Статьи

Мы закладываем основу для развития в государстве стратегического прогнозирования

Современные технологии, научные разработки и зарубежный опыт — на службе Миндоходов Украины. В этом заключаются составляющие координации бюджетного процесса.

Миссия Миндоходов Украины заключается в том, чтобы администрировать налоги, сборы, таможенные платежи и единый социальный взнос, предоставлять услуги гражданам и бизнесу и, как следствие, обеспечивать наполнение доходной части бюджета, создавать условия для развития предпринимательства и международной торговли.
В структуре Министерства на базе Департамента прогнозирования, анализа, учета и отчетности ГНС Украины и отдельных под-разделений Гостаможслужбы Украины создан Координационно-мониторинговый департамент.
С вопросами об организации работы Департамента мы обратились к его директору заслуженному экономисту Украины Инне САНЖАРЕВ-СКОЙ.


В. — Инна Семеновна, расскажите, пожалуйста, об основных принципах работы возглавляемого Вами Департамента.

И. С. — Планируем реализовывать традиционные направления прогнозирования и аналитики и развивать новые направления работы на качественно новом информационно-техническом и интеллектуальном уровне, расширяя горизонты аналитической работы. Все направления — координация бюджетного процесса по доходам, сопровождение базовых сегментов экономики, интеграция учетно-отчетных систем, кластерный анализ, таможенная статистика, региональный мониторинг обеспечения доходов бюджета, проактивный анализ и экспресс-диагностика — нацелены на обеспечение поступлений в бюджет, адекватные показателям социально-экономического развития государства, как это определено положением о Министерстве.

В.Чем будет отличаться, на Ваш взгляд, деятельность по координации бюджетного процесса по доходам от аналитической работы в налоговой службе?

И. С. — Прежде всего комплексностью. Процесс наполнения бюджета является сложным и многогранным, предусматривает комплексный подход ко всем составным. Тем более, что в положении о Министерстве функция прогнозирования доходов значительно усилена и предусматривает подготовку предложений по прогнозу доходов бюджета и поступлений единого взноса с учетом прогноза макроэкономических показателей и тенденций развития мировой экономики. Наши цели достаточно амбициозны — планируем трансформировать прогнозирование и анализ доходов бюджета в координацию бюджетного процесса по доходам.

В.Чем это вызвано?

И. С. — Высокой ответственностью перед государством за наполнение бюджета: Министерство формирует более 90% доходов общего фонда госбюджета, то есть цена качества прогнозно-аналитической работы достаточно высока.

В.Как будет внедряться такая трансформация?

И. С. — Усилением обоснованности наших расчетов, учетом тенденций развития мировой экономики и оценкой их влияния на национальную экономику через призму бюджетных поступлений. Мы расширяем диапазон расчетов, концентрируемся не только на общих тенденциях наполнения бюджета, но и деталях бюджетных поступлений от определенных групп товаров, чтобы отслеживать взаимозависимость экономика — бюджет в режиме реального времени.

В.А на практике?

И. С. — Усилением организационной структуры департамента в части сопровождения бюджетного процесса на всех этапах его реализации в целом и на этапе координации взаимодействия структурных подразделений Министерства при формировании показателей бюджета по доходам в частности. Созданное в департаменте управление координации бюджетного процесса в своей деятельности призвано охватить организационные и методологические аспекты составления показателей доходов при разработке закона о бюджете, изучение влияния тенденций развития мировой и национальной экономики на доходы бюджета, согласование ожидаемых прогнозов по доходам, анализ состояния выполнения утвержденных на год показателей по закрепленным источникам.

В.Каким инструментарием Вы пользуетесь?

И. С. — Планируем использовать потенциал прогнозно-аналитической работы, накопленный в налоговой и таможенной службе, и творчески развивать его с учетом задач, поставленных перед Министерством. В частности, разработанный в рамках проекта программный продукт  «Модернизация государственной налоговой службы — 1» — модельный аппарат по определению влияния макроэкономических показателей на уровень налоговых поступлений, введен в практическую прогнозно-аналитическую  деятельность. Результаты расчетов были направлены Минфину Украины при рассмотрении прогноза поступлений основных налогов на 2013 год, как и прогнозные показатели в квартальном разрезе, которые мы формируем в аналитическом бюллетене «Квартальные прогнозы». Мы открыты к сотрудничеству с представителями отечественной науки для введения их наработок в практическую деятельность налоговой службы.

В.Имеете ли уже какие-либо наработки в результате сотрудничества с отечественной наукой?

И. С. — В течение нескольких лет мы сотрудничаем с Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины: информационный обмен для осуществления научных исследований, в кризисный период 2008 — 2009 годов — обсуждение предела влияния проявлений мировых финансовых потрясений на развитие национальной экономики и состо-яние наполнения бюджета, в период интеграции налоговой и таможенной службы и создания Министерства — изучение мирового опыта объединения этих служб и его адаптация для Украины. Сейчас мы планируем сконцентрироваться на изучении научных исследований в сфере формирования доходов бюджета, направить исследования академической науки в практическое русло.

В.Какие именно разработки Вас заинтересовали?

И. С. — Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины и его региональными отделениями разработана Информационно-аналитическая система сопровождения бюджетного процесса. Она сосредоточена на оценке экономического потенциала регионов и его отражении на объеме поступлений в бюджет. Соответствующими расчетами охвачена треть регионов государства с отличительной структурой экономики — промышленной, сельскохозяйственной и смешанной. Была проведена серия консультаций с разработчиками, по результатам которых на рабочих местах специалистов департамента была установлена тестовая модель информационной системы. Это позволило удостовериться в экономической обоснованности разработанной системы и ее прогностических возможностях. Безусловный интерес для нас указанная система будет иметь при условии ее адаптации для расчетов поступлений в госбюджет в региональном разрезе и в целом по государству.

В.Какими Вы видите перспективы внедрения подобных информационных систем в практическую деятельность Министерства?

И. С. — Уверена, что введение различных автоматизированных прогнозно-аналитических систем должно положительно сказаться на качественном и интеллектуальном уровне прогнозно-аналитической работы. Чем больше возможностей осуществления сценарных расчетов, тем больше достоверность объективной и комплексной оценки налоговых следствий различных тенденций развития мировой и отечественной экономики.

В.Почему это важно?

И. С. — Считаю, организовывая надлежащую работу Миндоходов Украины по прогнозированию доходов бюджета и определению индикативных показателей доходов на коротко-, средне- и долгосрочную перспективу мы закладываем основу для развития в государстве стратегического прогнозирования. Это направление является составляющим в общей системе реформирования государственного управления — реформы государственных финансов, в частности, путем введения эффективного государственного стратегического планирования, которое определено Указом Президента Украины от 12.03.2013 г. № 128/2013 «О Национальном плане действий на 2013 год относительно внедрения Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».

В.Какие еще пути совершенствования прогнозно-аналитической работы Вы можете назвать?

И. С. — Стараемся изучать мировые достижения в указанной сфере. И не только путем изучения публикаций в средствах массовой информации или литературных источниках. Общение, обмен опытом со специ-алистами налоговых органов других стран, введение современных методов налогового менеджмента считаем перспективным направлением саморазвития и усовершенствования. Так, в рамках визита в Миндоходов Украины представителей Генеральной дирекции государственных финансов Франции в апреле текущего года был проведен семинар по вопросам организации управленческого контроля, о котором можно узнать подробнее в этом выпуске «Вестника». Состоялся обмен мнениями по методам организации работы, определение критериев оценки эффективности структурных подразделений центрального аппарата налоговых ведомств, взаимодействия с региональными службами.

В.Что, по Вашему мнению, произвело самое большое впечатление на участников семинара?

И. С. — Высокий информационно-технический уровень работы налогового ведомства Франции, который был продемонстрирован на тестовых примерах информационных систем, ответственное отношение к организации и осуществлению управленческого контроля за состоянием работы структурных подразделений и региональных органов дирекции, а также понимание высокой ответственности перед обществом за качество выполняемой работы по наполнению бюджета.

В.Каковы планы Департамента на будущее?

И. С. — Не стоять в стороне эволюционных процессов, происходящих вокруг нас, создать в Министерстве надежный прогнозно-аналитический блок, нацеленный на комплексное формирование показателей доходов бюджета, вносить надлежащий вклад в деятельность Министерства как органа центральной власти европейского образца.


Беседовали Татьяна ЕГОРОВА,
Николай ВЛАЩУК