Статьи

Уроки европейского тренда

В рамках соглашения о сотрудничестве между Миндоходов Украины и Генера стоялся семинар по вопросам оценки эффективности работы относи льной дирекцией государственных финансов Франции сотельно ключевых показателей деятельности.


Советник Генерального директора государственных финансов Франции господин Жан Ноэль Бридей, эксперт Генеральной дирекции по государственным финансам Франции господин Воль и специалисты Департамента международных связей, Координационно-мониторингового департамента, Департамента персонала, Департамента финансово-экономической работы и бухгалтерского учета, Информационно-коммуникационного департамента, Департамента стратегического управления и инноваций Миндоходов Украины анализировали на примере работы Генеральной дирекции по государственным финансам Франции, насколько эффективно европейские традиции используются в нашей стране.

Программа семинара охватила ряд ключевых моментов в деятельности французского ведомства — построение структуры, организация работы по направлениям деятельности, кадровое обеспечение, стратегическое планирование и т. п.

По словам господина Бридея, Генеральная дирекция государственных финансов Франции контролирует около 92% поступлений в государственный бюджет. Такое доверие к службе обусловлено стабильными и прогнозированными отношениями между плательщиками и Дирекцией, которые формировались не один десяток лет. Это — сугубо сервисная служба.

Значительное внимание отводится борьбе с уклонением от уплаты налогов и сборов. Полноту уплаты в бюджеты государства контролирует высокоинтеллектуальная рискоориентированная система предупреждения мошеннических действий. Весомых результатов в этом направлении французскому ведомству помогает достичь целостная информационная база данных, которая формируется автоматически.

Отдельно рассматривался вопрос организации сервиса для плательщиков. Так, каждый клиент Генеральной дирекции имеет собственный «Кабинет налогоплательщика». С помощью его инструментов плательщик без проблем имеет возможность задекларировать в онлайн-режиме необходимые суммы, представить отчетность, осуществить расчеты с бюджетом.

Обслуживание крупных налогоплательщиков во Франции осуществляется отдельной Дирекцией, к ним относятся предприятия с оборотом свыше 400 млн. евро в год. Сопровождение каждого плательщика индивидуальное.

Генеральная дирекция не стоит в стороне от вопросов стратегического планирования деятельности. Специалистами ведомства реализуется «Программа 156». Этот документ находится в свободном доступе для граждан и освещает годовую стратегию деятельности Генеральной дирекции по государственным финансам, ее приоритеты, направления работы. План презентует реализуемые мероприятия, цели, прогнозные показатели, позволяет определить ожидаемые результаты в будущем.

Отдельным направлением работы является управленческий контроль. В системе ведомства ему отводится значительное внимание. По мнению господина Жана Ноэля Бридея, качественный управленческий контроль — это половина успеха в достижении поставленной цели.

Управленческий контроль в налоговой службе Франции состоит из двух методов: информационного инструмента (рабочее название «OPERA», функционирует с 2012 г., содержит всю необходимую информацию для осуществления управленческого контроля, наполнение баз данных автоматизировано на 95%) и постоянного диалога налоговиков и плательщиков. Такая модель контроля позволяет ведомству эффективно выполнять свои обязанности перед государством.

Ежегодный управленческий контроль как процесс состоит из двух фаз, осуществляемых в период с января по май.

Первая фаза — с января по март на уровне департаментов Генеральной дирекции. На основе информационного инструмента OPERA определяется эффективность работы территориальных подразделений Генеральной дирекции, прогнозируются показатели деятельности на следующий бюджетный год.

Вторая фаза — с апреля по май. В это время стороны (уполномоченный Генерального директора и местный руководитель) в дискуссии на основе систематизированной статистической информации
о деятельности территориального подразделения Генеральной дирекции подводят итоги работы и дают ему оценку. Как правило, исходящей информацией для его оценки и планирования является около 81 специального индикатора. Это интегрированные показатели, специально разработанные для оценки эффективности, например:

  • CF-01 — процент прекращения мошеннических действий;
  • CL-04 — повышение качества услуг для территориальных общин;
  • FD-13 — уровень соблюдения требований в течение одного месяца, за исключением договорного периода для получения ответов на запросы, адресованные службам соответствующей юрисдикции;
  • GF-02 — качество службы Marianne (эта служба тождественна украинским центрам обслуживания налогоплательщиков);
  • JF-03 — коэффициент обработки претензий и спорных вопросов по разным категориям, которые должны обрабатываться в течение 30 дней.

В завершение мероприятия участники семинара сравнили работу французского ведомства с украинским. Концептуальные принципы и приоритеты деятельности Генеральной дирекции не отличаются от принципов деятельности Министерства доходов и сборов Украины. Вывод единогласный — ориентация на сервис, уменьшение налогового давления, отказ от безосновательного вмешательства в деятельность предпринимателей, прекращение мошеннических действий в налогообложении, либерализация правил и условий ведения бизнеса в Украине — европейский тренд, который активно реализуется в Украине силами Миндоходов.

Вопросу улучшения оценки эффективности работы по ключевым показателям деятельности структурных подразделений службы всегда отводилось значительное внимание и у нас. Так, в 2006 г. был разработан интегральный показатель оценки подразделений налоговой службы (расчет показателя проводился на основе 15 показателей по основным направлениям деятельности), в 2008 г. показатель оценки был дополнен и была значительно расширена входящая информация (при расчете оценочного показателя учитывались 170 показателей). 2012 год ознаменовался концептуальными изменениями в подходах к оцениванию структурных подразделений службы в пользу стратегического планирования. А в условиях процесса формирования Министерства доходов и сборов Украины путем реорганизации налоговой и таможенной служб этот процесс закрепился и набирает новой силы.


Руслан САЗОНОВ,
главный государственный ревизор-инспектор
Координационно-мониторингового департамента

Министерства доходов и сборов Украины

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42