НДС

Акт выполненных работ — первичный документ

Является ли акт выполненных работ первичным документом в понимании абзаца 11 п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса и Закона о бухучете? Считается ли акт сдачи-приемки работ (услуг), который прилагается к заявлению с жалобой на поставщика, поданному вместе с налоговой декларацией за отчетный налоговый период, основанием для включения сумм НДС в состав налогового кредита?


В соответствии с п. 198.6 ст. 198 Налогового кодекса не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные налоговыми накладными или подтвержденные налоговыми накладными, оформленными с нарушением требований ст. 201 этого Кодекса.

Согласно п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса налоговая накладная выдается плательщиком налога, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, по требованию покупателя и является основанием для начисления сумм налога, которые относятся к налоговому кредиту.

При осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога — продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных.

Отсутствие факта регистрации плательщиком налога — продавцом налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных и/или нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дают права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождают продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.

Исключение из этого общего правила установлено абзацем 11 п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса, согласно которому в случае нарушения поставщиком порядка заполнения налоговой накладной и/или порядка регистрации ее в Едином реестре налоговых накладных покупатель таких товаров/услуг имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика, которое является основанием для включения сумм НДС в состав налогового кредита. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющие факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии со ст. 9 Закона о бухучете, которые подтверждают факт получения таких товаров/услуг.

Выполнение плательщиком указанного правила позволяет ему реализовать право на получение налогового кредита.

Форма заявления об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (нарушении им порядка заполнения и/или порядка регистрации накладной в Едином реестре налоговых накладных) утверждена приказом № 1492 (приложение 8 к налоговой декларации по НДС).

Статьей 1 Закона о бухучете определено, что первичный документ — это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление.

В соответствии со ст. 9 этого Закона первичные документы должны составляться во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания на бумажных или машинных носителях и иметь следующие обязательные реквизиты: название документа (формы); дата и место составления; название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единица ее измерения; должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личная подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции. Ведение указанных документов предусмотрено Положением № 88.

Следовательно, акт выполненных работ, содержащий все обязательные реквизиты первичного документа бухгалтерского учета, может прилагаться к заявлению с жалобой на поставщика, который своевременно не предоставил налоговую накладную, и является достаточным основанием для включения сумм НДС, уплаченных в составе стоимости поставленных согласно указанному акту услуг, в состав налогового кредита отчетного периода.