Юридическая практика

Приобретение основных фондов сельскохозяйственным предприятием: формирование налогового кредита и декларирование

Суть дела

В мае 2007 г. ЗАО обратилось в суд с иском, в котором просило признать недействительным налоговое уведомление-решение ГНИ, которым ему была уменьшена сумма бюджетного возмещения по НДС. Также истец просил суд обязать ответчика предоставить органу Госказначейства заключение на возмещение НДС.

В обоснование иска ЗАО сослалось на то, что по результатам финансово-хозяйственной деятельности на основании налоговых накладных, полученных за приобретение основных фондов в сентябре 2006 г., истец отразил сумму уплаченного налога в составе налогового кредита общей налоговой декларации по НДС и определил сумму бюджетного возмещения за октябрь 2006 г. с перечислением ее на счет в учреждении банка. Учитывая особенности своей деятельности как сельскохозяйственного предприятия, ЗАО представляло в налоговую инспекцию общую и специальные (сокращенные) налоговые декларации по НДС. Общество считает, что оно правомерно сформировало налоговый кредит по результатам хозяйственных операций по приобретению основных фондов (трактора, металлопродукции) и получению услуг по проведению строительно-монтажных работ в производственных помещениях и правильно это задекларировало в общей налоговой декларации, а не в специальной.

Хозяйственный суд Ивано-Франковской области постановлением от 10.01.2008 г., оставленным без изменений постановлением Львовского апелляционного административного суда от 15.06.2009 г., иск удовлетворил частично: признал недействительным спорное налоговое уведомление-решение, а в остальном искеотказал.

Высший административный суд Украины определением от 15.10.2012 г. решения судов предыдущих инстанций оставил без изменений.

ГНИ, не соглашаясь с решением кассационного суда, обратилась с заявлением о его пересмотре Верховным Судом Украины на основании неодинакового применения Высшим административным судом Украины пунктов 11.21, 11.29 ст. 11 Закона об НДС в подобных правоотношениях.

В обоснование заявления ГНИ приложила копию определения Высшего административного суда Украины от 22.06.2011 г. (дело № К-15429/11), которое, по ее мнению, подтверждает неодинаковое применение кассационным судом одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях.

В определении, предоставленном в подтверждение неодинакового правоприменения, кассационный суд пришел к выводу, что истец, реализуя свою продукцию перерабатывающим предприятиям и осуществляя операции по приобретению товарно-материальных ценностей для производства сельскохозяйственной продукции, не уплачивает НДС в бюджет, а должен включать налоговые обязательства по НДС и налоговый кредит в специальную (упрощенную) налоговую декларацию.

В рассматриваемом деле Высший административный суд Украины, оставляя без изменений решения судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении иска, исходил из того, что ЗАО, реализуя свою продукцию перерабатывающим предприятиям и осуществляя операции по приобретению товарно-материальных ценностей для производства сельскохозяйственной продукции, правильно включило налоговые обязательства по НДС и налоговый кредит в общую налоговую декларацию, по которой осуществляются расчеты с бюджетом.

Решение суда

Решая вопрос об устранении расхождений в применении кассационным судом одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, коллегия судей исходила из следующего.

Пунктом 11.21 ст. 11 Закона об НДС (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) предполагалось, в частности, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко, скот, птицу, шерсть, а также молочную продукцию и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, полностью остается в распоряжении этих сельскохозяйственных предприятий и направляется в поддержку собственного производства животноводческой продукции и продукции птицеводства. Порядок начисления и использования указанных денежных средств устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Пунктом 11.29 указанной статьи было приостановлено до 01.01.2008 г. действие п. 7.7 ст. 7, пунктов 10.1 и 10.2 ст. 10 Закона об НДС в части уплаты в бюджет НДС по операциям по поставке товаров (работ, услуг) собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), изготовленную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья, за исключением операций по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе, осуществляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, у которых сумма, полученная от поставки сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, составляет не меньше 50% общей суммы валового дохода предприятия.

Указанные средства остаются в распоряжении сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются ими на приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения. В случае нецелевого использования аккумулированных денежных средств они взыскиваются в Государственный бюджет Украины в бесспорном порядке. Порядок аккумуляции и использования указанных денежных средств определяется Кабинетом Министров Украины.

В соответствии с абзацем четвертым п. 1.2 раздела первого Порядка № 166 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) плательщики налога, у которых согласно законодательству (пунктам 11.21, 11.29 ст. 11 Закона об НДС) суммы НДС полностью остаются в распоряжении для целевого использования, представляют налоговую декларацию по НДС (сокращенную). В такую налоговую декларацию включаются только те операции, которые касаются специальных режимов, установленных указанными пунктами.

Согласно п. 4 Порядка № 271 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) на основании данных бухгалтерского и налогового учета сельскохозяйственный товаропроизводитель составляет декларацию по НДС с реализованной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), изготовленную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья, кроме операций по продаже перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе, и в сроки, предусмотренные законодательством для отчетности, представляет ее в органы ГНС. Одновременно с декларацией по НДС за соответствующий отчетный период сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в орган ГНС по месту регистрации справку о целевом использовании сумм НДС за предыдущий отчетный период, форма и содержание которой определяются центральным налоговым органом по согласованию с Минагрополитики Украины.

Остаток налоговых обязательств в соответствии с декларацией по НДС с реализованной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), изготовленную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья, то есть разность между суммой НДС, полученной сельскохозяйственными товаропроизводителями от покупателей, и суммой НДС, уплаченной ими поставщикам, перечисляется сельскохозяйственными товаропроизводителями с текущего счета на отдельный счет в сроки, предусмотренные для перечисления суммы НДС в бюджет. Не перечисленные на отдельный счет указанные денежные средства считаются использующимися не по целевому назначению и подлежат взысканию в государственный бюджет в бесспорном порядке.

Указанный отдельный счет сельскохозяйственный товаропроизводитель должен открыть в течение одного отчетного периода.

Остаток налогового кредита в соответствии с указанной декларацией, то есть отрицательная разность между суммой НДС, полученной сельскохозяйственными товаропроизводителями от покупателей, и суммой НДС, уплаченной ими поставщикам, зачисляется сельскохозяйственным товаропроизводителям в уменьшение налоговых обязательств следующих отчетных периодов.

Таким образом, при определении объекта налогообложения плательщик НДС, подпадающий под действие п. 11.29 ст. 11 Закона об НДС, и налоговое обязательство, и налоговый кредит декларирует по специальной (сокращенной) налоговой декларации. Поскольку истец, реализуя продукцию, на основании указанной нормы не уплачивает этот налог в бюджет, а декларирует налоговые обязательства по специальной налоговой декларации, используя денежные средства в соответствии с Порядком № 271, то и налоговый кредит по НДС, сформированный по операциям по приобретению основных средств, должен включаться в ту же декларацию и, соответственно, уменьшать сумму, которая остается в его распоряжении.

Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций, с которыми согласился Высший административный суд Украины, о правомерности включения истцом сумм НДС со стоимости приобретенных основных средств в общую декларацию по этому налогу являются не соответствующими требованиям законодательства.

Аналогичная правовая позиция уже выражалась Верховным Судом Украины в постановлениях от 21.01.2011 г. (дело № 21-53а10), 31.01.2011 г. (дело № 21-78а10), 20.02.2012 г. (дело № 21-395а11).

Учитывая указанное, Верховный Суд Украины отменил постановление Высшего административного суда Украины от 15.10.2012 г. и направил дело на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.


Ольга ШЛЯХОВАЯ,
заместитель начальника отдела рассмотрения проектов приказов, договоров
и организации претензионно-исковой работы Департамента правовой работы
Министерства доходов и сборов Украины

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42