Статьи

Джек-пот по-украински

Будет ли способствовать возвращение игорного бизнеса в правовое русло привлечению дополнительных поступлений в бюджет?

Скоро исполнится четыре года после запрета игорного бизнеса в Украине. 25 июня 2009 г. вступил в силу соответствующий закон, которым было наложено табу не только на организацию такого бизнеса, но и на участие в азартных играх. Тогда причиной кардинального решения руководства государства стал пожар в одном из заведений Днепропетровска, забравший девять человеческих жизней. Нынче же власть всерьез задумывается о реанимировании игорного бизнеса и привлечении денежных средств от него в бюджет.


Бизнес вне закона

Тем более что в государственном бюджете на 2013 г. предусмотрено, что именно за счет этой категории доходов из спецфонда будут финансироваться мероприятия по оказанию помощи онкобольным детям, поддержке культуры и спорта. В принципе, практика общемировая, ведь в большинстве стран азарт выступает в роли главного инвестора воплощения в жизнь социальных программ. Однако есть одно «но»: из основного фонда бюджета на аналогичные мероприятия планируется израсходовать 2,3 млрд. грн. Только в Киеве каждый год в карманах владельцев игорного бизнеса оседает 1 млрд. дол. Такие подсчеты сделали члены общественной организации «Международная правозащитная ассамблея «Антикоррупционное бюро Украины» во главе с Виктором Швецом.

Да, именно в карманы дельцов от азарта, деятельность которых по воле законотворцев оказалась вне закона, перекочевывают заработанные непосильным трудом деньги соотечественников. Их же, зависимых от игры, или лудоманов, насчитывается в нашем государстве около 2 млн.  человек. Конечно, кое-кто из завсегдатаев игорных заведений бросил это дело. Остальные же, кому запрет — не преграда, ушли в подполье. Вместе с организаторами «игрищ», которые из плательщиков налогов и сборов превратились в плательщиков штрафов.

Чуть ли не каждую неделю органы внутренних дел рапортуют о закрытии игорных точек. Недавно на Донетчине несколько десятков «одноруких бандитов» даже показательно раздавили бульдозером. Но голь на выдумки хитра. И пока парламентарии затягивают с рассмотрением законопроектов о легализации игорного бизнеса, заведения продолжают заманивать простой люд, маскируясь в разнообразнейшие формы: под секонд-хенды, кафе (в том числе Интернет) или... мгновенные государственные лотереи.

Зарегулировали...

О лотереях потом. Сейчас — история вопроса. В упомянутом 2009 г. в месячный срок должны были быть разработаны новые правила функционирования игорного дела, которые бы позволили, с одной стороны, эффективно его контролировать, с другой — иметь существенный прирост доходной части бюджета. Но этого не произошло, и, недолго находясь в смятении, организаторы игр спрятались в «тень».

Да и при действующем на полную мощность бизнесе разногласия в регулировавших его нормативно-правовых актах нередко позволяли не выполнять законы и оспаривать якобы многочисленные правонарушения, выявленные контролирующими органами. Во-первых, нужно было иметь немалое количество разрешительных документов. Торговые патенты на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса приобретались каждый год на каждое игровое место отдельно (4,2 тыс. грн. — игровой автомат с денежным или имущественным выигрышем, 192 тыс. грн. — игровой стол с кольцом рулетки). Лицензий же на осуществление деятельности по проведению азартных игр нужно было приобрести две: от местного органа власти за 250 грн., от Минфина Украины — за 150 тыс. евро за пять лет действия.

Что касается механизма налогообложения доходов от игорной индустрии, то обязательство по уплате налогов  возлагалось на две стороны — операторов рынка и физических лиц — игроков. Статьей 10 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» было определено, что для субъектов игорного бизнеса ставка налога на прибыль должна быть не меньше общей ставки этого налога (на то время 25%). При нынешней ставке налога в 19% отдельно в Налоговом кодексе вопрос налогообложения прибыли игорных заведений не оговаривается.

...и не обложили налогами

А вот норма о налогообложении доходов, начисленных физическим лицам как выигрыш или приз (кроме выигрыша в государственные или негосударственные лотереи), в Налоговом кодексе есть. Согласно п. 167.3
ст. 167 документа, как и раньше, ставка налога определена в двойном размере от основной, то есть 30%. Так же, как и раньше, пп. 170.5.4 п. 170.5 ст. 170 Кодекса на организаторов азартных игр возложено обязательство по выполнению функций налогового агента. Если предусмотрено предварительное приобретение права на участие в игре, не принимаются во внимание расходы, понесенные игроком в связи с получением такого дохода. Иначе говоря, базой налогообложения является «чистая» сумма выигрыша, из которой и за счет которой денежные средства должны удерживаться при выплате.

В данном контексте единственное, чего в отличие от предыдущего нет в действующем законодательстве, так это обязанности физического лица при заполнении декларации об имущественном положении и доходах включить в состав своего общего налогооблагаемого годового дохода положительную разность между суммой такого дохода и документально подтвержденными расходами, понесенными в связи с его получением в течение года. И правильно, ведь на практике двойное трактование буквы закона относительно удержания налога с игроков приводило к тому, что ни одна из норм не работала. Кассиры выплачивали игрокам всю сумму выигрыша, а те, в свою очередь, не спешили ее декларировать: дескать, кто виноват, что владелец игорного заведения при выдаче «бонуса» не поступил так, как, например, поступает работодатель по отношению к работнику при выплате зарплаты?

«Паутина» азарта

После запрета игорного бизнеса заведения переквалифицировались на Интернет-клубы. Вместо слот-автоматов там появились обычные для человеческого глаза мониторы, на экране которых можно было позабавиться теми же играми, что и всегда, предварительно внеся деньги в кассу и получив многозначный код доступа. Причем все было вполне легально, поскольку действующей на то время ст. 15 Закона Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» предполагалось лицензирование электронных серверов при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в электронном (виртуальном) казино, то есть фактически такие серверы признавались полноправными субъектами игорного бизнеса. Вот только серверы Интернет-клубов (читай — прибыли от их деятельности) находились не в Украине, а за рубежом, да и нечего было искать полноценный доступ ко всемирной сети студентам, заглядывавшим туда, чтобы скачать реферат.

Параллельно с этим в «паутине» появилось множество советов о том, как обыграть рулетку и слотоимитаторов, которые в режиме бесплатной игры привлекали клиентов довольно неплохими комбинациями, а после внесения платы (через sms, терминал или с помощью web-money) становились безвыигрышными. Конечно, о декларировании доходов и уплате 30-процентного налога с выигрыша речь не шла, поскольку, если кому-то и улыбнулась судьба в Интернет-казино, идентифицировать его все равно невозможно. Да и вообще в казино — как реальное, так и виртуальное — редко попадают равнодушные к игре люди. Большинство клиентов соблюдают неписаное правило азарта, а именно: «у казино нельзя выиграть — можно только одолжить у него деньги». Они чувствуют себя постоянно втянутыми в игру, чередуя выигрыши с проигрышами, и по результатам года, как правило, разница между такими доходами и расходами является не положительной, а отрицательной, то есть исчезает сам предмет декларирования.

На кону — ответственность

Если бы тенденция была противоположной, операторы рынка не открывали бы на свой страх и риск новые и новые игровые залы. Деньги же «на кону» немалые. Согласно ст. 2032 Уголовного кодекса Украины занятие игорным бизнесом карается штрафом от 10 тыс. до 40 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 тыс. — 680 тыс. грн.) с конфискацией игрового оборудования. Наказание за те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за занятие игорным бизнесом, составляет от 40 тыс. до 50 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (650 тыс. — 850 тыс. грн.) с конфискацией игрового оборудования.

Впрочем, уголовная ответственность за занятие игорным бизнесом была установлена только в 2011 г. А еще этот год обозначился наложением вето на азартные игры в Интернете. Законом Украины от 19.05.2011 г. № 3383-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования законодательства о запрете игорного бизнеса в Украине» были изменены трактования терминов «игорный бизнес» и «азартная игра». Первый, помимо всего прочего, стал включать предоставление возможности доступа к азартным играм в интерактивных заведениях, электронном (виртуальном) казино независимо от местоположения сервера; для второго же термина обязательным условием участия в игре является уплата денег, в том числе через систему электронных платежей, позволяющая участнику как получить выигрыш (приз) в любом виде, так и не получить его в зависимости от случайности.

Попробуй еще!

С 6 октября 2012 г. на витринах игорных заведений снова засверкали огни, только уже «под другим соусом» — мгновенных государственных лотерей. Дело в том, что вступил в силу Закон Украины «О государственных лотереях в Украине», позволивший вполне легально принимать ставки, якобы продавая лотерейные билеты.

Терминалы электронной системы получения ставок — такое определение ввели в обращение законотворцы. Эти устройства ничем не отличаются от игровых автоматов, как и принципы их работы. По словам очевидцев, купюры, засунутые в нутро «одноруких бандитов», на экране превращаются в баллы, на которые и нужно играть. При удачном стечении обстоятельств аппарат выдает билет с сообщением о выигрыше, который в кассе можно обменять на наличные. Если же нет, извините или попробуйте еще.

Финансовая выгода от нововведения не заставила себя ждать: в 2012 г. лотерейные операторы уплатили в госбюджет почти 240 млн. грн. Возможно, именно поэтому власть имущие не спешили реагировать на призывы о необходимости устранить законодательную лазейку. «Деятельность таких заведений действительно легальна, их документы в порядке. Главное — не форма аппарата, а содержание. Они закона не нарушают», — объясняли в МВД Украины.

Безвыигрышные лотереи

Но в феврале 2013 г. оказалось, что и с документами у операторов, работающих на рынке государственных лотерей, не все в порядке. Закончился срок действия лицензий. Они были у четырех субъектов хозяйствования: ООО «М.С.Л.» («Молодьспортлото»), «У.Н.Л.» (предприятие со 100-процентными иностранными инвестициями), ЗАО «Патриот» и АО «Ощадбанк».

В ответ на критику Минфин Украины подготовил законопроект «О введении моратория на выдачу лицензий на ведение хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей». Чиновники признали, что принятый осенью закон позволяет операторам рынка под видом государственных лотерей привлекать граждан к участию в азартных играх. Приметно, что мораторий предлагается ввести до принятия закона об азартных играх, которым будет урегулирована деятельность по организации и проведению азартных игр, в том числе лотерей.

Почти по Антону Чехову: висящее на стене ружье должно рано или поздно выстрелить. Вряд ли можно списать желание облагать налогами игорный бизнес с помощью лотерей на небрежность законотворцев. Скорее всего, оно продиктовано желанием легализовать бизнес.

Предложений о возвращении индустрии азарта в правовое русло было аж семь. Спектр предлагавшихся вариантов — достаточно широкий: это и создание игровых зон по всей стране, спецтерриторий в городах и фанзонах Евро-2012, легализация только букмекерских контор, всего игорного бизнеса, но с более жесткими требованиями к лицензированию и другим условиям работы.

Отдых для богатых

От создания игровых зон решено было отказаться учитывая неудачный опыт России, где «лас-вегасы» в Калининградской области, на Кубани, в Сибири и на Дальнем Востоке так и не заработали. А вот согласятся ли парламентарии с предложением своего коллеги Олега Царева, который в начале февраля внес в Верховную Раду Украины законопроект «Об игорном бизнесе в Украине» (регистр. № 2156), станет известно, когда документ изменит статус с «предоставленный для ознакомления» на «рассматриваемый».

Народный избранник предлагает разрешить казино только в 5-звездочных гостиницах с количеством номеров не менее 60, а также 3- и 4-звездочных гостиницах с наличием менее 60 номеров на курортах. Кроме того, предлагается разрешить проведение интеллектуально-коммерческих игр в электронном (виртуальном) клубе, тогда как игровые автоматы останутся под запретом. В случае принятия законопроекта для организации и проведения азартных игр нужно будет приобрести лицензию сроком действия семь лет. «Нигде в мире не смогли противостоять незаконной игорной деятельности до тех пор, пока хотя бы частично ее не легализовали. Поэтому есть идея, и ее поддерживают в правительстве, легализовать азартные игры в 5-звездочных гостиницах, установив дорогую лицензию — 68 млн. грн. Это будет вид отдыха исключительно для богатых», — обосновывает инициативу Олег Царев.

В другом документе — проекте закона «О казино в Украине» (регистр. № 2945), зарегистрированном в парламенте 26 апреля 2013 г., депутат предлагает взимать с казино за лицензии уже 40 млн. грн., а территорию азарта ограничить исключительно 5-звездочными гостиницами с количеством номеров не менее 80. Позаботился Олег Царев и о правах игроков, предусмотрев обязательное страхование риска невыплаты приза в случае неплатежеспособности или банкротства организатора азартных игр в размере не менее 10 млн. грн.

Азарт как головная боль

Остается надеяться, что, упорядочивая высокорентабельную индустрию развлечений, власть продемонстрирует рассудительный законотворческий подход. Ведь в современном обществе вряд ли кому-то неизвестно понятие лудомании, однако мало кто знает, как с этим бороться. Интересно, что английское слово «gamble» (азарт) имеет себе подобное в одном из украинских диалектов — «гембель». Оно используется в значениях «головная боль», «неприятность». Отсюда и прочитывается «азарт» как «головная боль»: и для государства — из-за неурегулированности, и для соотечественников — по той же причине.

Всем по 100!

Бездомный Деннис Махурин из штата Индиана (США) выиграл в мгновенную лотерею 50 тыс. дол. Несмотря на то что после уплаты налогов он получит только 35 тыс. дол., американец не огорчается. Часть средств планирует положить в банк, остальные же израсходовать на лечение зубов, посещение своего сына, приобретение новой палатки. Приятный сюрприз ждет и всех знакомых Денниса: он раздаст им по 100 дол.

Шалом, шара!

В Израиле, где игорный бизнес запрещен, «однорукие бандиты» признаны популярнейшим развлечением азартных пользователей Интернета. Такой вывод был сделан по результатам опроса, проведенного одним из авторитетных Интернет-изданий. Более 60% респондентов отметили, что регулярно посещают сайты с бесплатными игровыми автоматами. Таким образом жители страны надеются приобрести навыки, которые потом помогут им сорвать джекпот или выиграть крупную сумму.

Спасательные игры

Президент Кипра Никос Анастасиадис озвучил план по спасению экономики страны, состоящий из 12 пунктов. Один из них включает возможность разрешения работы казино в южной части острова. По приблизительным подсчетам, они каждый год будут приносить в госказну до 50 млн. евро в виде налогов и сборов.  Сейчас игорные заведения существуют только на севере, в турецкой части Кипра, и пользуются большой популярностью у туристов.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42