Бухучет

Cпецтехника на предприятии: налоговый учет использованного топлива, выполненной работы

Учет работы

В редакцию «Вестника» поступают вопросы, касающиеся учета работы тракторов, грузовых автомобилей, спецтехники (автокранов, автовышек и т.п.). В этой статье рассмотрим ответы на наиболее типичные из них:

1. Можно ли использовать при перевозке грузов грузовыми автомобилями путевой лист для грузовых автомобилей по форме № 2-ТН и товарно-транспортную накладную (далее — ТТН) по форме № 1-ТН, утвержденные приказом № 488/346?

2. Как отразить в путевом листе работу специальной техники (автокрана, автовышки, передвижной лаборатории и т.п.), ведь груз такой автомобиль не перевозит, следовательно, ТТН не нужно? Как рассчитать нормативные расходы топлива для спецтехники?

3. Как в данном случае заполнять путевой лист, чтобы списать горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ) и правильно отнести их к налоговым расходам предприятия, возможно, есть другие формы путевых листов?

4. Можно ли применить формы путевых листов, которые утверждены и используются в России?

5. По какой форме путевого листа определять количество израсходованного топлива на работу трактора, который может перевозить груз на прицепе или выполнять работу бульдозером (сгребание снега, разбрасывание щебня, песка, выравнивание площадки)?

1. Формы первичных документов для автомобильной спецтехники

Согласно разделу первому Правил № 363 путевой лист — это первичный документ об учете грузовых автомобильных перевозок, который всесторонне характеризует работу автомобиля и водителя с момента их выезда с автотранспортного предприятия и до возврата на предприятие. Вполне понятно, что имеют в виду путевой лист для грузовых автомобилей формы № 2-ТН, который предназначен прежде всего для учета работы грузовых автомобилей, а не специальной техники (автомобильной).

Для учета работы специальной техники (автомобильной) универсальной формы первичные документы не разработаны. Вместе с тем для строительных машин (в том числе специальной автомобильной техники) и механизмов такие формы есть, они утверждены приказом № 149.

Отметим, что нормативного определения строительных машин нет. Но, как правило, к таковым относят любые машины, работающие на строительном производстве, — подъемные краны (в том числе автомобильные), бульдозеры, автовышки и т. п.

Для учета работы строительных машин на автомобильном шасси (автокраны, автовышки и т. п.) применяют типовую форму № ЕБМ-2 «Подорожній лист будівельної машини», утвержденную приказом № 149, в которой объединены данные путевого листа автомобиля и сменного рапорта о работе машин.

Для других видов строительных машин и механизмов применяют типовые формы № ЕБМ-3 «Рапорт про роботу будівельної машини (механізму)» или № ЕБМ-4 «Рапорт-наряд про роботу будівельної машини (механізму)». Последняя — в случае, если объем выполненной машиной работы можно исчислить в натуральных показателях.

Работу каждой машины, механизма обобщают в Карточке учета работы строительной машины (механизма) (форма № ЕБМ-5), которая составляется на основании форм № ЕБМ-2 — № ЕБМ-4, а работу всех машин — в Журнале учета работы строительной машины (механизма) по типовой форме № ЕБМ-6. Правда, в формах № ЕБМ-5 и № ЕБМ-6 не приводятся данные по использованному топливу. Количество использованного топлива на выполненную работу — согласно нормам и фактически указывается только в формах № ЕБМ-2 — № ЕБМ-4.

Следует отметить, что формы № ЕБМ-2№ ЕБМ-6 составляют не бухгалтерская, а технико-эксплуатационные службы предприятия, то есть работники этих служб, отвечающие за осуществление соответствующих хозяйственных операций (работу машин). На основании таких документов бухгалтерская служба отражает работу машин в учете.

Что касается специальной автомобильной техники других отраслей (не строительства), то отдельных форм путевых листов или других первичных документов для нее нет. Поэтому каждое предприятие может самостоятельно разработать форму путевого листа для такой техники или применять типовую форму № 2-ТН или № ЕБМ-2, заполняя необходимые графы.

2. Расчет нормативных расходов топлива для спецтехники

В большинстве случаев нормы рассчитываются согласно положениям Норм № 43. Имеются также отдельные нормы для определенных видов спецавтомобилей, работающих на соответствующих работах. Например, для спецмашин и спецавтомобилей при осуществлении дорожно-строительных работ — это Нормы № 156, для спецмашин и спецавтомобилей при осуществлении строительных работ — ДБН В.2.8-12-2000.

Рассмотрим подробнее Нормы № 43.

Так, согласно п. 1.1 этих Норм для автомобилей устанавливаются несколько видов норм расходов топлива, в том числе:

  • базовая линейная норма на пробег автомобиля — на 100 км;
  • норма на пробег при выполнении специальной работы — на 100 км;
  • норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, — на час или на выполненную операцию.

В соответствии с п. 4.6 Норм № 43 специальные автомобилиэто автомобили, которые по своей конструкции и оборудованию предназначены для выполнения специальных рабочих функций (не связанных с перевозками пассажиров и/или грузовасфальтоукладчики, бурильные установки, вышки телескопические, кабелеукладчики, компрессоры, краны, погрузчики и т. п.), а специализированные автомобилиэто автомобили, которые по своей конструкции и оборудованию предназначены для перевозки пассажиров или грузов определенных категорий (мастерские, лаборатории на авто, мусоровозы, цистерны, цементовозы и т. п.).

Специальные и специализированные автомобили (спецавтомобили) с установленным на них оборудованием делятся на две группы:

  • автомобили, выполняющие специальные работы во время стоянки (автокраны, компрессоры, бурильные установки, мастерские, лаборатории на авто и т. п.);
  • автомобили, выполняющие специальные работы во время движения (снегоочистители, поливомоечные, мусоровозы, цистерны, цементовозы и т. п.).

Порядок (формулы) определения норм расходов топлива для спецавтомобилей приведен в п. 4.6 Норм № 43.

Нормативные расходы топлива для спецавтомобилей, выполняющих:

  • специальные работы во время стоянки, определяются следующим образом: Qн = 0,01 х Нх S х (1 + 0,01 х х КΣ) + Ноб х Тоб х (1 + 0,01 х KΣс);
  • работу во время движения, определяются следующим образом: Qн = 0,01 х (Hs х S + Hsc х Sc) х (1 + 0,01 х х KΣ) + Hn х N.

Отдельные составляющие этих формул приведены в табл.

Отдельные составляющие формулы для определения нормативных расходов топлива для спецавтомобилей


п/п

Показатель

Содержание показателя

Комментарий

1

Qн

Нормативный расход топлива, л (м3)

Это общее предельно допустимое количество расходов топлива по нормам для конкретного автомобиля, определенное за данный период его работы в определенных условиях эксплуатации. Например, за смену, месяц

2

Hs

Базовая линейная норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (м3/100 км)

 Для спецавтомобилей, выполняющих специальные работы во время стоянки, значение берем из табл. Б.1 приложения Б (п. 1.6 Норм № 43) в зависимости от модели спецавтомобиля, для спецавтомобилей, выполняющих специальные работы во время движения, — из табл. Б.2 приложения Б (п. 1.7 Норм № 43).

Для новых моделей (модификаций) спецавтомобилей, не приведенных в приложении Б, устанавливаются индивидуальные временные, базовые нормы и т. п. Такие нормы разрабатываются ГосавтотрансНИИпроектом по заявкам заводов-производителей или предприятий — владельцев автомобилей на договорных началах (пп. 2.1.5 п. 2.1 Норм № 43).

Это не касается норм на пробег при выполнении специальной работы, которые допускается устанавливать самостоятельно предприятием в порядке, приведенном в п. 2.2 Норм № 43

3

Hsc

Норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы, л/100 км (м3/100 км)

 

 

 

 

4

 

Пробег спецавтомобиля без выполнения специальной работы, км

Показатели фактического пробега принимаются по путевым листам

5

Sc

Пробег автомобиля при выполнении специальной работы, км

6

Ноб

Норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/ч или литр на выполненную операцию (заполнение цистерны и т. п.)

Соответствующее значение берем из табл. Б.1 или Б.2 приложения Б.

Для работы специального оборудования, устанавливаемого на автомобили, нормы расхода  топлива для которого не вошли в приложение Б, разрабатывается индивидуальная норма — по заявке предприятия ГосавтотрансНИИпроектом (пп. 2.1.5 п. 2.1 Норм № 43) или допускается самостоятельно предприятием в порядке, приведенном в п. 2.2 Норм № 43

7

Тоб

Время работы оборудования или количество выполненных операций

Указывается в путевых листах

8

KΣ

Суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме, %

 В зависимости от разных факторов (температура воздуха, пробег на короткое расстояние, работа в горной местности и т.п.) к нормам расходов могут применяться разные коэффициенты (как повышающие, так и понижающие). Такие коэффициенты приводятся в п. 3 Норм № 43. Коэффициенты приводятся в процентах. Добавив все коэффициенты, которые применяются в каждом конкретном случае, получим суммарный корректирующий коэффициент

9

KΣс

Суммарный корректирующий коэффициент к норме на работу специального оборудования, %

10

Hn

Норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси согласно табл. Б.2, л

Значение берем из табл. Б.2 приложения Б

11

N

Количество кузовов разбросанного песка или смеси за смену

Указывается в путевых листах

 

3. Алгоритм заполнения путевого листа для определения нормативного и фактического количества расходования топлива на выполненную работу для принятия решения о признании расходов предприятия для отражения в налоговом учете

Из вышеприведенных формул определения нормативных расходов топлива следует, что для расчета таких расходов необходимо иметь информацию об отдельных составляющих формулы (табл.), в том числе по фактическим показателям эксплуатации спецавтомобиля и работы спецоборудования — фактического пробега, времени работы оборудования или количества выполненных операций.

Вместе с тем следует иметь установленные в определенном Нормами № 43 порядке соответствующие коэффициенты. В итоге необходимо определиться с самими нормами расходов топлива. Кроме того, в путевом листе должны быть правильно заполнены «шапка», дата и подписи ответственных лиц.

Пример

Приведем фрагмент заполнения путевого листа по форме № ЕБМ-2.

Из фрагмента видно показатели спидометра при выезде и возврате в гараж. Пробег составляет 56 км (189 186189 130). Количество топлива в баке при выезде из гаража5 л. Выдано (залито в бак)38 л. Остаток при возврате в гараж6 л. Фактически израсходовано топлива37 л (5 + 386).

Для того чтобы выяснить, можно ли стоимость фактически израсходованного топлива отнести на расходы в налоговом учете, необходимо прежде всего сравнить количество фактически израсходованного топлива с количеством расходов топлива по нормам. Напомним, что к налоговым расходам относится стоимость фактически использованного топлива, но не выше нормативных расходов. Именно такой ответ приведен в Единой базе налоговых знаний (подкатегория 110.07.22).

Вместе с тем нормативные расходы являются предельно допустимыми. То есть если фактические расходы превышают нормативные, к налоговым расходам относим стоимость топлива в размере нормативных расходов.

В путевом листе нет отдельного реквизита для расчета нормативных расходов по каждому путевому листу. Поэтому такой расчет выполняют или в отдельном документе (например, в приложении к путевому листу, которое составляет диспетчер или другой ответственный работник), или записывают на самом бланке путевого листа (фрагмент заполнения типовой формы № ЕБМ-2, с. 27): (0,01 х 38,0 л/100 км х 56 км) + 5,3 л/ч х 3 ч = 37,18.

То есть определенные согласно фрагменту нормативные расходы топлива составляют 37,18 л. Поскольку фактические расходы (37 л) меньше нормативных, то стоимость фактических расходов в полной сумме можно включать в состав налоговых расходов. Соответствующие нормы (38,0 л/100 км и 5,3 л/ч) взяты из табл. Б.1 приложения Б Норм № 43.

Следует заметить, что автомобильный кран фактически работал только 3 ч, о чем отмечено в графе «Відпрацьовано годин» во фрагменте заполнения типовой формы № ЕБМ-2, остальное время (5 ч) он простаивал, о чем отмечено в графе «Простої».

Списание сверхнормативных расходов топлива в налоговом и бухгалтерском учете

Главный механик либо другой ответственный работник или назначенная руководителем комиссия должны установить причину. Основные возможные причины:

  • неправильно рассчитанная норма;
  • спецтехника имеет износ основных агрегатов, требует ремонта, вследствие чего потребляет топлива больше установленной нормы;
  • недостача топлива (виновен водитель или другое лицо).

Установление причины документируется актом, докладной запиской, протоколом, другим аналогичным документом. В документе указывается предложение относительно списания сверхнормативного расходования топлива (на расходы себестоимости работы спецтехники, другие расходы операционной деятельности, на возмещение виновным лицом и т. п.).

Решение о направлениях списания принимается руководителем, утверждающим данный документ.

Утвержденный руководителем документ передается в бухгалтерскую службу для отражения сверхнормативного расходования топлива в бухгалтерском учете. В любом случае к налоговым расходам сверхнормативные расходы топлива не относятся.

Аналогичным образом заполняется и путевой лист типовой формы № 2-ТН. Время работы спецоборудования в этой форме указывается в графе 12 раздела «Рух пального, літрів». В этом же разделе приводятся данные по остаткам топлива при выезде и возврате в гараж, о полученном топливе, показаниях спидометра, пробеге, времени работы по графику в разделе «Робота водія та автомобіля» (графы 1 — 6).

В разделе «Завдання водієві» (графы 14 — 23) целесообразно приводить те виды работ, которые должен выполнить спецавтомобиль, в разделе «Послідовність виконання завдання» (графы 24 — 31) — фактически выполненные работы; в разделе «Результати роботи автомобілів і причепів» (графы 32 — 49) — фактическое и нормативное количество израсходованного топлива, количество часов работы и т. п.

Поскольку большинство граф последних трех разделов предназначены для документирования грузовых перевозок, а не работы спецавтомобиля, они не заполняются. Однако вместе с тем в этих разделах отсутствуют графы, которые отражали бы специфику работы спецавтомобиля, в этом случае соответствующую специфическую информацию можно дописать в таких разделах отдельно.

4. Применение форм путевых листов, утвержденных и используемых в России

Применять формы путевых листов, утвержденных и используемых в России, нельзя, ведь это не предусмотрено действующим законодательством Украины.

Согласно п. 2.7 Положения № 88 можно применять только те формы, которые утверждены соответствующим органом государственной власти Украины, а не России.

5. Формы первичных документов, нормы расходов для тракторов

Установленной нормативными документами универсальной формы путевого листа для трактора нет. Вместе с тем есть формы для строительных машин, установленные приказом № 149.

Для учета работы тракторов колесных может применяться путевой лист строительной машины по типовой форме № ЕБМ-2, для тракторов гусеничных — по форме № ЕБМ-3 «Рапорт про роботу будівельної машини (механізму)» или № ЕБМ-4 «Рапорт-наряд про роботу будівельної машини (механізму)». Последний — в случае, если объем выполненной трактором работы можно исчислить в натуральных показателях.

Имеются также специализированные формы для сельскохозяйственных предприятий, утвержденные приказом № 269-2: для учета транспортных работ на тракторе — типовая форма № 68 «Дорожній лист трактора»; для учета механизированных полевых и других (кроме транспортных) работ, выполняемых на тракторе, — типовая форма № 67 «Обліковий лист тракториста-машиніста».

Таким образом, для документирования работы трактора, используемого на строительных работах, должны применяться формы, установленные приказом № 149, на сельскохозяйственныхформы, установленные приказом № 269-2. Каждая из этих форм учитывает соответствующую строительную или сельскохозяйственную специфику.

Другие предприятия также могут применять эти формы, заполняя только те реквизиты, которые их касаются, или же разработать собственные формы.

Нормы расходов топлива на тракторы

Как уже отмечалось, имеются Нормы № 156, касающиеся в том числе работы тракторов при осуществлении дорожно-строительных работ, и нормы ДБН В.2.8-12-2000, касающиеся в том числе работы тракторов при осуществлении строительных работ.

Для других видов работ, на которых могут применяться тракторы, установленных нормативными документами норм расходов топлива нет. Поэтому каждое предприятие должно самостоятельно установить такие нормы, ориентируясь прежде всего на техническую документацию на трактор, в которой должны указываться такие нормы, а также на Нормы № 156, ДБН В.2.8-12-2000.

Есть также нормы для работы сельскохозяйственных машин, которые приводятся в специальной литературе, — методических сборниках, однако они тоже являются рекомендательными.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42