Налог на имущество

Плата за землю для физических лиц

В соответствии со ст. 22 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, либо предназначенные для этих целей земли.

Граждане могут получить в собственность или пользование земли сельскохозяйственного назначения для ведения личного сельского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства. Иностранцы и лица без гражданства не могут получить в собственность земли сельскохозяйственного назначения.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся: сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги); несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме относящихся к землям лесохозяйственного назначения, земли под хозяйственными сооружениями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и т. п.).

Ставки налога за земельные участки сельскохозяйственных угодий (независимо от местонахождения) установлены ст. 272 Налогового кодекса.

В соответствии с этой статьей ставки налога за 1 га сельскохозяйственных угодий устанавливаются в процентах их нормативной денежной оценки в следующих размерах:

  • для пашни, сенокосов и пастбищ — 0,1%;
  • для многолетних насаждений — 0,03%.

За сельскохозяйственные угодья, предоставленные в установленном порядке и используемые по целевому назначению, в том числе военными сельскохозяйственными предприятиями, независимо от того, к какой категории земель они относятся, налог взимается по ставкам, определенным п. 272.1 указанной статьи (п. 272.2 ст. 272 Налогового кодекса).

Налог за другие земельные участки сельскохозяйственного назначения, не являющиеся сельскохозяйственными угодьями, взимается по ставке:

  • в размере 1% нормативной денежной оценки земли — за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения);
  • установленной ст. 275 этого Кодекса, — за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена;
  • в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области — за земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, занятые хозяйственными зданиями (сооружениями);
  • в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области — за земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена;
  • в размере 0,03% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области — за земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, занятые землями временной консервации (деградированные земли).

Предлагаем рассмотреть, в каком размере должна устанавливаться плата за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев), какой коэффициент применяется к нормативной денежной оценке земель сельскохозяйственного назначения при исчислении сумм земельного налога или арендной платы за земельный участок, в каком случае освобождается от уплаты земельного налога физическое лицо при предоставлении земельных участков (земельных долей (паев)) в аренду.

Размер платы за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения

Какую плату за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев) должен получать собственник пая при заключении договора аренды?

Земельные отношения в Украине регулируются Земельным кодексом, а взимание платы за землю — Налоговым кодексом.

Согласно ст. 269 Налогового кодекса плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.

В ст. 270 этого Кодекса указано, что объектами налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

В соответствии с Указом № 1529 заключение договора аренды земельной доли (пая) с выплатой арендной платы в натуральной или денежной форме является обязательным.

С целью повышения уровня социальной защиты крестьян — собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также ответственности землепользователей за эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения Указом № 92 признана одной из приоритетных задач развития аграрного сектора экономики обеспечение повышения уровня социальной защиты сельского населения, в частности путем введения платы за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев) в размере не меньше 3% определенной согласно законодательству стоимости земельного участка, земельной доли (пая) и постепенного увеличения этой платы в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и финансово-экономического положения арендатора.

Арендные отношения в Украине регулируются Законом № 161, ст. 1 которого определено, что аренда земли — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.

Статьей 5 этого Закона установлено, что арендаторами земельных участков являются юридические или физические лица, которым на основании договора аренды принадлежит право пользования земельным участком.

Согласно ст. 13 указанного Закона договор аренды земли — это договор, по которому арендодатель обязан передать арендатору земельный участок в пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок согласно условиям договора и требованиям земельного законодательства.

В соответствии с определением, приведенным в ст. 21 Закона № 161, арендная плата за землю — это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Исчисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции, если иное не предусмотрено договором аренды.

Учитывая вышеуказанное, плата за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев) устанавливается в размере не меньше 3% определенной в соответствии с законодательством стоимости земельного участка, земельной доли (пая), которая постепенно увеличивается в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и финансово-экономического положения арендатора и индексов инфляции.

Льготы при предоставлении земельных участков в аренду

Какие льготы по уплате земельного налога установлены для физических лиц и освобождаются ли от уплаты земельного налога физические лица — собственники земельных участков (земельных долей (паев)) при предоставлении земельных участков (земельных долей (паев)) в аренду?

В соответствии с п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса от уплаты земельного налога освобождаются:

  • инвалиды первой и второй групп;
  • физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551;
  • физические лица, признанные законом лицами, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы.

Согласно п. 281.2 ст. 281 Налогового кодекса освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

В соответствии с п. 281.3 ст. 281 этого Кодекса от уплаты земельного налога освобождаются на период действия ФСН собственники земельных участков, земельных долей (паев) при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику ФСН.

Таким образом, физические лицасобственники земельных участков (земельных долей (паев)) имеют льготы по уплате земельного налога только при передаче земельных участков, земельных долей (паев) в аренду плательщикам ФСН.

Применение коэффициента при исчислении суммы земельного налога

Какой коэффициент следует применять к нормативной денежной оценке земель сельскохозяйственного назначения?

Постановлением № 1185 внесены изменения в Методику нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденную постановлением № 213, и определено, что показатели нормативной денежной оценки 1 га пашни отдельного земельного участка, проведенной по состоянию на 01.07.95 г., применяются с коэффициентом 1,756. Указанное постановление вступило в силу 1 января 2012 г.

Следовательно, при исчислении суммы земельного налога или арендной платы за земельный участок плательщики должны применять коэффициент 1,756 к нормативной денежной оценке 1 га пашни отдельного земельного участка, проведенной по состоянию на 01.07.95 г.

Уплата налога за земельные участки, предоставленные для ведения садоводства

Должно ли физическое лицо — пенсионер, имеющее неприватизированный земельный участок в садоводческом товариществе, уплачивать земельный налог?

Статьей 35 Земельного кодекса определено, что граждане — члены садоводческого товарищества имеют право приватизировать земельный участок, и такая приватизация осуществляется без согласия на то других членов этого товарищества.

Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью, к ним относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями, а также другими объектами общего пользования. Использование земельных участков садоводческих товариществ осуществляется в соответствии с законом и уставами этих обществ.

Согласно ст. 116 этого Кодекса граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом.

В соответствии с пп. 281.1.3 п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса пенсионеры (по возрасту) освобождены от уплаты налога.

При этом освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренные для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов (п. 30.2 ст. 30 Налогового кодекса).

Когда земельные участки приватизированы гражданами — членами садоводческого товарищества и каждый гражданин получил документ, удостоверяющий право на земельный участок, такие граждане, кроме тех, кому предоставлены льготы по уплате земельного налога согласно ст. 281 Налогового кодекса, самостоятельно уплачивают земельный налог в бюджет. За земельные участки общего пользования, находящиеся в собственности товарищества, земельный налог в бюджет будет уплачиваться товариществом.

Статьей 286 Налогового кодекса указано, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Согласно ст. 126 Земельного кодекса документами, удостоверяющими право собственности или право пользования землей, является Государственный акт на право собственности на земельный участок и Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком.

Учитывая вышеуказанное, если собственником земли или пользователем земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, является садоводческое товарищество и члены товарищества не оформили право на свой земельный участок, то такое товарищество и будет плательщиком земельного налога в бюджет (включая земельные участки общего пользования).

Если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для ведения садоводства, и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, то в этом случае указанное лицо должное самостоятельно уплачивать земельный налог, или оно имеет льготу по земельному налогу в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42