Статьи

Оседлать электроконя

Утром по дороге на работу в душной маршрутке, которая опять застряла в пробке, я в очередной раз позавидовал всегда улыбающимся жителям Амстердама, ездящим на работу на велосипедах. Крутят себе, не торопясь, педали велосипедисты в деловых костюмах — и на работе вовремя, и свежим воздухом успели подышать.


Здесь вам не равнина, здесь воздух иной...

Велосипедная идиллия в Амстердаме и многих других европейских городах напрямую связана с рельефом местности. Город, расположенный на равнине, для велосипедистов — подарок судьбы: не нужно на крутых подъемах, выбиваясь из сил, налегать на педали. Другое дело — Киев, где почти половина улиц имеет значительный уклон. Поэтому в столице каждый, кто отважится ехать на работу на велосипеде, сталкивается с двумя серьезными проблемами. Первая — велосипедисту, который едет на подъем, приходится тяжело дышать, а дышать, как оказывается, уже нечем. Воздух испорчен выхлопными газами сотен автомобилей, «тянущихся» на этот же подъем. Глубокое и частое вдыхание смеси газов, пыли и остатков кислорода в корне перечеркивает в целом гениальную идею здорового образа жизни, вынашиваемую велосипедистами. Тот, кто смог добраться до рабочего места, как правило, пребывает в хорошем настроении: он испытал приятную физическую нагрузку, сэкономил пятерку на маршрутку, в конце-концов, удачно сманеврировал между автомобилями, управляемыми лихачами-водителями. Но после такого вояжа ему необходимо освежиться. Поэтому многие, кто хотел бы ездить на работу на велосипеде, от этой заманчивой идеи отказываются — ведь пока что не в каждом офисе имеется такая роскошь для сотрудников, как душ. Это вторая проблема. Но и она возникла уже тогда, когда электровелосипеды надежно вошли в нашу жизнь. А полтора столетия тому назад важным был лишь тот факт, что на новом чудо-велосипеде можно было двигаться с ветерком и без особых усилий.

Так, в 1895 г. в США был выдан патент на велосипед с электродвигателем.

Сто лет на поправку

Через четыре года, в 1899 г., был построен первый прототип электровелосипеда. Но аккумуляторные батареи и электродвигатели того времени были такими тяжелыми и громоздкими, что электровелосипед оказался совершено непригодным к практическому применению. Большой вес, неповоротливость, испаряющие кислоту аккумуляторы и искрящийся электродвигатель — вот как выглядел первый электровелосипед. Конструкция была признана опасным аттракционом, и идею «временно забыли» почти на 100 лет. За такой немалый срок инженеры сообразили, как делать аккумуляторы приемлемого веса и безопасные электродвигатели. И в 1992 г. компания Zikе начала серийный выпуск электровелосипедов. Сегодня в мире их выпускается свыше 30 млн. в год, из них более 20 млн. шт. — в Китае.

Электровелосипеды на любой вкус

В настоящее время заводы выпускают столько разновидностей электровелосипедов, что выбрать себе подходящую модель не составит труда. Есть  такие велосипеды для города: складные, сравнительно небольшого веса, с колесами малого диаметра, чтобы ездить только по гладким тротуарам и парковым дорожкам. В сложенном виде они помещаются в багажник автомобиля или на антресоль. Для выезда на украинские дороги понадобятся колеса большего диаметра — 22 — 26 дюймов. Такие колеса — у дорожных электровелосипедов, которые еще называют классическими. Они имеют больший вес и запас хода. Есть также электрические спортивные шоссейные, электрические горные, а также электрические трехколесные велосипеды. «Трехколески» с грузовыми корзинами особенно популярны в Индии, в Китае они — надежный помощник в малом бизнесе.

А вот в КНДР на велосипедах в общем и электрических в частности запрещено ездить женщинам. Такой странный запрет властей, формально мотивированный гибелью на велосипеде в ДТП дочери северокорейского генерала, на самом деле преследует другую цель. Власти страны проигрывают борьбу со стихийными рынками, которые стали очень популярны. А поскольку основные участники этих стихийных «очагов капитализма» являются женщины, которые привозят товар на велосипеде, то власти хоть таким образом надеются остановить чуждый для государственной идеологии процесс. Пока что женщины выигрывают — они стали приезжать на рынки пораньше, затемно, и таким образом избегают контроля.

Обособленно в ряду электровелосипедов стоят электроскутеры. Они почти все двухместные, весят 70 — 90 кг, украшены пластиковым обвесом, а педали на них оставлены, скорее, как дань традиции. Если аккумулятор сел, то с помощью педалей на электроскутере далеко не уедешь. Зато они развивают большую скорость по сравнению с электровелосипедом.

Есть еще одна особенная категория электровелосипедов — имиджевые. Они выполнены, как правило, в стиле мотоциклов «чопперов» — низкая посадка, длинная рама, переднее колесо большего диаметра, чем заднее, и стильный руль. Они не очень удобны для поездок по городу, но для прогулок в парке — в самый раз. Оглядываются все.

Под столом, втихаря от босса

Зарядить электровелосипед можно от любой розетки на 220 В. Время полной зарядки зависит от типа аккумулятора, обычно это 4 — 6 ч. Самые простые и недорогие аккумуляторы — свинцово-кислотные. По названию сразу понятно, что они тяжелые и капризные, служат меньше других, всего около трехсот циклов «заряд — разряд» (это примерно три — пять лет активной эксплуатации). Самые современные аккумуляторы — литийполимерные и литийжелезофосфатные — гораздо легче, имеют большую емкость (обеспечивают больший запас хода), дольше служат, но дороже стоят. Аккумуляторы на стоянке можно снять и зарядить отдельно от велосипеда. Босс даже не заметит, что у сотрудников под столом заряжаются не только мобильные телефоны, но и электровелосипеды. Кстати, для пробега 100 км  такому велосипеду понадобится электричества на сумму до 5 грн.

Энергия аккумулятора питает «мотор — колесо» — это обычное велосипедное колесо, в которое встроен электродвигатель. Его конструкция настолько проста, что ломаться там нечему, а главный секрет такого двигателя — очень сильные неодимовые магниты. «Мотор — колесо» может быть установлено спереди либо сзади, превращая велосипед в передне- или заднеприводный. Выпускаются даже полно-приводные электровелосипеды, своеобразные «велоджипы». Аналогичная схема применяется на некоторых горных электровелосипедах. «Велоджипы» очень пригодились бы сельским почтальонам, но, к сожалению, стоимость такого транспорта ныне равна зарплате почтальона за несколько лет.

Крути педали в голубые дали

Для того чтобы энергию, запасенную в аккумуляторе, расходовать эффективно, на электровелосипеде устанавливают систему управления, которую по принципу действия можно разделить на три группы.

В системе первого типа применяется ручка газа, как на мотоцикле: «накручиваешь» ручку — быстрее едешь. Система управления такого типа популярна в Америке и на Востоке. Но в некоторых странах Европы для управления электровелосипедом с такой системой требуется водительское удостоверение, потому что на нем можно ездить, совсем не используя педали. Проще говоря, велосипед превращается в электроскутер.

Вторая система подает питание на электродвигатель, когда велосипедист проворачивает педали: один оборот педалей — двигатель включается, перестал велосипедист вращать педали — через две секунды двигатель отключается. Время включения — выключения запрограммировано в контроллере электродвигателя, но главное правило — электродвигатель выполняет только вспомогательную роль, хочешь ехать — крути педали.

Система управления третьего типа — самая «умная». Она измеряет усилие, с которым велосипедист давит на педали. Сильнее давит (едет на подъем) — двигатель активнее помогает ехать. Ослабил велосипедист давление на педали (катится по ровной дороге) — двигатель работает в экономичном режиме. Такая система становится все более популярной, потому что она включается в работу именно тогда, когда ее помощь необходима, и забирает на себя большую часть нагрузки, но при этом велосипед остается велосипедом. Короче говоря, крути педали, не ленись.

Сам себе Кулибин

А как быть тем, у кого уже есть любимый велосипед и покупать отдельно еще один, электрический, не только не хочется, но и накладно? Для таких велосипедистов выпускаются специальные велонаборы, в которые входят двигатель, контроллер, система управления. То есть все необходимое для переоборудования обычного велосипеда в электрический. Только аккумулятор следует докупать отдельно, выбрав его по потребностям и согласовав со своими финансовыми возможностями.

Несколько лет тому назад появилось в продаже так называемое копенгагенское колесо. Это вершина простоты переоборудования: с велосипеда снимается заднее колесо, вместо него устанавливается «копенгагенское». И все, можно ехать, потому что такое колесо включает в себя аккумуляторы, двигатель и систему управления. О режиме работы двигателя, состоянии аккумулятора и даже о координатах велосипеда на местности «копенгагенское» колесо сообщает велосипедисту на телефон.

Плюсы и минусы электровелосипеда

Итак, мы выяснили, что воспользовавшись электровелосипедом, можно приехать на работу, даже не запыхавшись. Кстати, психологи утверждают, что половина людей, занятых умственным трудом, устают по дороге на работу и обратно больше, чем от самой работы. Общественный транспорт не сильно радует пассажиров положительными эмоциями, а электровелосипед может сохранить своему хозяину тысячи нервных клеток.

А кому еще пригодится электровелосипед? Велопутешественникам, ведь поездка на 30 — 40 км для новичка на обычном велосипеде — это довольно утомительно. На электровелосипеде можно делать длинные пробеги без усталости, к тому же с собой можно захватить запасные аккумуляторы, если необходимо везти груз (например, палатку или провиант). Кроме того, такой велосипед позволяет поддерживать большую среднюю скорость: если для неподготовленного велопутешественника комфортная скорость по ровной дороге составляет около 10 км/ч, то на электровелосипеде он может без усилий поддерживать скорость около 15 — 20 км/ч.

Для пожилых людей электровелосипед дает возможность дольше вести активный образ жизни, причем для прогулок можно использовать трехколесные машины — так нет риска упасть. Больным в период реабилитации после велотренажера есть смысл пересесть на электровелосипед — и время пройдет интереснее, и нагрузка на организм будет точно дозирована.

А имиджевые модели электровелосипедов, то есть «рокерские» или «гламурные», выделяют из общей массы велосипедистов тех, для кого это важно.

Разумеется, электровелосипед, как и много других любимых наших вещей, имеет свои недостатки. Он тяжелее обычного, поэтому им сложнее управлять, его не очень удобно нести в руках, если есть такая необходимость, например, по лестнице. Электровелосипед дороже обычного, но ведь такая плата оправдана, она — за дополнительные возможности.


Подготовил
Дмитрий ЗАБАШТАНСКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42