Статьи

«Единое окно»: мечты, ставшие реальностью

В г. Одессе состоялась 12-я Международная транспортная неделя, в рамках которой прошел Третий Международный семинар Европейской экономической комиссии ООН, посвященный вопросам упрощения процедур торговли и локального «Единого окна».


Семинар организован Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) в сотрудничестве с правительством Украины и при поддержке Украинского национального комитета Международной торговой палаты
(ICC Ukraine) и Ассоциации транспортно-экспедиторских и логистических организаций Украины «Укрвнештранс».

Модераторами мероприятия выступили: региональный советник ЕЭК ООН Марио Апостолов; заместители председателя Межведомственной рабочей группы по внедрению технологии «Единое окно» - локальное решение» в зоне деятельности Южной таможни и портов Одесской области — президент ICC Ukrainе Владимир Щелкунов и президент Ассоциации «Укрвнештранс» Олег Платонов.

В семинаре также приняли участие руководители международных организаций: FIATA — Лим Стенли, CLECAT — Николетт Ван Дер Яагт; представители международных (EUBAM — Андрей Виденов), а также общественных организаций и бизнеса. Украинскую сторону представляли заместитель Председателя Верховной Рады Украины Руслан Кошулинский, спецалисты Министерства доходов и сборов Украины — Анатолий Гутник,Иван Романов, Павел Пашко, Олег Матвеев, Елена Мошинская, Леонид Муромцев, Юрий Соколов. В работе этого и других мероприятий Транспортной недели приняли участие представители Администрации Государственной пограничной службы, Министерства инфраструктуры, Министерства иностранных дел, Министерства экологического контроля и природных ресурсов, Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы, работники Одесского порта, Укрзализницы. На семинаре рассматривались последние наработки в сфере упрощения процедур торговли, в частности таких, как «Единое окно» — локальное решение».

Накануне Международной транспортной недели в Одесском порту была начата эксплуатация Единой информационной системы портового сообщества (ЕИС). Напомним, что электронный наряд по решению Межведомственной рабочей группы, созданной по поручению Премьер-министра Украины Николая Азарова, функционирует в порту в тестовом режиме с октября 2012 г. С внедрением новосозданной системы получены определенные положительные результаты. Об этом участников заседания проинформировал начальник службы логистики и коммерческой работы ГП «Одесский морской торговый порт» Вячеслав Вороной. Электронный наряд как информационный продукт системы ЕИС в новых условиях заменил уже морально устаревшую бумажную систему. Структура нового портового сообщества должна способствовать интеграции всех участников транспортного и грузового процессов в порту в единое информационное пространство с возможностями предоставления доступа к информации, используемой в рамках технологических процессов с применением средств технической защиты по государственным параметрам. Целью системы является минимизация бумажного документооборота при выполнении технологических операций в порту, оптимизация технологических процессов, сокращение времени каждой операции путем предоставления всем участникам транспортного и грузового процессов своевременной и оперативной информации.

Система включает в себя информационный обмен между контролиру-ющими органами (таможня, пограничная служба и др.), администрацией порта, стивидорными компаниями, морскими агентами, экспедиторами, представителями Укрзализницы.   Сейчас проводится тестирование по вопросам получения предварительной информации от морских агентов. На заключительном этапе будет осуществляться тестирование обмена данными со стивидорными компаниями относительно фактической разгрузки. По состоянию на 30 мая 2013 г. к системе подключена 351 экспедиторская компания — практически все из работающих в порту. Таким образом, реализована первая технологическая цепочка оформления контейнеров. В ближайшее время планируется, что с помощью ЕИС можно будет иметь доступ к предварительной информации о прибытии грузов, их фактической разгрузке, электронном наряде, разрешении на вывоз контейнеров из порта.

С докладом о работе системы ЕИС перед участниками семинара выступил заместитель начальника Южной таможни Миндоходов Украины Юрий Соколов. «Эта система, — констатировал он, — позволила работникам таможни оперативно получать информацию о грузах. Она способствует определению тех или иных форм контроля, помогает своевременно информировать экспедиторов, владельцев груза, и таким образом избегать лишних дополнительных трудовых и финансовых расходов при оформлении грузов. Разработчики системы проводят обучение инспекторов таможни, задействованных в работе ЕИС, одновременно учитывая пожелания работников таможни. Наряду с положительными факторами докладчик выделил вопросы, требующие доработки. Пока система охватывает лишь некоторые сегменты импорта, транзита, экспорта. Таможню же интересует полная информация о движении товара и контейнеров, включительно с экспортом пустых контейнеров, осуществление экспертизы мест обработки контейнеров и т. п.».

Сегодня рабочее место инспектора оборудовано тремя компьютерами. Это таможенная программа «Инспектор 2006», база ЕИС (электронный наряд) и компьютер с информацией о том, где сейчас находятся и обрабатывают контейнеры.

В дальнейшем, предложил заместитель начальника Южной таможни, необходимо решить вопрос сосредоточения всей информации на единой площадке и доработки нормативной базы, которая бы на уровне постановления Кабинета Министров утвердила предоставление информации через ЕИС.

«Сегодня мы изучаем опыт зарубежных стран. Так, американская таможня не даст «добро» на загрузку ни одного контейнера в порту Китая без предварительной информации. Система работает четко и слаженно. В США таможня может работать с информацией о грузе, который прибудет в порт назначения даже через месяц. Мы же просим предоставить полную информацию о грузе по крайней мере за сутки до прибытия в порт. Тогда сможем говорить о безальтернативности оформления всех грузов, перемещаемых через морские порты с использованием ЕИС», — заверил чиновник.

Заместитель начальника Управления таможенного контроля и оформления Департамента таможенного дела Миндоходов Украины Павел Пашко в своем выступлении сосредоточил внимание участников семинара на вопросах законодательного обеспечения таможенного дела. Он проинформировал, что в нашем законодательстве можно найти нишу, которая бы позволяла продавать товары, неизвестно как произведенные и ввезенные в Украину. Товар, который ввозится на территорию нашего государства и реализуется здесь, не идентифицируется. В прошлом году была попытка принять законодательный акт о внесении в порядок бухгалтерских документов идентификационного кода товаров согласно товарной номенклатуре, но предложение было отклонено. «Единое окно» позволит получать полную информацию о движении товара, и тогда станет возможным упрощенное оформление на границе. Если же даже за этот товар налоги непосредственно на границе не будут уплачены, они будет взысканы на территории Украины. В «Едином окне» скапливается вся информация о товаре, и все контролирующие органы будут иметь возможность пользоваться ею. Создается своеобразный фильтр: товар не сможет покинуть пределы порта без соответствующей информации.

Возникает необходимость внесения изменений и дополнений в Таможенный кодекс Украины как технологический документ. Поэтому нужно добиваться единого подхода не только в портах, но и внутри страны. В Одесском порту введена универсальная система. Технологию реализации этого опыта необходимо распространять по всей стране, к тому же было бы неплохо закрепить это в законодательном акте.

Эксперт по пост-таможенному контролю и аудиту EUBAM Андрей Виденов обратил внимание на необходимость разработки Национальной концепции по вопросам усовершенствования процедур таможенного контроля и оформления с целью содействия торговле. «Сейчас, — отметил докладчик, — при реформировании структур таможенной службы Миндоходов Украины имеет возможность прислушиваться к рекомендациям Всемирной таможенной организации и стандартам Киотской конвенции. Речь идет о том, чтобы таможня делегировала часть своих функций бизнесу. Таможенные декларации, оформленные в соответствующем порядке бизнес-структурами, таможня может вообще не проверять. Бизнес будет иметь возможность напрямую получать грузы на свои склады, а таможня лишь осуществлять таможенный аудит, с помощью которого будет проверяться объективность определения кода товара, его происхождение, таможенная стоимость, правильность начисления и уплаты платежей в бюджет. С этой целью сейчас в странах Европейского Союза вводится система уполномоченных экономических операторов. К сожалению, в Украине она пока что не работает».

Директор Информационно-справочного департамента Миндоходов Украины Иван Романов проинформировал участников семинара о необходимости формирования нового видения развития общества, в котором ключевую роль будет играть обмен информацией и ее использование во благо государства, бизнеса, граждан и общества в целом.

«С момента внедрения Государственной налоговой службой Украины первого электронного сервиса для налогоплательщиков — системы представления в органы ГНС отчетных документов в электронной форме (2008 год), наибольшим достижением службы, на мой взгляд, стало создание собственного Аккредитованного центра сертификации ключей (АЦСК)», — отметил руководитель Департамента.

Первый государственный аккредитованный центр сертификации ключей, который технологически не уступает ни одному коммерческому АЦСК в Украине, начал предоставлять налогоплательщикам первые бесплатные услуги электронной цифровой подписи. Новый сервис  достаточно быстро получил признание клиентов. За первый месяц работы АЦСК услуги ЭЦП были предоставлены 4030 клиентам, а уже во втором месяце их количество увеличилось на 15,2 тыс., то есть произошел прирост в четыре раза (372,8%) за один месяц.

Ныне при АЦСК ИСД создано 106 отделений представительства, в которых работают 260 администраторов — самая крупная официальная (штатная) сеть представительств регистрации в Украине. Ежемесячно АЦСК ИСД предоставляет услуги ЭЦП в среднем 50 тыс. заявителей, а максимальная регистрационная мощность доведена до 110 тыс. клиентов ежемесячно.

Сегодняуслуги ЭЦП предоставлены 380 тыс. клиентов, которым сформировано свыше 600 тыс. усиленных сертификатов, а это один из лучших показателей среди других АЦСК Украины по количеству предоставленных клиентам услуг. Таким образом, создание АЦСК стало существенным толчком для развития систем электронного документооборота (электронных сервисов).

Начальник Центра сертификации ключей Информационно-справочного департамента Миндоходов Украины Олег Матвеев остановился на проблемах гармонизации технологии и нормативного поля в сфере электронной цифровой подписи. Он обратил внимание участников семинара на активную работу государственных учреждений по гармонизации законодательства, а именно относительно изменений и дополнений к Закону Украины «Об электронной цифровой подписи», который максимально приблизит функционирование инфраструктуры открытых ключей Украины к европейским стандартам.

Региональный советник ЕЭК ООН Марио Апостолов более подробно рассказал о Плане построения ЕИС. Этот проектный документ отражает структуру планирования, очерчивает проблемы и возможные пути их решения. «Единое окно» — не просто технический, а прежде всего политико-организационный инструмент. Советник подчеркнул важность предложения о необходимости разработки Национальной стратегии по упрощению процедур торговли.

Участниками семинара наработаны рекомендации, которые будут направлены в соответствующие ведомства для дальнейшего развития проекта «Единое окно» — локальное решение».

В рамках Международной транспортной недели проведен ряд других принципиально важных мероприятий.

Организаторы Международной недели — Ассоциация транспортно-экспедиторских и логистических организаций Украины «Укрвнештранс» и АО «ПЛАСКЕ», в очередной раз продемонстрировали общественности, что Транспортная неделя в г. Одессе — это своеобразная международная платформа для дискуссий. Она предоставляет возможность ее участникам не только обсуждать насущные проблемы и перспективы развития транспорта, торговли в Европе и странах СНГ, но и принимать конкретные решения в интересах развития внешнеэкономической деятельности, создает реальную основу для воплощения планов в жизнь.

 

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42