Статьи

Сладкий вкус прибыли

Отечественные садоводы пытаются продлить ягодный сезон.

Ягодная пора в Украине долгожданная, но недолгая. С нетерпением ждут ее и покупатели, чтобы пополнить витаминные запасы, и сами аграрии, потому что ягода — едва ли не самый дорогой продукт, который лучше всего продается. Обычный горожанин тем временемстарается в течение пяти-шести недель успеть вдоволь полакомиться земляникой, клубникой и черешней.


Конечно, украинцы с удовольствием включали бы эти ягоды в свой рацион на протяжении всего года. Но по экспертным оценкам, свыше 80% ягод в Украине выращивается населением и мелкими хозяйствами. Не все они могут вкладывать денежные средства в возделывание дорогостоящих сортов или использовать новейшие методики покрытия грунта, позволяющие получать по несколько урожаев в год. В теплицах без обогрева появляется возможность продлить сезон на 20 — 30 дней, а с отоплением и контролем климата — на 45. Однако сезонные прибыли большинства ягодников не покроют расходов на дорогие технологии возделывания. Так, на высококачественный посадочный материал на площади 1 га придется израсходовать около 800 евро, а теплица с обогревом и климат-контролем будет стоить почти 750 тыс. евро. Такие возможности открываются перед аграриями лишь при условии инвестирования немалых денежных средств в бизнес. А затратное производство по силам только крупнотоварным производителям, которых в Украине еще не так много.

Впрочем, как утверждают эксперты ягодного рынка, интерес агропроизводителей, в том числе мелкотоварных, к этой отрасли все равно растет. И прежде всего потому, что внутренний и внешний спрос до сих пор превышает предложение. А это означает, что в ягодном секторе существует много незанятых ниш, которые ждут предпринимателей.

Клубника со сливками

Постепенно ягодное направление становится одним из приоритетных для Украины, его доля в валовой продукции сельского хозяйства — около 4%. Учитывая то, что продукт малопригоден для транспортировки, поскольку ягоды быстро портятся, несложно будет отвоевывать рынок у конкурентов — китайских и польских поставщиков.

Украина может успешно экспортировать клубнику на российский рынок, потому что имеется почти месяц преимущества по времени созревания перед местными поставщиками. К тому же цены на российском рынке в среднем на 30 — 50% выше украинских.

Из года в год отечественные производители увеличивают площади под клубникой, но цена на нее не снижается и составляет в среднем 12 грн. Щедрые «ягодные места» безошибочно определяют иностранные инвесторы, используя при этом формулу «новое — это хорошо забытое старое». Еще 100 лет тому назад крестьяне-единоличники, объединявшиеся в кооперативы, успешно торговали своей продукцией в Европе. Ныне все больше современных мелкотоварных производителей возвращается к этой рациональной модели хозяйствования. В скором времени «сливки» с клубничного бизнеса будет снимать один из крупнейших мировых производителей молочной продукции Danone, который в прошлом году в Кременецком районе на Тернопольщине, издавна славившейся богатыми урожаями клубники, объединил 500 собственников единоличных хозяйств в кооператив по выращиванию клубники.

Компания будет закупать у кооператива клубнику для изготовления йогуртов и заинтересована инвестировать денежные средства в возделывание ягоды. Так что будет иметь гарантию качества собственной продукции, точно зная, в каких условиях произрастала клубника, соответствует ли не только отечественным, но и мировым стандартам.

В создании подобных кооперативов заинтересована и местная власть, которая в свое время также выделяла денежные средства на развитие клубничного кооператива. Ведь новые рабочие места, официальное трудоустройство обещают соответствующие отчисления в местные бюджеты. Вместе с тем маленькие единоличные хозяйства будут иметь доступ к дорогому холодильному оборудованию для предварительного охлаждения ягод, без которого клубника сразу теряет товарные свойства, к высокопроизводительным рассадам и рынкам сбыта. Этот и другие примеры инвестирования в ягодный сектор лишь подтверждают прогнозы аналитиков, которые обещают на ближайшие годы существенное увеличение площадей для выращивания ягодных культур и возрастание их доли в промышленном производстве.

Садов станет больше

Ежегодно объемы производства ягод увеличиваются на 10 — 15%. И это только начало. Специалисты рынка утверждают, что даже при современных, весьма скромных, возможностях производителя этот показатель можно увеличить до 25% в год, потому что абсолютно все виды ягод выращивать выгодно. По некоторым экспертным оценкам, с 20 га площади, отведенной под ягоды, фермеры получают 4 — 5 млн. грн. в сезон.

Еще до недавнего времени в Украине почти не практиковалось возделывание ранних ягод с помощью различных методов накрытия грунта, разведение лучших раннеспелых сортов мировой селекции. Но уже прошлогодний фруктово-ягодный сезон поразил новыми тенденциями, когда украинскую садовую землянику начали продавать в мае. По словам эксперта плодоовощного рынка ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Игоря Стрелюка, инвесторы убедились, что увеличение площадей с закрытым грунтом под ягодами позволяет неплохо зарабатывать. Активно развивалось производство черники и малины, начали закладывать новые сады под смородину, производство которой вызывает особый интерес. Ведь в отличие от других ягодных культур для ее возделывания нет необходимости покупать посадочный материал за границей. Сорта смородины отечественной селекции лучше иностранных.

В текущем году производители постараются продлить ягодный сезон. Поэтому закладывают плантации таким образом, чтобы эта пора начиналась раньше, в мае, а за счет ремонтантности (два-три урожая в год) продолжалась по возможности дольше.

Сбыл и забыл

Всего около 10% выращенной ягоды реализуется через торговые сети супермаркетов, с которыми производители сотрудничают крайне неохотно из-за низких закупочных цен и длительной отсрочки платежа. Почти 25 — 30% выращенных ягод идет на переработку. Как утверждают аграрии, продавать продукцию на переработку невыгодно, потому что самую высокую прибыль можно получить именно во время продажи на открытых рынках, где обычному потребителю выгоднее всего покупать ягоды. По-этому перерабатывающие предприятия испытывают определенный дефицит сырья. Несмотря на то что некоторые из них готовы платить достаточно, производитель тяготеет к рыночной торговле, где цены все же намного выше. Причина неизменна: предложение ягод ограничено, а спрос высокий.

К ягоде — с любовью

Ягоды — едва ли не единственный сегмент фруктов, спрос на которые постоянно растет в мировых масштабах. В европейских странах всячески стимулируют садоводство как один из наиболее рентабельных и перспективных видов бизнеса. Интересен пример Италии, где в 60 — 70-е годы прошлого столетия произошел кризис в возделывании черешни. Чтобы поддержать бизнес, который обеспечивает заработком много семей, а государственный бюджет — доходами, в Италии развернули специальную государственную программу поддержки фермеров начиная от селекции сортов, технологий посадки, сбора урожая до помощи в маркетинге и менеджменте.

Обеспечить потребность украинцев во фруктах и ягодах, а также открыть международные рынки для этой продукции призвана государственная поддержка отрасли, которая сейчас осуществляется в Украине за счет 1,5%-процентного сбора от реализации алкогольных напитков и пива. В прошлом году она предназначалась, в частности, для приобретения специализированной техники и механизмов, линий товарной обработки плодов, строительства лабораторных комплексов для обеспечения производства безвирусного садового материала, камер быстрого замораживания плодов и ягод и т. п. По мнению министра аграрной политики и продовольствия Николая Присяжнюка, таким образом государство уменьшает импортозависимость Украины, помогает избежать сезонного колебания цен, а в будущем позволит отечественному производителю экспортировать весь сегмент фруктов и ягод. Аграрии в свою очередь считают, что механизмы поддержки хозяйств недостаточно прозрачны, а ее эффективность не сравнить с той, которую предоставляют европейским фермерам.

Однако в Европе вопреки всем государственным усилиям интерес к работе на земле исчезает. И этого не скрывают руководители
и собственники иностранных садовых предприятий, приглашая на сезонные работы трудовых мигрантов со всего мира. Особенно уважают украинцев, зная об их трудолюбии и любви к садоводству. Ведь душевное отношение к ягодному делу играет не последнюю роль. Поэтому развитие садоводства в Украине важно и в социальном аспекте — работящие руки соотечественников могут и должны найти применение на родной земле.


Инна ГОЛОВКО

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42