Статьи

С ветерком — на электромобиле

В 80-е годы прошлого века можно было купить бензин по 35 коп. за 1 л. Сегодня таких цен уже не найти. Конечно, было бы неплохо на машине времени вернуться в СССР, заправиться по дешевке, а кататься здесь и сейчас. Но пока что так не получается. Возможно, в будущем, когда машины времени будут продаваться в магазинах бытовой электроники, пусть даже и в кредит, их можно будет приобрести. А пока становится все более доступным другой способ значительно уменьшить расходы на персональный автотранспорт и сэкономить на бензине — завести электромобиль.


Бензин по рецепту

Электромобили занимают достойное место в истории «карет без лошадей». Было время, когда автомобили с бензиновыми двигателями ничем не выделялись из ряда экспериментальных «самобеглых колясок» с паровыми, электрическими и даже пружинными двигателями. Бензозаправок еще не было, и пару бутылок бензина можно было купить только в аптеке. Примитивные бензиновые двигатели не были фаворитами гонки технологий, пока француз Ленуар не сообразил, как сделать их работу эффективной. И они победили, надолго завоевав рынок. Но все же электромобили успели в начале своей истории даже поучаствовать в спортивных соревнованиях. В частности, рубеж скорости 100 км/ч был впервые в истории преодолен именно на рекордном электромобиле бельгийца Камиля Женатци под названием «Всегда недовольная». Почему бельгиец так назвал свой электромобиль, существует множество романтических версий: в некоторых упоминается его теща, а в некоторых — жена. Сути дела это не меняет — электромобили доказали свою пригодность.

На задворках прогресса

Более сотни лет, практически всю эру господства бензиновых автомобилей, электромобили провели в «подполье», на ограниченных территориях. В цехах промышленных предприятий они перевозили сырье и готовую продукцию, таскали караванчики багажных тележек на вокзалах и в аэропортах, служили погрузчиками на складах. Там, где был важен их основной плюс — отсутствие выхлопных газов, и где можно было пренебречь малым запасом хода, электромобили были незаменимы. Но с изобретением более совершенных аккумуляторов электромобили уверенно выехали на городские улицы.

Два веских аргумента

Две основные причины стремительно растущей популярности электромобилей — это их экологическая чистота и дешевая электроэнергия. Отсутствие вредных выбросов особенно ценится жителями и властями богатых стран, где экологически чистый автомобиль становится модной «статусной» вещью, подтверждающей богатство и активную жизненную позицию владельца. На территории нашей страны главная фишка электромобиля — возможность ездить практически бесплатно.

Индивидуальные «электрички»

Принимая во внимание возрастающий спрос на электромобили, выпускаются все новые и новые модели как от именитых грандов автопрома, так и от неизвестных небольших заводов. Недавно японская компания
SIM-Drive представила электромобиль SIM-WIL. Компания сделала ставку на «дальнобойность» — большинство современных электромобилей «пробегают» без подзарядки около 150 км, а SIM-WIL может проехать 350 км. Пятиместный электромобиль весит больше 1,5 т, разгоняется до 180 км/ч, а «сотню» набирает за 5,4 с. В целом образцовая динамика электромобилей — это следствие основной особенности электродвигателей развивать значительный крутящий момент практически с нуля оборотов.

Электрическими бывают не только тривиальные седаны, инженеры очень любят оборудовать электроприводом кроссоверы, на которых благодаря высокому полу салона очень удобно размещать аккумуляторные батареи. Например, Toyota наладила выпуск новой версии электрического кроссовера RAV-4 EV. Это — настоящее дитя глобализации. Японская машина с американской трансмиссией выпускается в Канаде. А в итальянской компания Zagato создали самый маленький из электромобилей — Zagato Volpe («Лис»), который имеет всего лишь 1 м в ширину, 2 м в длину и 1,5 м в высоту. Водитель и пассажир сидят «тандемом» друг за другом, как танцоры ламбады. Машинка разгоняется до 50 км/ч, а управлять ею может 16-летний водитель с «мотоциклетными» правами. Кроме небольшой цены у «Лиса» имеется еще одна интересная особенность — водитель может не тратиться на стоянку, а заехать прямо на рабочее место, к своему столу, ведь этот электромобиль помещается в стандартный офисный лифт!

Автодизайнерский рай

Электромобили — это долгожданный подарок, отрада для автодизайнеров. Ведь у обычного бензинового автомобиля расположение двигателя, коробки передач и прочих систем, другими словами компоновка автомобиля, ограничивает полет фантазии дизайнера при прорисовке внешнего вида автомобиля и его интерьера. Что-то действительно новое придумать очень сложно, практически невозможно. Электромобили дали дизайнерам новые возможности, которыми те поспешили воспользоваться. По автомобильным выставкам «кочевали» инопланетного вида электромобили, которые привлекали эстетов, но отпугивали потенциальных покупателей. Потом дизайнеры кинулись в другую крайность — маскировали электромобили в кузова скучных семейных машин. Но со временем золотая середина была найдена: современный электромобиль должен иметь классический силуэт, отделанный в стиле хай-тек, чтобы с первого взгляда было понятно — владельцу не жаль денег на модный тренд. Яркий пример такого подхода к дизайну электромобиля — готовящийся к выпуску Renault TwinZ.

Буква «Z», использующаяся в названии многих современных электромобилей, означает «zero emission» — нулевой выброс вредных веществ, чтобы сразу было понятно, что отсутствуют не только выхлопные газы, но и выхлопная труба.

TwinZ, созданный как часть нового семейства Renault Twingo, отделан таким образом, что сомнений нет — эта машина является продуктом высоких технологий. Светодиодная отделка внешней поверхности крыши и задней двери, подсветка салона (потолка и всех панелей), имитирующая водные глубины, конечно, выделяет машину в городском потоке транспорта. Но и технические характеристики впечатляют — 160 км пробега со скоростью 130 км/ч. Как говорится, вчера рекорд, сегодня — норма.

«Электросамодеятельность»

Периодически, примерно раз в год, журналисты находят очередного гаражного умельца, мастерящего электромобиль. Как правило, это старенькая машина, набитая тяжелыми свинцово-кислотными аккумуляторами, с запасом хода «до ближайшего гастронома». Современные технологии создания литий-ионных аккумуляторов и мощных электродвигателей оказались самодельщикам «не по зубам». Но с недавних пор ситуация изменилась — теперь можно купить все необходимое для создания электромобиля собственной оригинальной конструкции. Мощные аккумуляторы и двигатели, электронные системы управления, зарядные устройства можно подобрать по каталогу, оплатить и получить по почте. Особенно популярны наборы для дооборудования электроприводом переднеприводных автомобилей. Вместо задних колес такого автомобиля устанавливаются так называемые мотор-колеса. Такое колесо имеет встроенный электродвигатель и тормоз и не мешает движению автомобиля в обычном режиме. А при необходимости на переоборудованном таким образом автомобиле можно двигаться в городской тянучке, используя электромотор и выключив бензиновый двигатель, при этом экономя топливо и ресурс основного двигателя и трансмиссии. В зависимости от того, какой емкости аккумуляторы были установлены при переоборудовании, можно проехать от 10 до 50 км. Аккумуляторы заряжаются от обычной бытовой розетки или подзаряжаются при торможении автомобиля, используя режим рекуперации энергии.

Подобное переоборудование — это, конечно, совершенно примитивный подход к возможностям, открывающимся перед автомобильными инженерами при создании электромобилей.

Электромобиль для супермена

Пожалуй, вершина современного применения электропривода — это Porsche 918 RS Spyder. В этой машине электрический и бензиновый двигатель работают «в одной упряжке» под управлением сложных электронных систем. Этот симбиоз наделяет машину фантастическими показателями. Spyder может, используя только электротягу, совершенно бесшумно проехать 30 км со скоростью 150 км/ч, а при включении еще и бензинового двигателя он разгоняется до 340 км/ч. Причем первую «сотню» набирает за невероятные 2,8 с, ведь суммарная мощность силовой установки — 884 лошадиные силы. А средний расход топлива при движении в экономичном режиме составляет всего 3,3 л бензина на 100 км. Хотя, разумеется, такую машину никто не покупает ради экономии — цена почти 1 млн. дол. США исключает бешеный спрос. Но ведь еще каких-то несколько десятков лет тому назад невероятно дорогими казались и мобильные телефоны, а ноутбук был доступен только миллионерам. А сегодня у сельского пастуха в кармане минимум одна мобилка, а то и две. Возможно, через некоторое время такие машины, как Spyder, станут обычным транспортом в сельской глубинке.

Потребитель проголосует кошельком

Каждый, решившийся на покупку электромобиля, имеет для этого собственные аргументы. Но в целом «за» и «против» электромобиля выглядят следующим образом.

Преимущества электромобиля

Электромобиль не загрязняет атмосферу выхлопными газами. Он практически бесшумен, настолько, что приходится применять специальную озвучку, имитирующую работу бензинового мотора — специально для пешеходов, привыкших не только видеть, но и слышать автомобили.

Электромобиль надежен: количество механических устройств в нем минимально, а значит, нет необходимости менять масло в двигателе, ремни, свечи, фильтры топливные, масляные и воздушные. Он не зависит от качества бензина на заправках. Электромобиль идеально подходит для полной автоматизации. Системы самостоятельной, без участия водителя, парковки, а в скором будущем и самостоятельного движения реализуются на электромобиле проще, то есть дешевле. Электромобиль станет не просто транспортом — это будет транспортно-медийный гаджет, который, используя Интернет, сам выберет маршрут, покажет новости, позволит пообщаться в социальных сетях. Можно будет просто подремать за рулем по дороге на работу. Люди перестанут сокрушенно качать головами при виде блондинок, занятых макияжем во время движения. И наконец, электромобиль экономичен. Стоимость электроэнергии, которую он расходует на 100 км пробега, такова, что при пересчете на пробег бензинового авто получается как раз та же цена 35 коп. за 1 л бензина (как в 80-е годы прошлого века).

Недостатки электромобиля

Электромобили, оказывается, вредят окружающей среде. Ведь значительная часть электроэнергии, которой заряжаются их аккумуляторы, произведена на тепловых электростанциях. То есть энергия получена при сжигании либо газа, либо угля, а значит, в атмосферу выброшены тонны дыма. Просто эти выбросы вредных веществ при использовании электромобилей переместились из города в район расположения электростанций. По выводам экспертов природоохранной организации «Гринпис», пересчет вредных выбросов электростанции на пробег электромобиля дает цифру около 180 г диоксида углерода на 1 км пробега — как у современного бензинового автомобиля гольф-класса.

Электромобиль имеет низкую ликвидность. Проще говоря, купив электромобиль, через пару лет его будет сложно продать. Из-за стремительного прогресса технологий будет, как с компьютерами: пока вы несли компьютер из магазина домой, он уже устарел и подешевел. Так и электромобили будут быстро терять в цене при появлении новых и более совершенных моделей.

Мелкими шагами — в светлое будущее

Современный мир техники настолько сложен и взаимосвязан со всеми сферами деятельности человека, что в нем практически невозможно «шагать через ступеньку». Электрогенерирующая отрасль все еще не обеспечивает экологическую чистоту энергии? Ладно, инженеры пока что будут работать над совершенствованием электромобилей. А когда энергетики смогут избавиться от пелены дыма над электростанциями, автомобильная промышленность уже будет готова к переменам. Ведь даже в украинской программе развития отечественного автопрома есть план строительства завода в г. Днепропетровске, который будет выпускать электромобили.

Электромобиль «в степях Украины»

Пока украинский электромобиль только запланирован, а в г. Киеве уже есть место, где его можно зарядить. Первая в Украине «заправочная розетка» для электромобилей установлена на одной из АЗС в столичном районе Оболонь. Это, конечно, первая ласточка, такие зарядные станции нужны не только на АЗС, но и на стоянках в спальных районах, возле офисов и гостиниц. Кстати, с зарядкой электромобилей связана еще одна проблема, которая может помешать их широкому распространению, — это неспособность современных линий электропередач к надежной работе, когда к розеткам подключится значительное количество электромобилей.

Да, на пути широкого применения электромобилей еще много требующих решения проблем. Но ведь это обычная ситуация в истории технического прогресса, и, возможно, скоро украинский электромобиль станет так же привычен на наших дорогах, как и отечественный трамвай или троллейбус.

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42