Юридическая практика

Применение административного ареста имущества налогоплательщика в случае недопуска должностных лиц органа ГНС к проведению фактической проверки

Суть дела. Орган ГНС имеет все законодательные основания для применения административного ареста имущества налогоплательщика в связи с недопуском его должностных лиц к проведению фактической проверки.

Решение суда. Черновицкий окружной административный суд при рассмотрении дела № 824/1011/ 13-а по иску органа ГНС к ГП «Г» о подтверждении обоснованности административного ареста отметил следующее.

Пунктом 81.1 ст. 81 Налогового кодекса определено, что должностные лица органа ГНС имеют право приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки при наличии оснований для их проведения, определенных этим Кодексом, и при условии предъявления или направления в случаях, определенных Кодексом, следующих документов:

  • направление на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование органа ГНС, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество проверяемого физического лица — плательщика налога), цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на поверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя органа ГНС или его заместителя, скрепленной печатью органа ГНС;
  • копии приказа о проведении проверки;
  • служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Непредъявление или ненаправление в случаях, определенных Налоговым кодексом, налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) указанных документов или предъявление этих документов, оформленных с нарушением требований, установленных вышеуказанным пунктом Кодекса, являются основанием для недопуска должностных (служебных) лиц органа ГНС к проведению документальной выездной или фактической проверки.

Отказ налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) от допуска к проверке на других основаниях, нежели определены в абзаце пятом вышеуказанного пункта, не разрешается.

При предъявлении направления налогоплательщику и/или должностным (служебным) лицам налогоплательщика (его представителям или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) такие лица расписываются в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления.

В случае отказа налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) расписаться в направлении на проверку должностными (служебными) лицами органа ГНС составляется акт, удостоверяющий факт отказа. В таком случае акт об отказе от подписи в направлении на проверку является основанием для начала проведения такой проверки.

В соответствии с пп. 16.1.13 п. 16.1 ст. 16 Налогового кодекса налогоплательщик обязан допускать должностных лиц контролирующего органа при проведении ими проверок к осмотру помещений, территорий (кроме жилья граждан), используемых для получения доходов или связанных с содержанием объектов налогообложения, а также для проведения проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в случаях, установленных этим Кодексом.

Пунктом 94.1 ст. 94 Налогового кодекса определено, что административный арест имущества налогоплательщика является исключительным способом обеспечения выполнения налогоплательщиком его обязанностей, определенных законом.

Согласно пп. 94.2.3 п. 94.2 ст. 94 этого Кодекса административный арест имущества налогоплательщика применяется в случае, когда налогоплательщик отказывается от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска должностных лиц органа ГНС.

В соответствии с п. 94.10 вышеуказанной статьи Кодекса арест на имущество может быть наложен решением руководителя органа ГНС (его заместителя), обоснованность которого в течение 96 часов должна быть проверена судом.

В письме № 149/11/13-11 указано, что проверка обоснованности наложения административного ареста предусматривает установление судом наличия оснований для применения административного ареста, определенных п. 94.2 ст. 94 Налогового кодекса.

Предметом проверки является соответствие решения руководителя налогового органа (его заместителя) о наложении административного ареста на имущество налогоплательщика условиям, при которых такое решение может быть принято.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что органом ГНС соблюдена процедура назначения и проведения фактической проверки, предусмотренная Налоговым кодексом, а ГП «Г» безосновательно и вопреки требованиям этого Кодекса отказалось от получения приказа о проведении фактической проверки по вопросам соблюдения требований налогового и другого законодательства и направлений на ее проведение.

Учитывая указанное, по результатам рассмотрения дела судом поддержана позиция органа ГНС и полностью подтверждена обоснованность административного ареста, примененного контролирующим органом к налогоплательщику.

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42