Бухучет

Отражение в учете предприятия операций по получению, отгрузке и возврату бракованного товара, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, малоценных необоротных материальных активов, операций по уступке долга

В редакцию «Вестника» поступают вопросы от подписчиков журнала об отражении этих операций в учете предприятия. Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Ситуация 1. Торговое предприятие при получении товара от продавца не проверило его на наличие брака, отгрузило полученный товар покупателю, который обнаружил брак поставленного товара и вернул его, а торговое предприятие вынуждено было возвратить денежные средства. Как правильно оформить и отразить в учете торгового предприятия такую ситуацию?

Порядок заключения договоров купли-продажи и основания для возврата товара изложены в Гражданском кодексе. Если в договоре не определен порядок приемки-передачи продукции, то необходимо руководствоваться положениями Инструкции № 6 и Инструкции № 7. Так, согласно п. 9 Инструкции № 7 нужно было учесть следующее положение: акт о скрытых недостатках продукции составляется в течение пяти дней после выявления недостатков, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытый брак, если другие сроки не установлены обязательными для сторон правилами.

Кроме того, необходимо было:

  • направить претензию продавцу вместе с актом об обнаруженном браке;
  • возвратить бракованный товар продавцу;
  • получить от продавца качественный товар;
  • отправить качественный товар покупателю.

В данном случае признан брак, и торговое предприятие несет расходы по его устранению.

В учете операции по получению товара от продавца, отгрузке его покупателю, возврату бракованного товара от покупателя, расчеты с продавцом и покупателем отражаются способом, представленным в табл. 1.

Таблица 1. Отражение в учете операций по получению, отгрузке и возврату товара

Содержание
хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Доходы

Расходы

Получен товар от продавца согласно накладной (ТТН)

281

631

15 000,00

-

-

Отражен налоговый кредит по НДС в соответствии
с полученной налоговой накладной от продавца

641/НДС

631

3000,00

-

-

Перечислены денежные средства поставщику за товар согласно банковской выписке

631

311

18 000,00

-

-

Отгружен товар покупателю согласно расходной  накладной

361

702

24 000,00

20 000,00

-

Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

4000,00

-

-

Отражена себестоимость реализованного товара

902

281

15 000,00

-

15 000,00

Отнесен к финансовым результатам доход от продажи товара

Отнесена к финансовым результатам себестоимость
реализованного товара

702

791

791

902

20 000,00

15 000,00

-

-

Получены денежные средства от покупателя за товар соглас-но банковской выписке

311

361

24 000,00

-

-

Возвращен покупателем бракованный товар согласно товаросопроводительным документам (накладная, ТТН)

704

361

24 000,00

(20 000,00)

-

Скорректированы налоговые обязательства по НДС (способом сторно) согласно оформленному расчету корректировки к налоговой накладной

704

641/НДС

(4000,00)

-

-

Учтена стоимость возвращенного товара при формировании финансового результата

791

704

20 000,00

-

-

Оприходован возвращенный товар по цене приобретения (способом сторно)

902

281

(15 000,00)

-

(15 000,00)

Возвращены покупателю денежные средства за бракованный товар

361

311

24 000,00

-

-

 

Ситуация 2. Предприятие приобрело 17.12.2012 г. изготовленную на заказ печать, но в течение следующих семи дней изменило свое название. Поэтому 25.12.2012 г. старая печать была уничтожена и по заказу приобретена новая. Какие документы следует составить и как эти операции отразить в учете предприятия?

В соответствии с частью четвертой ст. 62 Хозяйственного кодекса предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом.

Печать, приобретенная 17.12.2012 г., фактически была в эксплуатации в течение одного отчетного месяца — до 25.12.2012 г. Таким образом, она учитывается на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» как предмет со сроком эксплуатации меньше одного года. Учет данной операции представлен в табл. 2.

Таблица 2. Отражение в учете малоценных и быстроизнашивающихся предметов (цифры условные)

Содержание
хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Доходы

 Расходы

Приобретена печать согласно накладной поставщика

22

631

300,00

-

-

Отражен налоговый кредит по НДС согласно налоговой накладной поставщика

641/НДС

631

60,00

-

-

Оплачен поставщику счет согласно выписке банка

631

311

360,00

-

-

Введена печать в эксплуатацию*

92

22

300,00

-

300,00

*Инструкцией № 291 предусмотрена передача малоценных и быстроизнашивающихся предметов в эксплуатацию с одновременным списанием на счета учета расходов, а также ведение оперативного учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов в количественном выражении. Поэтому следует завести карточку учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (типовая форма № МШ-2), а при уничтожении составить акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (типовая форма № МШ-8). Приведенные типовые формы утверждены приказом № 145.

 

В случае приобретения новой печати 25.12.2012 г. следует иметь в виду, что срок ее эксплуатации составляет более одного года. Печать со сроком эксплуатации более одного года — это необоротный актив, и ее учет зависит от стоимостного предела, установленного в приказе об учетной политике для малоценных необоротных материальных активов. Если стоимость приобретенной печати выше указанного рубежа стоимостного предела, то ее учет ведут в составе основных средств, если же стоимость печати не превышает этого предела, ее учитывают в составе малоценных необоротных материальных активов на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы».

Следовательно, в данном случае печать необходимо учитывать на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы». Учет данной операции представлен в табл. 3.

Таблица 3. Отражение в учете малоценных необоротных материальных активов (цифры условные)

Содержание
хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Доходы

 Расходы

Приобретена печать согласно накладной поставщика

153

631

300,00

-

-

Отражен налоговый кредит по НДС согласно налоговой накладной поставщика

641/НДС

631

60,00

-

-

Оплачен поставщику счет согласно выписке банка

631

311

360,00

-

-

Введена печать в эксплуатацию согласно акту ввода

112

153

300,00

-

-

Начислена амортизация малоценных необоротных материальных активов** согласно бухгалтерской справке

92

132

150,00

-

150,00

**В соответствии с п. 26 ПБУ 7 в бухучете амортизация начисляется с применением прямолинейного и производственного методов.

Кроме того, согласно п. 27 ПБУ 7 амортизация малоценных необоротных материальных активов может начисляться в первом месяце использования объекта в размере 50% его амортизируемой стоимости, и остальные 50% амортизируемой стоимости — в месяце их изъятия из активов (списания с баланса) в результате несоответствия критериям признания активом (именно такой метод применен в примере), или в первом месяце использования объекта 100% его стоимости.

 

Ситуация 3. Фирма «А» уплатила фирме «Б» за товар 70 тыс. грн. В соответствии с заключенным договором уступки долга товар получила фирма «В» на всю сумму оплаты, то есть на 70 тыс. грн. При этом фирма «А» на момент операции имеет кредиторскую задолженность перед фирмой «В» на сумму 90 тыс. грн. Как правильно фирме «А» отразить операцию в учете и при этом погасить кредиторскую задолженность в сумме 70 тыс. грн. перед фирмой «В»? Как отражаются операции в фирмах «Б» и «В»?

В учете предприятия «А» операции по уступке долга отражаются способом, представленным в табл. 4.

Таблица 4. Отражение в учете предприятия «А» операций по уступке долга (в соответствии с Инструкцией № 291)

Содержание
хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Доходы

 Расходы

Перечислены денежные средства за товар фирме «Б»

631/Б

311

70 000,00

-

-

Передана задолженность по договору уступки долга на фирму «В»

631/В

631/Б

70 000,00

-

-

 

В учете предприятия «Б» операции по уступке долга отражаются способом, представленным в табл. 5.

Таблица 5. Отражение в учете предприятия «Б» операций по уступке долга

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Доходы

 Расходы

Получены денежные средства за товар от фирмы «А»

311

361/А

70 000,00

-

-

Отгружен товар фирме «В»

361/В

702

702

641/НДС

70 000,00

11 666,67

58 333,33

-*

Осуществлен взаимозачет задолженностей согласно
договору уступки долга

361/А

361/В

70 000,00

-

-

*Расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, признаются расходами
отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров
(п. 138.4 ст. 138 Налогового кодекса)

 

В учете предприятия «В» операции по уступке долга отражаются способом, представленным в табл. 6.

Таблица 6. Отражение в учете предприятия «В» операций по уступке долга

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Доходы

 Расходы

Получен товар от фирмы «Б»

281

641/НДС

631/Б

631/Б

58 333,33

11 666,67

-

-

Осуществлен взаимозачет задолженностей
согласно договору уступки долга

631/Б

361/А

70 000,00

-

-

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42