Другие налоги

Уплата экологического налога за І квартал 2013 года за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения

На страницах «Вестника» неоднократно освещалась тема уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения. В этой статье рассмотрим вопрос, является ли плательщиком экологического налога субъект хозяйствования, использующий автономную систему отоплениягазовый котел, и объясним на примере, как исчисляется экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за I квартал 2013 г.


Плательщики налога и объекты налогообложения

В соответствии с п. 240.1 ст. 240 Налогового кодекса плательщиками налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются, в частности, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

Как определено пп. 242.1.1 п. 242.1 ст. 242 этого Кодекса, объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками, являются объектом и базой обложения экологическим налогом.

При этом стационарным источником загрязнения согласно определению, приведенному в пп. 14.1.230 п. 14.1 ст. 14 указанного Кодекса, является предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

К стационарным источникам загрязнения можно отнести и автономные системы отопления, работающие на горючем, при сгорании которого образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества или смесь таких веществ, являющиеся объектом и базой обложения налогом за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками.

Получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Следует отметить, что ст. 11 Закона № 2707 предусмотрено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения, выданного субъекту хозяйствования областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — разрешение) — это официальный документ, дающий право предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам-предпринимателям (далее — субъект хозяйствования) эксплуатировать объекты, из которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси, при условии соблюдения установленных соответствующих нормативов предельно допустимых выбросов и требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ в течение определенного в разрешении срока.

Разрешение выдается субъекту хозяйствованиясобственнику стационарного источника выброса, из которого поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси.

Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности, получивших такие разрешения, утвержден постановлением № 302.

Таким образом, субъект хозяйствования при использовании автономной системы отопления (в данном случае — газового котла) имеет объект обложения экологическим налогом — объем загрязняющих веществ, образуемых и выбрасываемых в атмосферный воздух при сгорании топлива (газа), и является плательщиком экологического налога (независимо от получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником загрязнения), а потому должен исчислять, начислять и уплачивать в бюджет экологический налог, а также составлять налоговую отчетность по этому платежу.

Объемы выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения плательщики экологического налога определяют самостоятельно, а для проверки правильности их определения территориальные органы Миндоходов Украины привлекают по предварительному согласованию работников органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды АР Крым и специальных подразделений центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды.

В случае если плательщик экологического налога не имеет разрешения на выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, он самостоятельно определяет объемы выбросов.

Исчисление и уплата налога

Суммы налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (Пвс), плательщики налога самостоятельно исчисляют ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов, ставок налога по формуле (п. 249.3 ст. 249 Налогового кодекса):

где Мi — фактический объем выброса i-того загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпi — ставки налога в текущем году за тонну i-того загрязняющего вещества в гривнях с копейками.

Установленные ст. 243 Налогового кодекса ставки налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения были изменены Законом № 5503.

Нормы этого Закона в части изменения ставок экологического налога применяются с момента вступления в силу, то есть со дня его официального опубликования (04.01.2013 г.).

Учитывая указанное, плательщики экологического налога за І квартал 2013 г. представляют два приложения, то есть начиная с 01.01.2013 г. по 03.01.2013ф г. включительно по ставкам экологического налога, действовавшим с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г., а с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительносогласно Закону № 5503.

При этом в соответствии с п. 2 подраздела 5 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. включительно, ставки налога составляют 75% ставок, предусмотренных, в частности, ст. 243 этого Кодекса (в 2012 г. составляли 50%).

Плательщики налога составляют налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом № 1010, и представляют ее в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в территориальные органы Миндоходов Украины и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, наступающих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, — по месту размещения стационарных источников загрязнения.

Следовательно, предельным сроком представления Налоговой декларации экологического налога за І квартал 2013 г. является 13.05.2013 г., а последним днем уплаты сбора — 20.05.2013 г.

К Налоговой декларации экологического налога прилагаются приложения 1 — 7, являющиеся ее неотъемлемой частью, в частности, расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (приложение 1).

Если место представления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете предприятия, учреждения, организации, гражданина — субъекта предпринимательской деятельности, которым в установленном порядке выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование и размещение отходов, в территориальный орган Миндоходов Украины, в котором такое предприятие, учреждение, организация или гражданин — субъект предпринимательской деятельности состоит на учете, представляются в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций.

Суммы налога, взимаемого за выбросы загрязняющих веществ, плательщики налога перечисляют одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Госказначейства Украины, осуществляющих распределение этих денежных средств в соотношении, определенном законом.

Рассмотрим на примере, как правильно осуществить расчет экологического налога за I квартал 2013 г.

Пример

Для отопления помещения учреждение использует газовый котел. Фактические объемы выбросов загрязняющих веществ, образовавшихся при сжигании природного газа в котле согласно разрешению, ставки налога и расчет суммы эконалога за І квартал 2013 г. приведены в табл.

Расчет экологического налога за выбросы в атмосферный воздух

Название загрязняющего вещества

Количество загрязняющего сырья, т

Основание

Ставка эконалога согласно ст. 243 НК* грн./т

Ставка налога, применяемая в 2013 г. (раздел ХХ «Переходные положения» НК)
75%, грн./т (гр. 4 х 75%)

Сумма эконалога
(гр. 2 х х гр. 5)

Расчет эконалога за выбросы в атмосферный воздух за период с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г.

Азота оксиды

0,009

п. 243.1 ст. 243 НК

1329,67

997,25

8,98

Углерода оксид

0,0008

п. 243.1 ст. 243 НК

50,09

37,57

0,03

Углерода диоксид

5,540

п. 243.4 ст. 243 НК

0,22

0,17

0,94

Расчет эконалога за выбросы в атмосферный воздух за период с 04.01.2013 г. по 31.03.1203 г.

Азота оксиды

0,071

п. 243.1 ст. 243 НК

1434,71

1076,03

76,40

Углерода оксид

0,007

п. 243.1 ст. 243 НК

54,05

40,54

0,28

Углерода диоксид

46,163

п. 243.4 ст. 243 НК

0,24

0,18

8,31

*В этой таблице НК — Налоговый кодекс Украины.

На основании определенных данных заполняем декларацию экологического налога и приложение к ней (фрагменты 1, 2, 3).

Фрагмент 1

Додаток 1 до Податкової декларації екологічного податку

Розрахунок № 1

Податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за викиди в атмосферне повітря забруднюючих речовин стаціонарними джерелами забруднення

з/п

Назви забруднюючих речовин

Фактичні обсяги викидів, т

Ставки податку
в поточному році,
грн. коп./т

Сума нарахованого податкового зобов'язання, грн. коп. (к. 3 х к. 4)

1

Нараховано податку за звітний квартал, усього (р. 1.1 + р. 1.2 + 1.3)

9,95

1.1

Азоту оксиди

0,009

997,25

8,98

1.2

Вуглецю оксид

0,0008

37,57

0,03

1.3

Двоокис вуглецю

5,540

0,17

0,94

Фрагмент 2

Додаток 1 до Податкової декларації екологічного податку

Розрахунок № 2

Податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за викиди в атмосферне повітря забруднюючих речовин стаціонарними джерелами забруднення


з/п

Назви забруднюючих речовин

Фактичні обсяги викидів, т

Ставки податку в поточному році,
грн. коп./т

Сума нарахованого податкового зобов'язання, грн. коп. (к. 3 х к. 4)

1

Нараховано податку за звітний квартал, усього (р. 1.1 + р. 1.2 + 1.3)

84,99

1.1

Азоту оксиди

0,071

1076,03

76,40

1.2

Вуглецю окис

0,007

40,54

0,28

1.3

Двоокис вуглецю

46,163

0,18

8,31

Фрагмент 3

Податкова декларація екологічного податку

1

Податкова декларація

екологічного податку

х

Звітна

Порядковий № за рік 1

копія

 

Звітна нова

 

 

уточнююча

 


з/п

Показник

Значення

1

Сума нарахованого податкового зобов'язання з екологічного податку за звітний квартал, грн. з копійками, у тому числі:

1.1

 

За викиди в атмосферне повітря забруднюючих речовин стаціонарними та пересувними джерелами забруднення, скиди забруднюючих речовин безпосередньо у водні об'єкти та розміщення відходів у спеціально відведених для цього місцях чи на об'єктах (далі — податок) (р. 1.1.1 + р. 1.1.2 + р. 1.1.3 + р. 1.1.4):

94,94

 

1.1.1

За викиди в атмосферне повітря забруднюючих речовин стаціонарними джерелами забруднення (р. 1 додатка 1)

94,94

 

Следовательно, экологический налог за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ за I квартал 2013 г. субъектами хозяйствования рассчитывается с применением ставок, действовавших в 2012 г. (с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г.), и новых ставок, утвержденных Законом № 5503 (с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г.).

Рассмотрим ответы на вопросы, касающиеся уплаты экологического налога, поступившие в редакцию «Вестника».

 

Продажа или использование в собственном производстве отходов, образовавшихся в процессе деятельности предприятия

Являются ли плательщиками экологического налога субъекты хозяйствования за размещение отходов, которые образовались в процессе их деятельности и продаются в качестве товара или используются в собственном производстве, в том числе металлолом?


Размещение отходов — постоянное (окончательное) нахождение или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение уполномоченных органов (пп. 14.1.223 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Не являются плательщиками налога за размещение отходов субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) исключительно отходы в качестве вторичного сырья (п. 240.5 ст. 240 Налогового кодекса).

Согласно пп. 242.1.3 п. 242.1 ст. 242 Налогового кодекса объектом и базой налогообложения являются, в частности, объемы и виды (классы) размещаемых отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования.

При этом в соответствии с определением, приведенным в ст. 1 Закона № 187, отходы в качестве вторичного сырья — это отходы, для утилизации и переработки которых в Украине существуют соответствующие технологии и производственно-технологические и/или экономические предпосылки.

Учитывая указанное, субъекты хозяйствования не являются плательщиками экологического налога за отходы, которые образовались в процессе их деятельности и продаются в качестве товара или используются в собственном производстве, в том числе металлолом. Вместе с тем плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, которые на основании полученных в установленном порядке разрешений размещают отходы на собственных территориях (объектах) или в специально отведенных для этого местах либо объектах и не имеют договоров с коммунальными или специализированными предприятиями на утилизацию и захоронение отходов.

 

Сроки подачи заявления об отсутствии в отчетном году объекта исчисления экологического налога

В какой срок субъект хозяйствования, который был плательщиком экологического налога в прошлом году, должен подать в территориальный орган Миндоходов Украины заявление об отсутствии в следующем отчетном году объекта исчисления экологического налога?


В соответствии с п. 250.1 ст. 250 Налогового кодекса базовый налоговый (отчетный) период для экологического налога равен календарному кварталу.

Пунктом 250.9 этой статьи установлено, что в случае если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик налога должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган Миндоходов Украины по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В другом случае плательщик налога обязан представлять налоговые декларации согласно ст. 250 Налогового кодекса.

Следовательно, субъекты хозяйствования, являющиеся плательщиками экологического налога, но с начала отчетного года не планирующие осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, должны уведомить об этом территориальный орган Миндоходов Украины и составить заявление в произвольной форме об отсутствии у них в отчетном году объекта исчисления экологического налога не позднее предельного срока представления налоговой декларации за І квартал отчетного года.

При неподаче заявления об отсутствии в отчетном году объекта исчисления экологического налога и при условии непредставления налоговой декларации экологического налога п. 120.1 ст. 120 Налогового кодекса предусмотрено применение штрафной (финансовой) санкции за непредставление налоговой декларации экологического налога.

 

Отнесение производственного оборудования предприятия к стационарным источникам загрязнения

Какое производственное оборудование относится к стационарным источникам загрязнения атмосферы?


В соответствии с пп. 14.1.230 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса стационарный источник загрязнения — предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

С целью учета стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также видов и объемов загрязняющих веществ в атмосферный воздух такими источниками субъекты хозяйствования проводят инвентаризацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно п. 1.9 Инструкции № 7 предприятие несет ответственность за выполнение в установленные сроки инвентаризации выбросов, а также за своевременное предоставление необходимой информации о ведении техпроцессов (техрегламенты, режимные карты сырье и т. п.) и создание необходимых условий для проведения измерений.

Инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии выполняют специализированные организации, соответствующие подразделения предприятий, имеющих определенный опыт работы, техническое оборудование и состоящих на учете в Минэкобезопасности Украины (п. 1.10 Инструкции № 7).

Объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками согласно пп. 242.1.1 п. 242.1 ст. 242 Налогового кодекса, являются объектом и базой налогообложения.

Для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов территориальные органы Миндоходов Украины привлекают по предварительному согласованию работников органа исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды (п. 250.12 ст. 250 этого Кодекса).

Следовательно, к стационарным источникам загрязнения можно отнести генераторы, мини-электростанции, газосварочное оборудование (установки), работающие на горючем, при сгорании которого образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества или смесь таких веществ, являющиеся объектом и базой обложения налогом за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками.

Для выяснения вопроса отнесения другого производственного оборудования предприятия к стационарным источникам загрязнения субъекту хозяйствования следует обращаться в соответствующий орган исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды, областных, Киевской, Севастопольской городской госадминистрации и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42