налоговой декларации об имущественном положении и доходах, в котором указывается сумма, на которую увеличивается (уменьшается) налоговое обязательство по налогу на доходы физических лиц в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок, а также сумма штрафа, рассчитываемая плательщиком налога самостоятельно в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок согласно п. 50.1 ст. 50 Налогового кодекса.

Следовательно, поскольку уточнение сумм авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц при самостоятельном выявлении ошибок разделом VІ налоговой декларации об имущественном положении и доходах не предусмотрено, то предпринимателю, применяющему общую систему налогообложения, не нужно представлять в территориальные органы Миндоходов Украины уточняющую квартальную налоговую декларацию в случае выявления ошибки при расчете авансовых платежей (в том числе если такая ошибка повлияла на показатели годовой декларации).

Для уменьшения суммы авансовых платежей по налогу плательщику целесообразно до наступления срока уплаты авансового платежа подать в территориальный орган Миндоходов Украины заявление в произвольной форме, в котором указать основание для уменьшения суммы авансовых платежей.