Юридическая практика

Прозрачность делает уплату налогов престижной

Людмила Воронцова — заместитель директора Департамента налогообложения юридических лиц ГНС УкраиныВ то время, как в ряде европейских государств, преодолевая последствия кризиса, власть принимает решение о повышении ставок бюджетоформирующих платежей, в Украине сделали с точностью до наоборот.

Среди главных законодательных новаций, направленных на то, чтобы выполнение налоговых обязательств было менее обременительным для бизнеса,  — снижение ставок налога на прибыль предприятий и НДС с 25 до 16% и с 20 до 17% соответственно. Не говоря уже о введении автоматического возмещения НДС и возможности субъектов хозяйствования нескольких отраслей реального сектора экономики направлять денежные средства в виде налога на прибыль не в доход государства, а на собственную модернизацию.

О том, как работается администраторам в условиях действия Налогового кодекса, рассказывает заместитель директора Департамента налогообложения юридических лиц ГНС Украины Людмила ВОРОНЦОВА.


—  Людмила Александровна, какие функции возложены на ваш Департамент, созданный в период реформирования центрального аппарата ведомства?

—  Процесс модернизации налоговой службы Украины активизировался со вступлением в силу Налогового кодекса. И это не только изменение названия государственного учреждения. Цели модернизации  — изменение философии уплаты налогов, преобразование фискальной службы в сервисную, создание условий для добровольной уплаты налогов, в том числе путем совершенствования их администрирования.

Сегодняшний день требует четкого, лаконичного формулирования и системного подхода ко всем процедурам по исчислению и уплате налогов. Именно поэтому создан принципиально новый Департамент налогообложения юридических лиц, на который возложена обязанность осуществлять контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой выполнения субъектами хозяйствования налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий, НДС, акцизному налогу, местным налогам и сборам. Также к компетенции Департамента отнесена организация контроля за правомерностью бюджетного возмещения НДС.

—  Недавно Президент Украины Виктор Янукович поручил Председателю ГНС Украины Александру Клименко активизировать работу по автоматическому возмещению НДС. Какие участки на пути прохождения сумм налога из бюджета к кредиторам следует откорректировать?

—  Да, действительно, обеспечение своевременного бюджетного возмещения сумм НДС является приоритетной и первоочередной задачей государственной налоговой службы.

 Председатель ГНС Украины Александр Клименко отметил, что оперативный возврат денежных средств предприятиям реального сектора экономики согласно поручению Президента Украины Виктора Януковича является залогом экономического развития всей бизнес-среды. Это сверхважный вопрос.

Мы постоянно работаем в этом направлении, и уже сейчас прослеживается положительная динамика. Если по декларациям за январь текущего года право на автоматическое бюджетное возмещение получили 24 плательщика на общую сумму свыше 0,5 млрд. грн., то по декларациям за сентябрь  — уже 297 плательщиков на общую сумму 13,3 млрд. грн. То есть количество плательщиков, которые соответствуют критериям, дающим право на автоматическое возмещение НДС, по сравнению с январем 2011 года увеличилось в 9,8 раза. При этом среди них есть представители всех регионов Украины и разных отраслей экономики  — строительной, горно-металлургической, машиностроения, судостроения, легкой и химической промышленности, сельского хозяйства и т. п. Объем сумм НДС, который может быть возвращен на счета плательщиков в автоматическом режиме, напрямую зависит от уровня достижения налогоплательщиками соответствия критериям, задекларированных к возмещению сумм и результатов проведенных камеральных проверок. Поэтому при условии большей добросовестности плательщиков намерения власти относительно возмещения всего объема налога «автоматом» могут иметь реальную основу.

Замечу также, что автоматическое бюджетное возмещение плательщики получили своевременно, без нарушения установленной процедуры и сроков. Это позволяет предприятиям не отвлекать оборотные денежные средства, а использовать их для развития реального сектора экономики.

—  Вообще на практике система автоматического отбора предприятий для возврата налога оказалась вполне эффективной или требует определенного совершенствования? Аргументируйте.

—  Прежде всего необходимо вспомнить, что получение плательщиками налога автоматического возмещения стало возможным только благодаря Налоговому кодексу. Именно этим документом на законодательном уровне установлены критерии, соответствие которым и дает на это право. Поскольку указанные критерии четко выписаны и меняются только путем внесения изменений в Налоговый кодекс, то при условии их соблюдения плательщики могут быть уверены в своевременности бюджетного возмещения. Кроме того, действующим сегодня порядком осуществления такого возмещения установлены и гарантированы равные права для всех плательщиков НДС.

Наличие субъектов предпринимательской деятельности в системе автоматического возмещения  — один из показателей цивилизованного ведения бизнеса, в том числе иностранными инвесторами. Как свидетельствует опыт, налогоплательщики приняли условия Кодекса, так как сами стараются соответствовать установленным в нем требованиям.

Для государства главной задачей является своевременное возмещение сумм НДС, достоверность декларирования которых подтверждена, и недопущение создания бюджетной задолженности, результатом которой будет начисление пени и, как следствие, увеличение бюджетных расходов.

—  Насколько реальными считаете намерения власти уже в недалеком будущем весь объем НДС возмещать в автоматическом режиме?

—  Почти каждый регион имеет плательщиков, которые не получили право на автоматический возврат налога из-за несоответствия всего одному или двум критериям, определенным ст. 200 Кодекса. В большинстве случаев это  — наличие расхождений с контрагентами и слишком низкий уровень заработной платы.

Для расширения круга плательщиков, имеющих право на автоматическое возмещение НДС, мы постоянно проводим с ними работу по устранению имеющихся расхождений с контрагентами. Что касается критерия превышения средней заработной платы на предприятии более чем в 2,5 раза ее минимального уровня, то его достижение зависит исключительно от налогоплательщика. А поскольку этот критерий является социальным, его соблюдение будет способствовать еще и повышению благосостояния работников таких предприятий.

Кстати, возможность получения автоматического бюджетного возмещения НДС стимулирует повышение зарплаты, увеличение объемов экспортных операций, недопущение создания задолженности по налогам и сборам перед бюджетом, а также способствует росту поступлений в бюджет.

—  Бизнесмены предлагают налоговой снова, как это было в 2010 году, инициировать выпуск облигаций внутреннего государственного займа в обмен на бюджетную задолженность по НДС. Как Вы оцениваете такую перспективу?

—  В настоящее время Налоговым кодексом и Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» возмещение НДС облигациями внутреннего государственного займа не предусмотрено. Вместе с тем полная автоматизация процесса бюджетного возмещения налога требует как целевого направления финансовых ресурсов, так и в ликвидации накопленной задолженности.

Вопрос целесообразности выпуска ОВГЗ в обмен на бюджетную задолженность по НДС  — один из возможных путей реализации стратегии возмещения, снижения общественного напряжения и приближения процесса к полностью автоматическому. Но этот вопрос требует изменений в Налоговом кодексе.

—  Еще весной 2011 года налоговая служба должна была рассмотреть вопрос возможности представления субъектами хозяйствования деклараций по налогу на прибыль предприятий не ежеквартально, а раз в год. Как Вы прокомментируете это?

—  Рассмотрение этого вопроса нуждается в комплексном подходе, поскольку возможность представления субъектами хозяйствования деклараций по налогу на прибыль один раз в год связана с изменениями налоговых периодов и сроков уплаты налога, установленных Налоговым кодексом. Также необходимо помнить, что бюджетные расходы в Украине осуществляются ежедневно и должны обеспечиваться регулярными поступлениями в государственную казну.

Кроме того, существуют определенные процедуры принятия регуляторных актов, нужно тщательно изучить этот вопрос, обсудить его, в том числе с самими плательщиками налога на прибыль, общественными организациями и научными работниками. Налоговым кодексом по сравнению с нормами Закона Украины «О налоге на прибыль предприятий» уже изменены механизм исчисления доходов, расходов, амортизации и порядок начисления налога, введена нулевая ставка налога на прибыль. Поэтому решение о возможности и целесообразности изменения налогового (отчетного) периода должно быть очень взвешенным.

28 сентября 2011 года приказом Минфина Украины утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль. В ней учтены изменения, внесенные в Налоговый кодекс летом. Сейчас разрабатываются алгоритмы контроля за приемом и автоматизированной обработкой декларации, дорабатывается соответствующее программное обеспечение. В то же время разрабатывается проект по введению единой декларации и ключевых взаимосвязанных показателей для удобства плательщика.

—  По Вашим прогнозам, каким образом повлияет на доходную часть госбюджета поэтапное снижение ставки налога на прибыль?

—  Сейчас удельный вес налога на прибыль в поступлениях в Сводный бюджет Украины составляет почти 23%. Как известно, с 1 апреля 2011 года уже произошло снижение ставки налога с 25 до 23%, но уменьшения поступлений при этом мы не наблюдаем. Вместе с тем субъекты хозяйствования могут направлять эти 2% на развитие собственного бизнеса. В период мирового финансового кризиса это очень важно, ведь бизнес должен не только продолжать работать, но и развиваться.

В течение следующих двух лет ставка налога на прибыль предприятий должна уменьшиться еще на 7% и с 1 января 2014 года составит 16%. Надеемся, что такое уменьшение налоговой нагрузки на плательщиков будет способствовать развитию производственных мощностей, улучшению экономического положения страны, созданию дополнительных рабочих мест, а все это вместе будет означать увеличение доходов бюджета.

—  После критики норм Налогового кодекса со стороны субъектов хозяйствования в него были внесены изменения, которыми предусмотрена, в частности, отмена запрета относить на валовые расходы расходы по операциям с предпринимателями  физическими лицами. Каким образом отсутствие этой нормы отразилось на динамике поступлений, ведь, как известно, она была введена с целью сделать невозможными лазейки уклонения от уплаты налогов?

—  Да, была такая норма в Налоговом кодексе, и благодаря ей разрушены многие схемы уклонения от уплаты налогов, что, безусловно, привело к увеличению поступлений в бюджет по налогу на прибыль. Однако эта норма создавала определенные трудности для предпринимателей, которые не принимали участие в схемах, но имели деловые отношения с плательщиками налога на прибыль.

Изъятие пп. 139.1.12 п. 139.1 ст. 139 из Налогового кодекса исправляет такую ситуацию. А с целью предотвращения появления новых схем уклонения от налогообложения и недопущения потерь бюджета в п. 152.3 ст. 152 добавлена норма, предусматривающая представление плательщиками в орган государственной налоговой службы вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль перечня доходов и расходов в разрезе контрагентов  — плательщиков единого налога, в который включаются операции, осуществленные такими контрагентами.

—  Считаете ли Вы достигнутым предел совершенства с точки зрения администрирования платежей? Если нет, какие меры нужно принять, чтобы уплачивать налоги в нашем государстве было приятно и престижно?

—  Пределов совершенства нет, однако органами ГНС Украины продолжена работа по созданию благоприятных условий для деятельности налогоплательщиков. Ведь улучшение налогового сервиса, оптимизация законодательства в сфере взимания налогов  — это увеличение поступлений в бюджет, обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами социального и экономического развития страны.

 Одно из самых важных событий в последнее время в экономической и политической жизни Украины  — реформирование налоговой системы и принятие Налогового кодекса. Могу с уверенностью утверждать, что экономические отношения в государстве выходят на новый этап развития, направленный на стимулирование хозяйственной деятельности предприятий. Результаты уже ощущаем: в январе  — октябре 2011 года поступления по НДС возросли на 22,5 млрд. грн., или на 55,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

К положительным аспектам в части взимания НДС и действенным инструментам детенизации экономики относятся автоматизация административных процедур и внедрение электронной отчетности. Это не только позволяет проверять данные налоговой отчетности дистанционно, но и уменьшает вмешательство работников органов ГНС в деятельность плательщиков, сокращает бумажный документооборот, накладные расходы и сроки передачи налоговых накладных и налоговой отчетности.

Благодаря появлению Налогового кодекса налоговики ввели много новаций, которые улучшают администрирование НДС и обеспечивают новый уровень партнерских отношений с налогоплательщиками. Среди них: обязательное представление электронных копий реестров полученных и выданных налоговых накладных, введение самого Единого реестра налоговых накладных, электронного сервиса для налогоплательщиков  — юридических лиц с целью информирования их средствами e-mail об ошибках в отчетности, выявленных при электронной сверке накладных, создание на официальном веб-сайте ГНС Украины банера «Узнай больше о своем бизнес-партнере» для информирования налогоплательщиков о предприятиях, находящихся в зоне усиленного контроля, и т. п.

Также с августа текущего года реализованы три этапа электронного сервиса для плательщиков НДС по информированию о расхождениях между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом контрагентов по данным расшифровок, о выявленных расхождениях по результатам сопоставления данных реестров выданных и полученных налоговых накладных контрагентов, а также о расхождениях при заполнении налоговой декларации по НДС и ее приложений. Сведения о таких расхождениях направляются ГНС Украины плательщику налога, который представляет отчетность в электронном виде и предоставил соответствующий запрос.

Благодаря этим и другим новациям процесс администрирования платежей становится прозрачным, и именно прозрачность делает уплату налогов приятной и престижной.

—  Что еще, по Вашему мнению, целесообразно сделать для того, чтобы НДС перестали считать самым коррумпированным налогом?

—  В ситуации с НДС есть много аспектов. Исторический, связанный с изменением экономической системы государства, экономический  — это привлекательность получения бюджетных средств, и многие другие. С достижением стопроцентного автоматического бюджетного возмещения исчезнут основные факторы, имеющие негативное влияние на взимание налога.

Развитие экономики страны, совершенствование обновленного механизма бюджетного возмещения, направленного на поддержку и развитие реального сектора экономики, повышение эффективности контрольно-проверочных мероприятий постепенно нивелируют негативный имидж налога и предоставят возможность направить полученные суммы НДС на реализацию государственных программ.


Беседовала Ольга ГЕРМАНОВА,
germanova@visnuk.com.ua

«Горячии линии»

Дата: 15 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00