Статьи

На страже таможенных границ

22 июня 1992 г. был обнародован Указ Президента Украины № 353/92, в котором отмечалось: «Враховуючи важливу роль митної служби у забезпеченні єдності та цілісності митної території України, розширенні та зміцненні зовнішньоекономічних зв’язків із зарубіжними країнами, постановляю:
Встановити День митної служби України, який відзначати щорічно 25 червня — у день прийняття Верховною Радою України в 1991 році Закону про митну справу в Україні».


Длинным и тернистым был путь нашей национальной таможенной службы к получению такого высокого государственного признания.

Фактически она создана еще в 907 г. торгово-таможенным договором Киевского князя Олега с византийским императором, следующими таможенными соглашениями Киевской Руси с государствами юга, запада и севера. Знаменательными вехами украинской таможни стали универсалы Богдана Хмельницкого и изданный великим гетманом в апреле 1654 г. Первый общегосударственный таможенный тариф. Весомый вклад в дело создания государства и формирование законодательной базы финансовой и налогово-таможенной системы Украины внесли правовые акты Центральной Рады, правительств гетмана П. Скоропадского, УНР и ЗУНР. Все это — наша история...

Становление национальной таможенной службы происходило в предельно сложной социально-политической ситуации, накануне развала единого когда-то союзного государства, в период, когда экономика и финансовая база СССР оказались на пороге краха. Нельзя не вспомнить, что в коммунистическом Союзе таможенное дело было сугубо централизованным. В отличие от других фискальных и правоохранительных структур, имевших в Украине свои подчиненные г. Москве республиканские учреждения или филиалы — Минфин, ГлавКРУ, прокуратура, МВД, КГБ, — в Республике не было каких-либо координирующих ведомств, осуществлявших руководство таможенной системой. Все правовые, финансовые, кадровые вопросы каждой таможни, которая дислоцировалась на территории Украины, решались в г. Москве, а взыскиваемые украинскими таможенниками платежи до последней копейки перечислялись в «центр». К тому же таможенная служба была полностью подчинена политическим и экономическим интересам компартии и союзного правительства, а также сориентирована на соблюдение государственной монополии внешней торговли и осуществление жесткого идеологического контроля за ввозом в страну так называемой антисоветской и идейно-вражеской печатной, аудио- и видеопродукции.

В конце восьмидесятых прошлого столетия в условиях острого социально-экономического кризиса в Украине распространялось национально-демократическое движение, утверждались гласность, политический плюрализм, национальное самосознание. Новоизбранная Верховная Рада уверенно взяла курс в направлении создания государства и обеспечения суверенитета Республики. Это, в свою очередь, способствовало активизации внешнеэкономической деятельности национальных предприятий и открывало возможности для организации собственной таможенной службы.

25 июня 1991 г. Верховный Совет Украинской ССР принял Закон «О таможенном деле в Украине», создавший условия для развития таможенной системы в стране. Статья 1 Закона констатировала: «Украина как суверенное государство самостоятельно создает собственную таможенную систему и осуществляет таможенное дело. Таможенное дело является составной частью внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины». Актуальность и прогрессивный характер этого Закона усиливались тем, что этот важный акт был принят еще при существовании СССР, руководство которого выступало против государствообразующих мероприятий Верховного Совета. Наконец, исходя из этого и принимая во внимание возможные политические санкции и репрессивные меры со стороны союзного центра, Президиум Верховного Совета принял решение не публиковать вышеуказанный Закон в СМИ. Первый законодательный акт по таможенному делу был издан в «Ведомостях Верховной Рады Украины» только 29 октября 1991 г. (то есть через четыре месяца после его принятия).

24 августа 1991 г. парламент торжественно принял Акт провозглашения независимости Украины, которым был определен ее новый политико-правовой статус как самостоятельного, суверенного государства. Исходя из жизненных интересов украинского народа Верховная Рада начала подготовку фундаментальных законодательных актов, которые должны были стать гарантией суверенитета и свободного развития государства. Одним из них стал первый в истории Республики Таможенный кодекс Украины. К подготовке проекта этого основополагающего акта были привлечены работники Киевской и Бориспольской таможен: Алексей Коваль, Александр Егоров и Александр Шейко. 12 декабря кодифицированный акт по таможенному делу после тщательного изучения и доработки был утвержден парламентом. В тот же день Президент Украины создал Государственный таможенный комитет Украины и назначил его первого Председателя — Алексея Михайловича Коваля. О значении, которое придавало руководство государства организации национальной таможенной службы, свидетельствовал тот факт, что текст Указа Президента под номером один был первым официальным документом, подписанным Главой страны после его избрания на высшую государственную должность.

После принятия Таможенного кодекса Украины и формирования Гостаможкомитета началась многоплановая будничная работа по развитию широкомасштабного механизма таможенной службы Украины. Практическую деятельность новой общенациональной системы пришлось осуществлять с нуля. Но такой механизм был создан. Благодаря упорному труду за считанные месяцы удалось создать единую централизованную структуру, сформировать ее аппарат, наладить постоянную связь с десятками таможен и таможенных постов, установить таможенный контроль по всему периметру государственных рубежей Украины; наконец, направлять  финансовые потоки таможенных платежей из г. Москвы в г. Киев (в почти пустую к тому времени казну нашего государства).

Однако не все складывалось хорошо. Гостаможкомитет не имел собственного помещения, транспорта, надлежащих средств связи. Не доставало кадров, имеющих опыт управленческой работы, не было необходимых технических средств для осуществления контрольных функций на границе. Структура центрального аппарата и таможен не всегда соответствовала задачам, которые стояли перед таможенной службой, что нередко приводило к неоправданным реорганизациям и структурным переформированиям. Не хватало материальных и финансовых ресурсов.

И все же таможенная система страны набирала оборотов. Уже в течение первого года функционирования службы в стране почти вдвое увеличилось количество таможенных учреждений, налажен таможенный контроль во многих новых пунктах пропуска на автомагистралях и в аэропортах. В госбюджет направлено около 40 млрд. купоно-карбованцев. В ноябре 1992 г. Украина стала полноправным членом Всемирной таможенной организации. Новосозданная система в дальнейшем должна была работать в условиях рыночной экономики и стремительно растущих связей предприятий всех форм собственности с зарубежными партнерами.

Украинскую таможню ожидали новые кардинальные преобразования, масштабные задачи. Открывались широкие горизонты.