Інші податки
Тема: Международный опыт

Первичный документооборот: тенденции к упрощению

Реформирование финансовой системы Украины и постепенная интеграция ее в мировую экономику требуют тщательного изучения иностранной практики. Во время международного научно-практического семинара, состоявшегося недавно в г. Ялте, опытом быстрого и эффективного совершенствования налоговой службы Германии и создания там современной системы налогообложения европейского образца поделился один из экспертов Немецкой консультативной группы в Украине Томас ОТТЕН.


Облегчить работу предпринимателя

Поскольку на протяжении последнего десятилетия система налогообложения Германии претерпела существенные изменения, Томас Оттен попытался экстраполировать важные направления этого процесса на украинские реалии. Ведь среди проблем, отрицательно сказывающихся на процессах администрирования налогов в Украине, есть много таких, которые были в свое время присущи немецкой налоговой системе.

Отмечая тенденцию к снижению ставок налогообложения в Украине, немецкий эксперт вместе с тем акцентировал внимание на сложности и громоздкости процесса администрирования. Если сравнивать расходы на ведение отчетности в Украине субъектами хозяйствования, работающими с 10 наемными работниками, с расходами субъектов хозяйствования с такой же прибылью, работающих в Германии, становится очевидным, что расходы на ведение отчетности в Украине составляют до 2,2 тыс. часов в год, тогда как немецкие предприниматели тратят 450 часов. Субъекты хозяйствования Германии представляют отчетность только один раз в год в отличие от украинских, которые представляют ее 4 раза в год. Первичных документов в Украине в 5 раз больше, чем в Германии. Такое состояние дел усложняет работу бизнеса. Ведь обработка первичной бухгалтерской документации — весьма трудоемкое занятие, требующее внимания и точности, так что организация первичного документооборота играет особую роль.

В Германии, например, нет утвержденных форм первичных документов. Обязательные требования определены только к тем документам, по которым существует риск подделки. Например, так называемый инвойс является эквивалентом нескольких форм документов, используемых в Украине: накладной, акта выполненных работ (услуг), налоговой накладной, кроме того, документов по инвентаризации, прибыли и убыткам со склада, командировочным расходам, расходам компании на автомобиль, деловые обеды, подарки и т. п.

Обязательные составляющие инвойса — название и адрес предпринимателя или компании, налоговый номер компании (каждый субъект хозяйствования имеет уникальный идентификационный номер налогоплательщика), название и адрес получателя, дата выдачи инвойса (все инвойсы должны быть последовательно пронумерованы и не дублироваться), опись предоставленных товаров или услуг и их объем, дата доставки, чистая сумма инвойса, ставка и сумма НДС, валовая сумма по инвойсу (нетто + НДС).

Содержание в приоритете

Характерной особенностью инвойса в Германии является отсутствие подписей и печатей. Для идентификации при налоговых проверках вполне достаточно его номера и регистрационного номера налогоплательщика. Если инвойс содержит всю необходимую информацию, отпадает потребность в других первичных документах: товарно-транспортной, расходной и налоговой накладных, акте и т. п.

Ко всем другим видам первичных документов, если в них возникает необходимость, никаких официальных требований не выдвигается. При этом налоговые инспектора принимают их как первичные документы.

Таким образом, в Германии приоритетом является содержание, а не форма документации. Подобные подходы ослабляют административную нагрузку, уменьшают расходы на бухгалтерский учет для предприятий, а также на содержание налоговых органов, не способствуют уклонению от уплаты налогов.

Чем сложнее структура компании, тем подробнее документация

Все субъекты предпринимательской деятельности должны сохранять первичные учетные документы. Это касается не только компаний, но и частных и частично занятых предпринимателей, лиц, занимающихся независимой профессиональной деятельностью: адвокатов, нотариусов, врачей-практиков, артистов и т. п. Чем сложнее структура компании, тем подробнее должна быть первичная документация. Однако компания сама решает, что ей необходимо. Скажем, частный предприниматель с 50 инвойсами в год не ведет реестр документов, поскольку достоверность его декларации налоговые органы могут легко проверить. А вот крупные компании с 5000 инвойсами в год должны формировать реестр инвойсов, который предоставляют налоговому инспектору для проверки с целью повышения эффективности работы.

Требования относительно сроков хранения документов в Германии менее жесткие, чем в Украине. Инвойсы, квитанции, журналы, балансы, бухгалтерские документы хранятся 10 лет, вся деловая переписка — 6 лет. Аналогичный срок хранения установлен для остальных документов, подтверждающих данные налоговых деклараций. Сроки хранения документов одинаковы для всех категорий предпринимателей и компаний.

Некоторые ключевые расхождения существуют и в алгоритмах действий немецких и украинских налоговых инспекторов во время проверок. Например, в Украине, как в свое время в Германии, проводят проверку процесса учета, внимание проверяющих фокусируется на формальных подробностях. Осуществляется полная проверка обязательного наличия первичных документов. А в Германии акцент внимания проверяющих смещается на проверку достоверности непосредственно результатов учета. Отслеживается содержание первичных документов, проверки проводятся выборочно с целью сверить отчетность компаний с важнейшими данными по отрасли. Проверка происходит, в частности, и на предмет приемлемости соотношения между обращением денежных средств и прибылью по сравнению с другими компаниями.

По мнению Томаса Оттена, введение подобных подходов в Украине не только возможно, но и обещает быстрое и эффективное преобразование ее налоговой системы в систему европейского образца. Развитию малого и среднего бизнеса будет очень способствовать упрощение первичной документации, при котором государство фактически не понесет потери. Будет снижаться и количество случаев налогового мошенничества.

♦ Для справки

О налогах в Германии и их ставках

Налоги на владение. К этой группе относятся налоги на доходы (подоходный налог, налог на корпорации) и налоги на имущество (например, налог на имущество, налог с наследства). Такие налоги, как промышленный и церковный, также являются налогами на имущество.

Налоги на владение имеют признаки прямых налогов. Их доля в совокупных налоговых поступлениях составляет свыше 55%.

Доходы граждан, превышающие определенный уровень, облагаются налогом по максимальной ставке налога на доход — 51%.

Нераспределенная прибыль компаний облагается налогом по более высоким ставкам, чем распределенная, — соответственно 50 и 36%.

В Германии введен так называемый церковный налог. Его уплачивают только те, кто называет себя членом церкви. Этот налог исчисляется на базе годового налога на доходы и составляет 8 — 9% этой суммы.

Налог на табачные изделия составляет до 3% всех налоговых поступлений в Германии. Бросается в глаза то, что количество некурящих существенно увеличилось не столько благодаря пропагандистской кампании о вреде табакокурения, как вследствие роста налога на табачные изделия. Таким образом, путем повышения ставки налога в обществе решается важная социальная проблема.


Елена НИЗОВАЯ,
главный государственный налоговый инспектор отдела
массово-разъяснительной работы и обращений граждан ГНА в АР Крым

«Горячии линии»

Дата: 15 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00