Статьи

Одеться по-украински

Отечественный легпром не теряет надежды отвоевать украинского потребителя.

Чем привлечь украинцев и как заставить их изменить традиции пополнять гардероб китайским и турецким ширпотребом, — над этой задачей не один год бьются отечественные швейники, обувщики и все, кто причастен к формированию внешнего облика и стиля наших граждан. Ведь несмотря на то, что профессионализм наших кутюрье и производителей товаров легкой промышленности за пределами Украины ценится довольно высоко, отечественные изделия легкой промышленности так и не сумели завоевать расположения украинцев. Об этом свидетельствует прежде всего падение объемов легального производства отечественного легпрома, хотя и законодатели, и правительство еще в 2010 г. поддержали отрасль конкретными действиями, освободив предприятия легкой промышленности, кроме работающих по давальческим схемам, от налога на прибыль на 10 лет. К тому же в ноябре прошлого года Верховная Рада Украины приняла Закон
«О внесении изменений в Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» относительно приведения ставок ввозной пошлины в соответствие с критериями ВТО, предусматривающий повышение ставок ввозной пошлины почти на 500 товаров подкатегорий номенклатуры Таможенного тарифа Украины.

Но ни налоговые льготы, ни новации законодательства ожиданий не оправдали. Более того, по итогам 2012 г. в легкой промышленности прослеживается тенденция к снижению производства на 5,3%. По словам Премьер-министра Украины Николая Азарова, на потребительском рынке Украины изделия отечественного производства составляют всего 1%. Еще в начале текущего года глава правительства возмущенно констатировал, что рынок перенасыщен импортом, и призвал к радикальным действиям, заявив, что для решения этой проблемы необходим комплекс мер. И заключаться он должен не только в налоговых преференциях и кредитах для предприятий отрасли, но и в проверке качества того, что ввозят, и возведении серьезных барьеров на границе для некачественного ширпотреба.

Однако уже сегодня понятно, что без государственной поддержки и нестандартных бизнес-идей украинские производители товаров легкой промышленности и потребители еще долго будут бродить по извилистым лабиринтам товарного рынка, рискуя так никогда и не встретиться.

Есть ли жизнь без прибыли?

По словам исполнительного директора Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности Татьяны Изовит, до 60% украинских швейных фабрик работают на давальческом сырье, тогда как в 2011 г. подобную схему применяли 90% отечественных производителей. Но в настоящее время треть из них потеряла заказчиков, которые нашли более стабильные и надежные рынки. Поскольку работать украинским предприятиям легпрома приходится преимущественно с импортируемым сырьем (у нас фактически не производится ткань, не изготавливается фурнитура), то и себестоимость отечественных изделий выше импортных.

Таким образом, проблемы, возникающие с прибылью, влекут за собой нехватку оборотных средств и отсутствие финансов на модернизацию. К тому же украинское машиностроение не производит нового оборудования для легкой промышленности. А импортное, которое стоит миллионы евро, — не по карману большинству производителей.

Поэтому законодатели осознают, что без фундаментального закона о промышленности шансы национального производителя на выживание — невелики. Такой закон должен стать основой для внесения изменений в законодательство, что регулирует государственную поддержку реального сектора экономики, — заявляют представители межфракционного объединения народных депутатов «За отечественных промышленников и предпринимателей — работодателей Украины», созданного в Верховной Раде Украины для защиты интересов украинской промышленности и бизнеса. Речь идет прежде всего о стимулировании экспорта, импортозамещении, о законодательной поддержке инновационного развития предприятия, о соответствии импортной продукции отечественным стандартам и техническим требованиям.

«Импортные» преграды

Многообещающие инициативы законодателей производители отрасли с удовольствием поддерживают. Ведь во многих своих неудачах легпром годами винит засилие секонд-хенда и китайский ширпотреб, заполонивший Украину. Именно наплыв дешевого секонда, по мнению исполнительного директора Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности Татьяны Изовит, свидетельствует о слабой защищенности отечественного производителя. По подсчетам специалистов, за один бывший в употреблении мужской костюм, привезенный из-за границы, уплачивается в 24 раза меньше налогов, чем за изготовленный на украинской фабрике.

Законодатели услышали упреки, и 8 февраля нынешнего года в Верховной Раде Украины были зарегистрированы два законопроекта — № 2320 «О запрете оптовой торговли, кроме комиссионной, бывшими в употреблении текстильными изделиями, одеждой и обувью» и № 2321 «О внесении изменений в Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» (относительно одежды и других бывших в употреблении изделий)».

Первый документ предусматривает, по сути, полное изменение правил бизнеса по продаже импортных товаров, бывших в употреблении, реализовывая секонд-хенд только через комиссионные магазины.

Таким образом деятельность секонд-бизнеса будет поставлена под более жесткий контроль и осуществляться будет иначе — с другими документами, более высоким уровнем ответственности перед покупателем, когда потребитель сможет, к примеру, удостовериться, насколько безопасна та или иная вещь для его здоровья, не проходил ли товар обработку токсичными веществами.

Кроме того, повышение ввозной пошлины для товаров секонд-хенда в несколько раз (до 10 евро за килограмм) предусматривает законопроект № 2321. Борцы с секонд-хендом приводят убийственную статистику: за последние пять лет в Украину ввезли 480 тыс. т товара, бывшего в употреблении. К сожалению, уже никто не может проконтролировать, сколько среди них было единиц одежды и почему ее продавали по цене намного выше первоначальной стоимости. Рентабельность торговцев секондом достигает 2000% — именно на такие цифры ссылаются автор законопроектов и его единомышленники. Поэтому сетования бизнесменов, продвигающих на украинском рынке секонд-хенд, что бедные потребители остаются без товара, выглядят, без преувеличения, кощунственно.

Вступят ли в силу оба документа — покажет время. Пока что некоторые экономисты склонны считать, что подобные инициативы требуют основательной юридической доработки. Ведь они могут использоваться не только как попытки защитить отечественного производителя, но и в качестве инструмента вытеснения одних импортеров другими. Поскольку самый коварный конкурент легпрома, по мнению экспертов, — товары китайского производства.

Таможня на чеку

По словам Татьяны Изовит, украинские товары, в частности одежда и обувь, могут достойно конкурировать с аналогичным китайским качественным товаром. Но при условии, что на импортные изделия будет увеличена ввозная пошлина и оплата всех налогов и сборов будет равноценной. А ведь существует и контрафакт, втягивающий отечественного производителя в настоящие бои без правил.

На таможенных постах Украины изо дня в день изымаются крупные объемы контрабандной продукции. По данным, обнародованным Миндоходов Украины, в течение января — марта текущего года работники Чопской таможни Миндоходов Украины составили 896 протоколов о нарушении таможенных правил на сумму 15,5 млн. грн. Больше всего нарушений было зафиксировано на украинско-венгерской границе на таможенном посту «Тиса»
(326 дел на сумму 6,6 млн. грн.). Большая часть админпротоколов (260 протоколов на сумму 2 млн. грн.) задокументированы по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 472 Таможенного кодекса Украины, — недекларирование.

Среди так называемой товарной контрабанды чопские таможенники выявили спрятанные среди почтовых бандеролей одежду, аксессуары, обувь, сумки, постельное белье ведущих зарубежных производителей, таких как Dior, Valentino, Calvin Klein, Moschino, Prada, Armani, Stefanel, Gino Rossi и других. Делки таким образом пытались уклониться от уплаты на более чем 1 млн. грн. налогов и сборов в бюджет. Поэтому решением суда товар стоимостью 6,1 млн. грн. был конфискован в пользу государства.

В поисках формулы обаяния

Но контрафактная одежда, обувь и прочие товары все же проникают в Украину, дестабилизируя внутренний рынок. И если всех перечисленных конкурентов отрасли «нейтрализовать» можно хотя бы теоретически, то настоящий «седьмой вал» прогресса — торговлю через Интернет, обрушившийся на отечественный легпром, одолеть проблематично. Открыв всего лишь один из самых известных сайтов, пользователь получает доступ к 5000 интернет-магазинов. Товар на любой вкус и финансовые возможности доставляется в любой украинский город в течение восьми дней.

Поэтому наряду с решением глобальных проблем отрасли, которые невозможно преодолеть без государственной поддержки, предприниматели ищут собственную формулу «обаяния» потребителя. На государство надеются, а сами выдвигают альтернативные инициативы, способные, как им кажется, создать более благоприятные условия для бизнеса.

В г. Киеве, например, сами предприниматели выступили с идеей создания кластеров — отраслевых территориальных и добровольных объединений предпринимательских структур, тесно сотрудничающих с научными, образовательными учреждениями, общественными организациями и органами местного самоуправления для продвижения своей продукции на рынке. Такая популярная форма работы давно зарекомендовала себя в европейских странах. Столичные бизнесмены решили объединиться вокруг Киевского национального университета технологий и дизайна, который планируют сделать «штабом» кластера. Подобная экспериментальная площадка может дать достаточно перспективной толчок для развития как малого бизнеса, так и отрасли в киевском регионе. Правда, планы столичных приверженцев кластера легкой промышленности — долгосрочные, результат они планируют получить в течение 5 — 10 лет. А если учесть, что в Украине пока что отсутствует закон о кластерах, то еще вопрос, появится ли у нынешних первоклассниц шанс отпраздновать выпускной школьный балл в нарядах «made in Ukraine».

Платье со шлейфом «накруток»

Однако попытка — не пытка. Ведь изобретательность и золотые руки наших мастеров сами по себе вселяют надежду на успех. Достаточно взглянуть на витрины магазинов, торгующих одеждой знаменитых марок, таких как Hugo Boss, Marks & Spencer, Monton, Plato и т. п. По результатам экспертного анализа производимых в Украине зарубежных марок, который в свое время провел Укрлегпром, оказалось, что отечественные швейные фабрики выпускают продукцию всех известных европейских брендов. За каждое изделие, изготовленное в нашем государстве, утверждают аналитики рынка, европейский заказчик уплачивает дополнительную ввозную пошлину в размере 7 — 13%. На обратном же пути в Украину к этой стоимости прибавляются размеры ввозной пошлины, транспортные расходы, наценка компании-продавца и отечественная торговая наценка, составляющая 150 — 200%. Такой вояж проделывает брендовое платье, прежде чем оказаться в гардеробе украинской модницы, но уже со шлейфом денежных «накруток».

Спрос — всему голова

Как оживить отрасль, минимизировать расходы потребителя и заинтересовать его? Например, российский легпром, который подобно украинскому перебывает в стагнации, поддерживает государство, в бюджете которого на 2013 г. предусмотрено 865 млн. руб. на субсидии предприятиям для погашения процентных ставок по кредитам на закупку нового оборудования. Но прогнозы экспертов отрасли неутешительны. Многие из них считают это лишь «успокоительными» мерами и не верят в их эффективность.

Более рациональную, ориентированную на развитие малого и среднего бизнеса, модель применяют в Польше, где создаются промышленные кластеры и вводится льготный налоговый режим. Но только там, где это может дать положительный результат. Хорошим подспорьем для бизнеса тут считают возможность привлекать кредиты под 2 — 4% годовых. А для привлечения стратегических инвесторов существуют государственные гранты: польское правительство совместно финансирует 7 — 8% стоимости инвестиций и обеспечивает поддержку новому бизнесу.

Учитывая невысокую платежеспособность украинского покупателя, предприниматели считают, что лучше избрать модель, когда качество оправдывает цену. Ведь убедить украинцев в необходимости покупать отечественный продукт, взывая лишь к патриотизму, невозможно, как и создать условия, при которых не будет конкурентов. Да и отечественных торговцев нельзя заставить формировать ассортимент за счет украинской продукции. Розничная торговля руководствуется только спросом. Поэтому заинтересовать потребителя — это совместная задача для изготовителя и продавца, который формирует портфель заказов и лучше других знает о том, что из произведенного лучше всего продается, а стало быть, что носят украинцы.


Инна ГОЛОВКО

«Горячие линии»

Дата: 2 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42