Статьи

«Баранки» подорожают?

Межведомственная комиссия по международной торговле 14 марта 2013 г. приняла решение ввести специальные пошлины на импорт легковых автомобилей в Украину, вступившее в силу 13 апреля 2013 г.


Компромиссные проценты

В принятом Межведомственной комиссией по международной торговле документе предусмотрены пошлины на импорт легковых автомобилей — в дополнение к существующим 10%. Касаются такие спецпошлины только автомобилей с бензиновыми двигателями объемом 1000 — 2200 см3. Решение появилось не вдруг, оно готовилось с 30 июня 2011 г., когда Межведомственная комиссия начала специальное расследование по импорту легковых автомобилей в Украину независимо от страны происхождения. Произошло это с подачи Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», которая просила комиссию ввести спецпошлину в размере 33,4% на автомобили с объемом двигателя от 1000 до 1500 см3 и 47% — на автомобили с объемом двигателя от 1500 до 2200 см3.

Минэкономразвития Украины рекомендовало более гуманные ставки спецпошлины, которые и были приняты после небольшой корректировки. Таким образом, при импорте в Украину легкового автомобиля с объемом двигателя от 1000 до 1500 см3 придется дополнительно уплатить 6,46% стоимости автомобиля, а импортируя автомобиль с объемом двигателя от 1500 до 2200 см3, — 12,95%. Согласно решению Межведомственной комиссии спецпошлины вводятся сроком на три года.

Разряд, еще разряд, мы его теряем...

Главная цель введения новых спецпошлин — оживление украинской автомобильной промышленности, предприятия которой испытывают сейчас значительные трудности со сбытом продукции. А если нет сбыта — нет и производства, предприятия останавливаются. Созданные в Украине предприятия по выпуску автомобилей ныне используются менее чем на 20%. Так, в 2012 г. украинский автопром по сравнению с предыдущим годом выпустил на 28,6% автомобилей меньше. А за первые два месяца 2013 г. производство автомобилей резко упало — количество произведенных автомобилей сократилось почти на 60%. Предприятия несут убытки и поэтому вынуждены увольнять людей. С 2008 г. количество работников автосборочных предприятий сокращено более чем на половину.

Каким образом введение спецпошлины поможет украинскому автопрому? Некоторые эксперты и чиновники заявляют, что с введением  такой пошлины цены на импортные автомобили не возрастут, просто импортерам придется «подвинуться» в размере прибыли. Но сами импортеры категоричны — повышение цен на импортные автомобили состоится: с учетом НДС прогнозируется на уровне 10 — 15%. Вероятно, многие потенциальные покупатели, присматривавшиеся к импортному автомобилю, теперь (после повышения цен) обратят внимание на автомобиль украинской сборки. Скорее всего, это будут автолюбители, «пересаживающиеся» со старых советских машин, для которых ЗАЗ Vida или Lanos — это и шаг вперед, и неплохое решение. Ведь такие машины — без «детских болезней», и запчасти на каждом шагу продаются. Насколько реально возрастет количество покупателей украинских автомобилей, покажет время.

Положительные моменты

Конечно же, введение спецпошлин на импорт легковых автомобилей одобрили представители отечественной автосборочной отрасли. «Это позволит загрузить заводы, что положительно скажется на экономике регионов и государства в целом. И станет стимулом для создания новых рабочих мест, увеличения отчислений в социальные фонды и бюджеты всех уровней», — говорится в пресс-релизе корпорации «Богдан».

Также введение спецпошлины оживит вторичный рынок автомобилей. Повышение цен на новые авто увеличит спрос на автомобили, бывшие в употреблении. Но покупателям на вторичном рынке нужно быть повнимательней: повышенный спрос сделает рентабельным восстановление и последующую продажу автомобилей, которые побывали в серьезных дорожно-транспортных происшествиях. Отечественные «слесари-реаниматологи» без проблем сваривают в одно целое два-три куска от аварийных автомобилей и «толкают» такую машину невнимательному покупателю.

Введение спецпошлины может также оказаться на руку бизнес-структурам, которые хотели бы занять место на авторынке вместо тех импортеров, которые не выдержат конкуренции в ужесточившихся условиях и откажутся от такой деятельности.

Кто против спецпошлин?

Против, разумеется, выступили импортеры автомобилей. Они первые, кому предложено поделиться деньгами, а потом изыскать внутренние резервы, чтобы не повышать цены на автомобили. Поэтому они не просто против введения спецпошлин, а намерены действовать. Автоимпортеры обратились в Окружной административный суд г. Киева, оспаривая правомерность введения спецпошлины на импорт автомобилей.

Кроме того, они прогнозируют повторение ситуации, которую мы уже проходили в 2009 г. Тогда Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом» была введена 13-процентная надбавка к таможенным пошлинам сроком на шесть месяцев. Импортеры автомобилей прекратили ввоз транспорта, и госбюджет недосчитался приблизительно 1 млрд. долларов.

Генеральный директор ВААИД (Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров) Олег Назаренко заявляет, что до вступления в силу новых спецпошлин импортеры постарались закупить как можно больше автомобилей, чтобы продавать их по старым ценам. А после 13 апреля не будут делать новых закупок — запасов автомобилей должно хватить на полгода. За это время ситуация со спецпошлинами может измениться.

Против введения спецпошлин на импорт автомобилей выступает Европейский союз. В сообщении пресс-службы посольства Евросоюза в Украине отмечается: «Мы призываем Украину пересмотреть и отозвать свое решение, поскольку ему не хватает надлежащего юридического обоснования, и оно оказывает негативное влияние на экономические интересы ЕС».

Не рады введению спецпошлин на импорт автомобилей и во Всемирной торговой организации — если через 30 дней после введения спецпошлин Украина не достигнет договоренности с Евросоюзом, США, Японией, Кореей, Китаем, Турцией, то эти страны имеют право прекратить применение уступок относительно украинского импорта.

«Таможенный союз обеспокоен введением Украиной спецпошлин на импорт автомобилей», — заявил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев, выступая на Форуме лидеров бизнеса стран СНГ.

Особый случай

Народный депутат Виктор Янукович обратился к Премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой отменить спецпошлины на импорт автомобилей.

«Сегодня направил официальное обращение Премьер-министру Украины с предложением отменить решение о повышении импортных пошлин на автомобили», — написал Виктор Янукович на своей странице в Facebook. Там же — скан письма, в котором народный депутат поясняет, что повышение таможенных пошлин приведет к росту цен на автомобили, и в результате пострадают сотни тысяч рядовых украинских автомобилистов, которые будут вынуждены платить больше или вообще отказаться от автомобилей.

«Уверен, сейчас как никогда важно, чтобы свою четкую позицию публично выразили все участники рынка и автомобилисты, которых это непосредственно коснется. Автомобиль не должен быть роскошью», — отмечает Виктор Янукович.

«Введение спецпошлин не стимулирует расширения производства иномарок в Украине. Это задача, требующая комплексного подхода. Прежде всего я имею в виду развитие внутреннего рынка, создание благоприятного налогового климата и т. д.», — пояснил Виктор Янукович в интервью журналу «Корреспондент».

Кто и что собирает в Украине

Последний автомобиль, сконструированный и построенный по полному циклу в Украине — Таврия, выпускавшийся Запорожским автомобилестроительным заводом, снят с производства в 2011 г. В украинском автопроме не осталось ни одного конструкторского бюро. Теперь отечественная промышленность выпускает проверенные буквально десятилетиями модели автомобилей, доставшиеся от иностранных автопроизводителей.

Запорожский автомобилестроительный завод на двух предприятиях — в Ильичевске и Запорожье — производит по лицензии Chevrolet, модели Lanos, Chance, Sens и Vida, ранее известный как Aveo. Кроме того, ПАО «ЗАЗ» собирает модель Forza — «чистокровный» китайский Chery A13 с эмблемой ЗАЗ.

На ООО «Кременчуцький автоскладальний завод» собирают южнокорейский SsangYong, в с. Соломоновом Закарпатской области — автомобили Skoda: популярные Octavia, Fabia, Superb и Yeti. В г. Черкассах корпорация «Богдан» собирает KIA, Hyundai и автомобили Lada «десятки».

Кризис 2008 г. остановил многие проекты по сборке автомобилей. Был прекращен выпуск в Украине автомобилей Volkswagen, в 2009 г. на ПАО «ЗАЗ» остановлен проект Opel. В том же году закрыт проект крупноузловой сборки Audi в г. Херсоне, которым занимался автодилер Vipos.

Комплексный процесс

Возможно, введение спецпошлин окажет благотворное влияние на отечественный автопром, если применить их в комплексе с другими мероприятиями, например, со льготным кредитованием покупки отечественного автомобиля. Возможно, свою лепту внесет программа утилизации старых автомобилей, подобная российской: сдавший на слом старую машину, покупает новую со скидкой. Поживем — увидим.


Дмитрий ЗАБАШТАНСКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42