Другие налоги

Налогово-таможенная деятельность на завершающем этапе Великой Отечественной войны

Наряду с величественными победами на фронтах судьба невиданной по своим масштабам и жестокости Великой Отечественной войны решалась и в тылу. Вся промышленность, сельское хозяйство, наука, финансовая составляющая экономики были направлены на достижение победы над фашизмом. Основные усилия были сконцентрированы на поддержке ведущих отраслей тяжелой индустрии — металлургии, энергетики, производства вооружения, станкостроения. Высокие требования выдвигались к сельскому хозяйству, которое несмотря на оккупацию врагом наиболее плодородных районов страны, отсутствие необходимой техники и рабочей силы все же обеспечивало фронт и тыловые регионы продовольствием, а промышленностьсырьем.


Как формировался бюджет

Рабочие и инженеры военной промышленности в течение всей войны продолжали наращивать и совершенствовать вооружение армии и флота, вместе с советскими учеными и конструкторами модернизировали старые и создавали новые типы танков, самолетов, артиллерийских систем. Достаточно сказать, что на протяжении последнего года войны (второе полугодие 1944 г. и первые шесть месяцев 1945 г.) военными заводами страны было выпущено 120,8 тыс. пушек, 30 572 танка и самоходные артиллерийские установки, 40 748 самолетов разных типов. Важную роль для успешного развертывания фронтовых операций Красной Армии имели поставки оружия и военного снаряжения из США и Великобритании.

Однако социально-экономическая ситуация в стране на конец войны была крайне сложной. На опустошенной, выжженной земле только в городах и селах Украины фашистами было уничтожено свыше 200 тыс. зданий, остались без жилья миллионы людей. Они ютились в землянках и подвалах сохранившихся строений. Не хватало продуктов, обуви, одежды. В руинах лежали сотни и тысячи заводов, шахт, железнодорожных станций, а также школ, больниц, заведений культуры. По официальным данным, во время войны была уничтожена треть национального богатства Советского Союза.

Возрождение экономического потенциала и социальной сферы страны в условиях продолжения широкомасштабных боевых действий требовало огромных материальных и человеческих ресурсов, значительных финансовых ассигнований. В годы войны значительно возросла роль централизованного государственного планирования. Главным регулятором экономической и финансовой жизни страны, своеобразным экономическим штабом Государственного комитета обороны стал Госплан, в котором работали над планами выпуска военной продукции, контролировали деятельность наркоматов и ведомств по производственным и финансовым вопросам, в частности по восстановлению народного хозяйства освобожденных от врага территорий. В апреле 1945 г. состоялась ХІ сессия Верховного Совета СССР, рассмотревшая и утвердившая подготовленный Госпланом план восстановления и развития народного хозяйства, в котором наряду с первоочередной задачей — обеспечением нужд Красной Армии в боевой технике, снаряжении и продовольствии — подробно очерчивались темпы восстановления экономического потенциала освобожденных от фашистов областей. Предусматривалось существенное увеличение производства электроэнергии, угля, нефти, черных металлов и стали. Особое внимание уделяли развитию аграрного сектора экономики, который в результате фашистского нашествия находился в крайне сложном положении. На выполнение плана в 1945 г. ассигновали 74,4 млрд. руб., в том числе для освобожденных районов — 18 млрд. руб. Всего же в течение войны советское государство выделило на развитие народного хозяйства и культуры освобожденных от оккупантов республик и областей около 75 млрд. руб., из которых 18 320 млрд. руб. было израсходовано на восстановительные работы в Украине.

В экономическом равновесии

Стремительными темпами восстанавливались разрушенные нацистами шахты Донбасса, ведь от их восстановления зависело возрождение других отраслей промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Шахтеры трудились упорно, широким фронтом и с огромным энтузиазмом. Уже на 1 марта 1944 г. были восстановлены 17 основных шахт Донбасса и 460 небольших шахтных предприятий. Вместе они давали 31 тыс. т угля в сутки. Развернулись работы по восстановлению крупнейшей на то время в Европе Днепровской гидроэлектростанции, в восстановлении которой приняла участие вся страна. Механизмы, технологии и кадры для Днепрогэса предоставляли 53 завода и фабрики СССР. Постепенно, с большими трудностями, восстанавливались транспорт и сельское хозяйство Украины.

Существенный рост ВВП, расширение фронта восстановительных работ и увеличение производства народнохозяйственных товаров требовали значительных финансовых ресурсов. Государственные расходы последнего года войны планировались в сумме 74,4 млрд. руб. (1944 г. — 53,7 млрд. руб.), из которых на долю промышленности приходилось 43,9 млрд. руб. (в 1944 г. — 30,7 млрд. руб.), на осуществление программы капитального строительства — 39,6 млрд. руб. Государственный бюджет 1945 года соответствовал основным требованиям перехода страны от фронтового, военного периода к мирной жизни. Военные расходы бюджета и в дальнейшем оставались высокими, но по сравнению с 1944 г. они сократились с 52,2 до 42,9%. Вместе с тем доходы бюджета несмотря на продолжавшуюся войну превышали все запланированные расходы.

Налоги с тыла

Формирование военного и послевоенного бюджетов было достаточно трудоемким делом. Необходимо было определить виды и способы взимания налогов, пошлин и других поступлений, очертить ставки и суммы налоговых платежей и т. п. Преобладающую часть доходов бюджета составляли поступления от государственных предприятий в форме налога с оборота и отчислений от прибыли. Поступления от госсектора экономики составляли в среднем до 85% всех доходов бюджета. И всего лишь около 10% доходов поступало от населения страны. Налоги делились на государственные и местные.

Система государственных налогов во время войны, как и в мирный период, состояла из подоходного налога с кооперативных предприятий, а также подоходного налога с колхозов и населения. Подоходным налогом с кооперации облагалась балансовая прибыль предприятий по следующим ставкам: для промышленной кооперации — от 20 до 90%, для потребительской кооперации — 35% суммы прибыли. Заработная плата рабочих и служащих облагалась налогом по прогрессивной шкале в размере от 1,5 до 13%. Необлагаемый минимум зарплаты устанавливался в размере 370 руб. в месяц. Ставка 13% назначалась только для небольшой части работающих, у которых сумма месячного заработка составляла свыше 1000 руб. Довольно обременительными для тружеников тыла были денежные взыскания на военный внутренний заем, составлявшие около 10% заработной платы работающих. Кроме того, был введен налог с одиноких и малосемейных граждан, составлявший в зависимости от возраста неженатого человека и состава семьи до 6% заработной платы.

Экстремальные будни таможенников

Часть прибыли формировалась за счет ввозной пошлины, которую уплачивали как предприятия, так и частные лица, посещавшие СССР во время войны. В условиях войны, равно как и в мирный период, таможенный контроль осуществлялся по всему периметру государственной границы. Не были исключением и поставки оружия и военного снаряжения, поступающие в страну через порты Севера, Дальнего Востока и железнодорожную магистраль Иран — Кавказ. Как вспоминает бывший контролер Мурманской таможни Евдокия Химич, для осуществления таможенных процедур она и ее коллеги-таможенники под шквальным ветром и снегом поднимались с маленького катера по канатному трапу на огромные американские и английские транспортные корабли, стоявшие на рейде в Кольском заливе. Рабочие смены таможенников иногда длились целые сутки. Преодолевая усталость, бессонницу и бомбовые атаки немецких самолетов, они прилагали героические усилия, чтобы оружие и другие грузы союзников как можно быстрее попали на фронт. После войны Евдокия Химич продолжала работать на Киевской и Бориспольской таможнях, передавала свой богатый опыт молодым работникам. Скромной, ответственной, готовой всегда помочь, — такой помнят ее коллеги.

Активное участие в выполнении боевых задач как на фронте, так и в тылу принимали тысячи бывших и нынешних работников налоговой и таможенной службы. Многие из них удостоены высоких боевых и трудовых наград. В целом в послевоенные годы многие участники войны работали в налоговых, таможенных органах Украины и приложили немало усилий для развития и становления национальной налоговой и таможенной службы, обеспечения экономических интересов нашего государства, для подготовки высококвалифицированных кадров ведомства.